Роль России в глобальном духовно-общественном процессе объединения Востока и Запада

Вильхельм Августат – Президент Int. Association PEACE through CULTURE–Europe

II международная научно-практическая конференция “Рериховское наследие " "Новая Россия на пути к единству человечества" Петербургская сессия: 9-11 октября 2002 г., Санкт-Петербург Секция I "Поиски российской общенациональной идеи и глобальные мировые процессы."

На сегодняшний день остался в прошлом великий, охватывающий множество народностей, общественный эксперимент России, заключавшийся в попытке объединить народы мира только на идейной, чисто политической, материалистической (бездуховной), общественной и мировоззренческой платформе. Нечто подобное и даже аналогичное пытались предпринять США - Рузвельт: «Новый Курс», Англия: «Общее Благосостояние», Германия «Национал-Социализм».

В настоящее время остается еще вечная, как и прежде, мечта человечества о Всемирном Миролюбивом Государстве, в котором царят благосостояние, демократия и ощущаемая всеми радость жизни (понимаемая как синоним к слову «культура»). Оглядываясь вокруг, мы обнаруживаем, что эта мечта о будущем, как и прежде, очень далека от своего воплощения, и что, более того, культурно-цивилизационные бедствия являются для большинства человечества актуальной реальностью. Избранные прежним государственным руководством общественно-политические планы и относящиеся к ним средства и пути были, очевидно, ложными (поскольку не привели к цели). Современность, являясь следствием всего того, что было упущено, демонстрирует в качестве преобладающей тенденции все более возрастающий процесс нестабильности и падения почти во всех сферах жизни. Ориентация на другие государства и их общественные системы кажется явно бессмысленной и бесцельной. Что может (следовало бы или должна была бы) предпринять Россия, чтобы вновь подняться в качестве мировой державы общественно-положительного характера?

* * *

Преамбула: Россия, являясь, как народ, географически и культурно континентом, существует сама по себе, – подобно США, Китаю, Индии и «ЕС». Расположенная между ЕС и азиатским блоком, Россия, естественным и культурным образом, образует тот важный мост, который постепенно должен вновь соединить искусственно разделенные части континента Европу И Азию в единую «ЕВРАЗИЮ»! Альтернативно на базе государственных и групповых интересов происходит дальнейшая эскалация наблюдаемых повсюду силовых действий, борьбы за власть и войны за сферы влияния. При сегодняшнем уровне вооружения,  химии, биологии и физики человечество будет все дальше продвигаться в направлении саморазрушения, природных катастроф и катаклизмов, если не остановить этот процесс решительными и умными инициативами.

Современное состояние мира совершенно очевидно. Этнические, культурные и мировоззренческие различия имеют, прежде всего, искусственное происхождение. Они столетиями закладывались в сердца и умы людей и могут быть приведены в гармоничное состояние только при активном воздействии социальных наук и, в первую очередь, ЭТИКИ. Только на этой основе возникнет в существующем на сегодня многообразии то единство, которое имеет решающее значение для восстановления необходимой человеческому сознанию, относительной справедливости в глобальных цивилизациях, для Мировой Гармонии.

Политика последних столетий опиралась на псевдокультурные учреждения, которые, к сожалению, больше заботились об укреплении собственных позиций и о расширении своей светской власти, вследствие чего она характеризуется разъединительными тенденциями. Более того, она посеяла ненависть между различными культурами и этническими группами. Этот глубокий «ров» необходимо преодолеть сегодня совместными усилиями политиков, общества и культурных групп, на основе этических, т.е. одинаково справедливых и приемлемых для всех норм. «Слава Богу», из года в год сознание этой необходимости растет как у политических лидеров, так и у ответственных лиц этнических и культурных общественных групп.

Всемирное развитие идет на пользу всему материнскому континенту человечества и мировой культуры – ЕВРАЗИИ, - а с ней и России. После краха мирового Коммунизма, согласно диалектическому закону развития общества, подлежит неудержимому распаду и его антипод – «Капитализм». В своем безудержном опьянении победой капитализм в кратчайший срок «перегнул палку». Время и эволюция работают против него, а войны, являющиеся скорее отступлением, лишь пытаются замаскировать тот факт, что кульминационный момент продолжающегося всего несколько лет исключительного господства Северной Америки в политическом, экономическом и общественном отношении уже позади. Уже только благодаря этому обстоятельству Евразия (Европа и Азия) приобретают больше возможностей для развертывания своих идей, новую свободу действий и, более того, долг предпринять конкретные, тщательно взвешенные и энергичные действия во благо всего человечества и будущего на Земле. Никто сегодня, кроме самой Северной Америки, не верит в то, что от нее будет исходить благополучие мирового сообщества государств, или всего мира, в аспекте миролюбивой и гармоничной, общественно приемлемой для всех людей цивилизации. Тем не менее, США играют важную роль в процессе возникновения будущего, гармоничного Мирового Сообщества.

Тем более необходимо обратиться сегодня к, называвшимся когда-то утопиями, проектам мирового объединения Платона, Данте Алигьери, Томаса Мора, Кампанеллы, Канта, Николая Рериха и Леобранда, а также других философов, занимавшихся социальными проблемами в последнем столетии, актуализируя их согласно духу времени. Среди них необходимо выделить именно те пути, которые своей конечной целью имеют мирное, в гармонии и радости живущее, мировое сообщество, и которые своими этическими требованиями создают для этого необходимые причинные предпосылки. Принципы, которые необходимо уважать, раскрывались человечеству уже на протяжении столетий и тысячелетий – теперь от него, а также, в первую очередь, от России зависит предпринять целенаправленные действия и шаги в направлении их реализации.

Россия сегодня – взгляд «извне»

Россия сегодня является общественным синонимом мультиэтнического, многонационального союза народов, которая несколько поколений шла «доброй дорогой» совместного роста на уровне наднациональности и соответствующего ему сознания. Однако политические, частично насильственные методы не достигали такой высокой цели, которая, кроме всего прочего, следовала из целенаправленной политической деятельности! Наступивший возврат к консервативным общественным структурам еще не обуславливает никакого прогресса в сознании и, в настоящее время, оказывает разъединяющее и контрпродуктивное воздействие. К этому процессу добавляются различные влияния «из-за границы», которые также носят духовно разъединяющий характер. Эти силы пытаются также расколоть географически великое государство Россию на самостоятельные политические части, пытаясь осуществить этот раскол, главным образом, через индивидуализацию и/или через возврат к малым и самым малым этническим единствам, которые в дальнейшем пожелают политического выхода их из многонационального союза великой России.

Марксистско-ленинский план объединить все народы Земли в единое «интернациональное мировое сообщество» на основе земного материалистического понимания жизни и мира провалился на полпути. И еще не сформировалось высшее, стоящее над всеми партийно-политическими раздорами, общероссийское, коллективное сознание сплоченности, идущее из сердца, т.е. из культурного сознания всех народов и граждан государства.

Задачу гармоничного объединения народов России мирным и добровольным способом в единое, замкнутое в себе, энергетическое поле не может решить только политика, основанная на чисто государственном силовом мышлении, направленная, с использованием полицейских, военных, принудительных и механических мер, только на достижение успеха в сфере «законодательной и исполнительной»власти!

Исходя из этого, можно говорить о тенденции к продолжению процесса  индивидуализации с относящимся сюда образованием групп и меньшинств, защищающих свои корыстные, эгоистичные интересы за счет общества. Эти группировки способствуют углублению фанатизма и процессов разъединения. Это вызывает неизбежную необходимость применения политических мер, ведущих к государственной и мировоззренческой диктатуре.

Сознательное применение ЭТИКИ – как общественная необходимость Путь решения этой проблемы состоит в следующем.

Чтобы не быть замкнутой в себе самоцелью, политика должна использовать прогрессивные социологические науки и те потенциалы социологии, юриспруденции и, в особенности, этики, которые способствуют укреплению общероссийского чувства общности, выработке коллективного мышления и коллективной деятельности. В связи с этим должна быть обеспечена максимальная справедливость на всех уровнях, равноправие абсолютно для всех, а также прозрачность в отношении этичной стороны всех проектов и их осуществления. Хорошая политика синонимична «культуре»!

Коррупция, образование мафиозных блоков, неравенство и несправедливость могут быть преодолены только в том случае, если законодательная власть создаст в помощь исполнительной власти, как качественное дополнение, этические консультационные и контролирующие органы (комитеты), которые представляют общественность и массовое сознание. Этнические культурные группы, состоящие из различных прослоек населения, должны были бы в каждой деревне, в каждом городе, в каждом районе создавать «Этический Круглый Стол» и на его базе – «Этический Совет» с поддержкой со стороны политики, в котором должны иметь места и голоса все этнические и культурные группы, и в который должны также быть интегрированы представители социальных наук (социология, право, этика).

В процессе осуществления вышеупомянутого проекта постепенно может возникнуть широкая сеть «Этических Комитетов или Советов», дополняющая существующую политическую структуру на основе добровольности, компромисса, справедливости и со стороны социальных наук и культуры. Их позднейшее иерархическое усложнение вплоть до «Государственного Этического Совета», оказывающего помощь политикам как консультативный поддерживающий орган для нахождения оптимальных решений проблем порядка и справедливости, является вопросом общественной потребности, политического и культурного сознания.

Для существования сильной России, считающей себя этическим и культурным  государством, важно логически научное и духовное использование ее выдающегося и необыкновенного потенциала и опыта. Ни одна страна, ни одно государство, ни одно многонациональное сообщество не может предложить такой богатый духовно- душевный опыт и такое разнообразие форм на основе общественно-активных, духовно-культурных и общественно значимых процессов, устремлений и экспериментов. Ни одному мультиэтническому или мультикультурному сообществу на Земле не пришлось испытать столько «радости и страданий», как тому географическому континенту, который сегодня абстрактно политически называют «Россией». Однако цель - стать межэтническим и межкультурным и лелеемым «всеми» россиянами государством, - еще далека от достижения.

По названным выше причинам руководство Российского государства «должно» значительно сильнее и активнее, более научно, умно и мудро использовать существующий потенциал россиян, в сотрудничестве со всеми доброжелательными гражданами и группами на благо будущей роли России – быть мостом между Востоком и Западом. Если же эти – или другие, еще лучшие – возможности не будут активированы и использованы Россией в конкретных действиях, она утратит свое глобальное историческое значение и распадется на отдельные, мелкие государства. В этом случае другие народы, прямо или косвенно, воспользуются современными «техниками и методами завоеваний» и овладеют гигантским потенциалом этой страны. Ибо если сами «Россияне» не сумеют конструктивно и динамично, для лучшего будущего использовать эти возможности и шансы, то усилившиеся испытания, обрушивающиеся на человечество в виде демографического взрыва, климатических изменений, катастроф и катаклизмов ускорят возникновение новых центров влияния, которые в большей степени будут соответствовать потребностям общественного развития. Современная ситуация требует развертывания необычайной активности в направлении развития, – в противном случае другие народы, нации, расы возьмут на себя в соответствующей духу времени форме все то, что сегодня подразумевается под потенциалом и возможностями «России». Где та культурно-этическая альтернатива, которая имела бы в виду благо всей планеты и всего человечества?

Совершенно нормально, когда верующие и неверующие занимают по многим вопросам повседневной жизни очень различные позиции, обусловленные свойственным им мировоззрением. Однако, - для блага всех живущих на планете необходимо покончить с взаимным унижением, обособлением, с войнами, как в малом, так и великом, которые ведутся с использованием методов глубинной психологии и эксцессов. В этом могут помочь общение и диалоги, которые проводятся на социально-научной и этической основе. Глубокая, духовная трещина в мировоззрении между верующими и неверующими затрагивает сегодня семьи и партнерство. Эта в культурном и общественном отношении позорная и даже разрушительная и разлагающая антикультура может быть преодолена только через этические диалоговые центры, в которых абсолютно запрещены дискуссии по мировоззренческим вопросам. По общественным вопросам и проблемам можно и нужно сообща искать консенсус, или золотую середину, на основе общего знаменателя, пользуясь оружием духа, социальными науками и, в особенности, этикой, – ибо только в этом случае можно положить конец этой третьей мировой войне духовной невоспитанности.

Россия «должна» найти свой, только ей свойственный путь, – и не может перенимать, копировать «чужие» проекты которые уже дискредитированы исторически, общественно и в результате мировых кризисов (мировых войн) и живут сегодня, не имея высших, мирных, гармоничных проектов общественного развития, от одного политического срока полномочий законодательных органов до другого.

Россия, как и все народы, должна осознать, что эволюция преподносит для народа и его истории уроки восхождения или нисхождения (упадка) – а для упадка или, более того, распада Россия сегодня еще слишком молода, слишком сильна, слишком динамична. Россия может, и даже «должна», с рассмотренных ранее позиций, еще многое дать Миру и всему человечеству!

Огромная проблема –глубокая пропасть между «верующими» и «неверующими» 

Принципиально существующую, и в России, пропасть между верующими и неверующими, которая во многих отношениях раскалывает единство общества, нельзя ни игнорировать, ни уничтожить призывами или государственными декретами. Последние поколения получили научное и, вместе с тем, «атеистическое» образование и воспитание и считают себя сегодня «неверующими» в религиозно-церковном понимании. «Верующие», как воспитанные на протяжении столетий, преданные церкви «теисты», имеют в свою пользу с духовно-культурной точки зрения, несколько хороших аргументов, которые, однако, ни качественно, т.е. через любовь к ближнему, проявляемую в повседневной жизни, ни количественно, через необыкновенные положительные, практические достижения, не являются убедительными. Сюда же относится тот факт, что верующие и их церкви две тысячи лет демонстрировали крайнюю нетерпимость и все что угодно, но не любовь к ближнему. Вместо этого, уничтожая народы, они продемонстрировали всему миру внутреннее этическое «качество» своего понимания жизни. Тем не менее, история религии богата истинными Святыми высочайшего уровня, которых следует уважать, жизнь которых, вместе с тем, подчеркивает глубокую пропасть, существующую между религиями и самими церквями.

Политике и обществу следовало бы, поэтому, для блага целостности России и духовно-этического единства, вопреки всем различиям в сознании, разработать область совместных действий и этического компромисса. Именно этическая сфера помогает преодолеть существующую пропасть в направлении гармонизации. В противном случае углубляется уже существующая пропасть между верующими и
неверующими, во всех смыслах – в церковном, конфессиональном или религиозном, - в направлении конфронтации и даже идущей на многих уровнях «войны».

Россия – восхождение или распад?

Сегодня Россия, как и многие другие государства, находится в состоянии перехода. Никто, однако, не может сказать «куда». Множество мыслителей и духовидцев предсказали России великое будущее. Но такое будущее окружено условиями, которые, по закону соответствия, должен выполнить сам российский народ. Поэтому современные поколения несут высокую ответственность и буквально «вынуждаются» к необходимости действовать, ибо в настоящее время закладываются многочисленные вехи, которые впоследствии, по Закону Причины и Следствия, будут влиять на будущее России. Для закладывания вех следует учитывать те наставления и принципы, которые некоторые Мудрецы, обладающие ясновидением, передали для возможного восхождения России. Одним из многих, доказавший во многих отношениях свою квалификацию в прошлом столетии, был Николай К. Рерих. Его перспективными идеями, которые он, как русский и Гражданин Мира, дарил всему миру, были Международный Суд (орган ООН),
ЮНЕСКО, международный фонд Культурного Наследия и многие другие превосходные проекты, которые сегодня находятся на пути всемирного признания и ратификации.

Н.К.Рерих, а также другие личности, знающие потенциал России и русского народа, подтвердили необычайные возможности, открывающиеся перед Россией, которые эта страна духовно и практически несет в себе, в особенности, те, которые определяют ей роль духовно-культурного строителя моста между Востоком и Западом. Таким образом – в причинной взаимосвязи – решается вопрос, насколько
Россия будет «восходить» или «нисходить» – или, упрощенно формулируя, будет вынуждена идти этим путем. Геополитически Россия является гигантом, в человеческом и культурном смысле – она необыкновенный, неотшлифованный алмаз, который неотложно нуждается в тончайшей шлифовке всех граней политического, экономического, общественного и культурного характера. Науки
находятся в стране на очень высоком уровне и должны существенно участвовать в определении свойственного только России, необычного пути, который необходимо пройти в повседневной жизни. «Смертным грехом» было бы выступать против имеющихся, лучших знаний, которые находятся в распоряжении университетов.

Только знание Законов жизни и общества будет самым надежным попутчиком, более того, проводником в будущее. Подражать другим государствам и народам, копировать их и, более того, импортировать, принимать и объявлять «прогрессом» их очевидные слабости – это путь в направлении упадка и, в лучшем случае, ведет к посредственности. Россия во всех отношениях независима от импорта, более того,
очень богата и поэтому этически, т.е. самой жизнью, ей определено идти своим собственным путем, который является необычным и должен быть примером для других в силу имеющихся у нее ценностей и богатств, как в отношении людей, так и во многих других отношениях. 

Запад и Восток стучатся в ворота России, бросая ей вызовы самого различного свойства. В этом понимании «россияне» получили вызов. Просто открыть ворота, чтобы «поток» извне затопил страну, идентично, как уже подчеркивалось, неизбежному падению. 

Поэтому Россия, во-первых, должна была бы осознать, «чего» же она вообще хочет. Во-вторых, она должна энергично приступить к осуществлению необходимых мероприятий, которые она может осуществить собственными силами, собственными делами, опираясь на внутреннюю экономику страны и т.п. Только тогда можно понять и решить, для чего, «кому» и «как» Россия избирательно откроет свои врата. Необходимо сохранить все то, что столетиями вырастало и формировалось в этой стране, и что сегодня еще только зарождается. Люди России обладают, как и другие,умелыми руками, умными головами и необыкновенными сердцами, так что принимать всякую «помощь» извне, даже в форме выгодных кредитов, которые, в сущности, являются ничем иным, как долгами, недостойно такой богатой империи и, более того, неправильно.

Направление развития России, «запрограммированное» всем ее прошлым и духовным характером народа, можно – упрощенно – обозначить ключевым понятием «синтез».

Синтез означает, кроме всего прочего, выстраивание, с опорой на сознание, существенных, ведущих человечество и культуру, элементов мировой духовно-этической культуры в единый, объединяющий науку и культуру, и активно связующий фундамент деятельности и единения.

Синтез означает для России, как общественной системы, социальную разработку гармоничной в себе золотой середины из лучших элементов, которая устанавливает для большого многонационального сообщества, для большой «коммуны» приемлемые для всех участников этого процесса и ведущие коллективные правила. Кроме того, она предоставляет этически контролируемую свободу действий тем динамичным энергиям, которые должны найти возможности для своего выражения и воплощения в обществе и экономике. Этот синтез следует понимать как своего рода «Натурсоциализм». 

Синтез означает также соединение естественных наук и природных законов конкретно с социальными науками в том смысле, чтобы естественные науки и техника соответствующим образом управляли предоставленными им возможностями реализации. Этические и общественные, гуманитарные и социальные науки должны фильтровать эти возможности в отношении долговременной, позитивной пользы, либо возможного, связанного с ними, ущерба. Обычная, практикуемая по сей день, реализация всего осуществимого глобально привела цивилизацию на край пропасти.

Синтез означает также вовлечение науки этики, как науки жизни, во все решения, процессы и пути, структуры и цели, ибо только на этой основе возникает та общечеловеческая объективность и требовательность, имеющие огромное, высочайшее значение для будущего России в том, что касается качества людей. Наше высшее желание, наши усилия и наш труд предназначается человечеству, предназначается цели - найти пути и идти этими путями, которые поведут нас сообща в направлении мира во всем мире, радости жизни и обеспечат приемлемые для всего человечества рамки существования. И даже, если это может прозвучать абстрактно и утопично, – пусть лозунгом будет - 

«Смелому принадлежит весь мир!»

Мы желаем Российскому многонациональному государству много мужества - и, таким образом, прекрасного будущего для блага самой России, для блага всего человечества и Планеты. 

___

В написании доклада были использованы труды всех великих мыслителей всех культур и народов, а в особенности труды Рерихов, Е.П.Блаватской, Леобранда (1915-1968), которые разрабатывали и вносили в жизнь прогрессивные идеи и концепции касающихся этики, политики, общественного устройства, экономики, философии и религии.

С автором можно связаться через его эл.адрес или по почте через следующий адрес:

Int. Association PEACE through CULTURE–Europe
c/o KGS Service GmbH
PO Box 337, 4021 Linz (Peace City) AUSTRIA