Выступление Вадима Анастасиади на Международной конференции «Культура мира, согласия и духовности».

С большим уважением и предельным вниманием слушаю выступления наших ораторов. От всей души разделяю и искренне присоединяюсь ко всему сказанному. Но, наряду с обозначением тех высоких нравственных ценностей, вокруг которых формируется наше движение, хотел бы назвать и то, что мы не приемлем и категорически, во всяком случае я так думаю, отвергаем. В нынешнем мире обостряются противоречия между группами людей по этническому, расовому, религиозному принципу. Можно ли воспрепятствовать этому?

Уважаемые господа! Дорогие друзья!
С большим уважением и предельным вниманием слушаю выступления наших ораторов. 
От всей души разделяю и искренне присоединяюсь ко всему сказанному. Но, наряду с обозначением тех высоких нравственных ценностей, вокруг которых формируется наше движение, хотел бы назвать и то, что мы не приемлем и категорически, во всяком случае я так думаю, отвергаем.
В нынешнем мире обостряются противоречия между группами людей по этническому, расовому, религиозному принципу. Можно ли воспрепятствовать этому?
1. Инквизиция пришла из 15-го века в 21-й век. Раньше людей сжигали на кострах. Сейчас отрубают головы, снимают эту жуткую процедуру на видеокамеры и распространяют эти кадры по всему миру при помощи Интернета. Думаю, мы должны четко заявить о том, что ни именем Христа, ни именем Магомеда, ни именем Будды подобные действия недопустимы, они антигуманны, античеловечны, преступны.
2. Сегодня во многих странах и на многих континентах разгораются вооруженные конфликты, жертвами которых сплошь и рядом становится мирное население, которое помимо своей воли превращается в заложников противоборствующих вооруженных группировок. Возможно, людьми, которые ведут боевые операции друг против друга с оружием в руках, движут благородные и возвышенные побуждения. Я не касаюсь сегодня этих вопросов. Но почему из-за этого страдают мирные жители: женщины, дети, которые погибают или становятся инвалидами, старики, месяцами не получающие пенсий? Разве нет других, более цивилизованных способов решать споры, в том числе споры, касающиеся острых и болезненных вопросов?! Как поступить? Думаю, мы должны высказать свою принципиальную позицию и на этот счет: мирное население не должно становиться жертвой вооруженных междоусобиц!
3. Факты свидетельствуют о том, что кровопролитные конфликты, возникающие в различных частях света, между различными группами населения, нередко бывают спровоцированы оскорблениями религиозных чувств людей, необдуманно либо целенаправленно наносимыми представителями одних групп населения другим. Недавно смотрел по телевидению передачу о том, как группа христиан, недовольных открытием по соседству мусульманского медресе, прибила к дверям этого религиозного учебного заведения свиную голову. Обратило на себя внимание то, что люди, совершившие этот оскорбительный акт, не только не стыдились, но и с гордостью рассказывали о нем с экранов телевизора. Не сомневаюсь: если бы существовала статья закона, предусматривающая строгое наказание за подобные поступки, на него вряд ли бы кто-нибудь решился. Я думаю, что подобные действия должны решительно осуждаться как провокационные, сеющие вражду между народами и адекватно наказываться в законодательном порядке.
4. Со времен крестовых походов и даже с еще более ранних времен причинами возникновения многих вооруженных конфликтов становились культурные, исторические и религиозные памятники, право на которые оспаривалось друг у друга представителями разных цивилизаций. Прошли века, человечество перешло на новый уровень развития, но эта тема по-прежнему остается болезненной, и чувствительной. Между тем в результате исторических катаклизмов случилось так, что памятники, составляющие духовное наследие народов одних государств, оказались на территориях других. Они остаются без всякого присмотра, разрушаются, их происхождение оспаривается, функции меняются, религиозные памятники одних религиозных конфессий передаются в пользование другим. Разве это справедливо, когда культовое здание, некогда принадлежавшее, скажем, приверженцам ислама, превращается в православный храм, а православный храм – в мусульманскую мечеть? Или когда нечто подобное происходит с буддийским храмом или молельным домом какой-нибудь другой религии? ЮНЕСКО занимается лишь охраной памятников и практически не вмешивается в эти вопросы. Наверное, нам следует высказаться и по этой теме, осудить подобную практику, которая также провоцирует неприязненные отношения между народами.
5. Думаю, нам следует провести четкую грань между здоровыми национальными силами, сеющими в своих странах идеалы дружбы и духовного согласия между людьми разных национальностей, и агрессивным, воинствующим, провинциальным национализмом, приносящим неисчислимые беды не только другим народам, но и, как показывает практика, своему собственному народу, в одежды защитников и радетелей которого он пытается рядиться. Речь идет о болезни, которую нельзя запускать, ибо она несет за собой неисчислимые беды и является возбудителем многих других заразных болезней. Чем раньше будет поставлен диагноз и прописано противоядие, - тем лучше. Я бы предложил выступить с решительным осуждением носителей подобного мировоззрения.
6. Предлагаю обратиться к президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву с просьбой возглавить Международное движение духовного согласия.