БОНДАРЕНКО Алексей Анатольевич (Россия) – директор Санкт-Петербургского Государственного Музея-института семьи Рерихов
ПАКТ РЕРИХА И ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ГУМАННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Всякий раз, когда речь заходит о глобализации как некоем метасоциальном процессе и проблемах его адаптации к условиям различных социокультурных систем и межкультурных взаимодействий, встает целый ряд новых вопросов. Ключевыми в этом ряду представляются вопросы выявления внутренней сущности, инвариантной основы глобализации, вопросы её связи и соответствия духовно-нравственной природе человека и традиционным этико-культурным устоям общества.
Современные проблемы и перспективы сотрудничества между странами и народами, будь то проблемы территориальные или инфраструктурные, проблемы безопасности или управления, относятся ли они к сфере культуры, политики или имеют чисто экономический характер, – все они обладают специфической зависимостью от нарастающих в мире глобальных процессов с их неравномерностью, болезненностью, расшатыванием привычных устоев и механизмов принятия решений на всех уровнях.
Таким образом, вопрос о реальной основе реальных и – часто – управляемых глобальных процессов оказывается важнейшим. Будет ли такой исключительной основой достаточно специфический и далеко не универсальный комплекс идей либерализма и свободного рынка с его преимущественной ориентацией на материальную сторону жизни, или основу глобализации в более широком и, видимо, более верном её понимании составит выработанный тысячелетней историей человечества комплекс идей Духовности – Этики – Культуры?
История богата многообразием учений, законов, норм, установлений, ограничений. К числу их важнейших целей относятся:
• общественная и личная безопасность человека;
• создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности людей и их сообществ;
• развитие и совершенствование социальной и индивидуальной жизни.
Каждое из многообразных учений и мировоззренческих парадигм предлагало свою этическую систему как свод наиболее общих принципов гармонизации индивидуального и общественного бытия в некоей мировой эволюционной перспективе. Таким образом, Этика стала исторически первым выражением представлений о направленности и условиях развития человека и общества, его эволюции в эволюционирующем мире, а Право фиксировало их незыблемость.
В настоящее время широко распространяются многообразные представления о существовании областей социальной жизни свободных от этики, о множестве «этик» и конфликте культур. Однако глобальные вызовы современности и новейшие достижения науки побуждают нас стремиться за покрывало этой великой иллюзии.
Понятия ответственности и мужества, дерзновенного познания и творчества, сердечного устремления и любви обретают плоть и кровь, помогая рассеять миражи разделённости. Они помогают обрести неколебимую убеждённость в духовном единстве человечества, его непреложности и внутренней (нетривиальной) тождественности миру.
Убеждённость в этом без преувеличения великом единстве и любовь к ближнему как конкретное выражение этого тождества человека и мира подводят к единому основанию жизни как Общему, Универсальному Благу. И сам этот путь есть путь следования единой Этике, через Культуру к Миру в высшем его понимании. Без связи с корнем единой Этики и Культуры, без укоренённости в духовной сфере, человечество теряет фокус зрения и ослепляется иллюзией множественности этик и конфликта культур.
Говоря об этике как действенной практической философии, невозможно обойти стороной вопрос сохранения культурных ценностей, культурного достояния человека и общества. Понимая под культурным достоянием не только материальную составляющую человеческого творчества, его результаты и культурные накопления материального плана, но и, следуя Н.К. Рериху, ценности нравственного, духовного порядка, мы относим к этому понятию и природный потенциал как совокупный комплекс первичных условий, пространство и атмосферу социального бытия. Поскольку зависимость природного потенциала Земли от мотивации и результатов человеческой деятельности ставит его в ряд ценностей, имеющих как материальное, так и культурное, духовное измерение. Именно сохранение культурных, в том числе духовно-нравственных, ценностей и приумножение духовно-творческого потенциала как культурного достояния может служить надёжной основой усовершенствования и преображения жизни.
О путях сохранения и интеграции культурного
достояния: уважение и защита
Современная постановка вопроса о необходимости, целесообразности и методах сохранения культурного наследия, о путях и механизмах наследования социальной памяти всё чаще выявляет прямую, непосредственную зависимость результатов общественной и государственной практики от уважения и защиты таких основ жизни общества как Культура и Мир, Традиция и Эволюция. Именно эти два требования положены в основу современной международно-правовой системы сохранения культурного наследия, ведущей своё начало от трёх документов, имеющих российское, точнее петербургское происхождение. Это, во-первых, две Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг., в разработке которых сыграли ключевую роль проф. Ф.Ф. Мартнес и представители возглавляемой им российской школы международного права Петербургского университета и Международный договор об охране научных и художественных учреждений и исторических памятников 1935 года (или Пакт Рериха), инициатором которого стал ученик Мартенса по юридическому факультету СПбУ Н.К. Рерих. В этом году широко отмечался 75-летний юбилей этого первого в истории международного договора о защите культурных ценностей. Именно Пакт Рериха явно провозгласил требования уважения и защиты в применении к культурному достоянию общества и человека.
Опасаясь показаться чересчур абстрактным и даже банальным в своих кратких рассуждениях, я всё же рискну обратить внимание уважаемых коллег на эти важнейшие условия общественного мироустроения в обобщённом контексте современной культуроохранной практики.
В числе многообразных проблем, с которыми сталкивается современный человек, как выясняется, далеко не на последнем месте стоит проблема уважения его человеческого достоинства. И как отдельной личности, и как участника трудовых отношений, и как члена разного рода местных сообществ или профессиональных групп, и как представителя своего региона, своей малой родины, своего этноса или конфессии, и как гражданина своей страны, и, в конце концов, как представителя рода человеческого, которому небезразличны судьбы планеты и мира. В душе человека, как в капле воды, все эти его ипостаси слиты, соединены, интегрированы в одно целое, которое и позволяет человеку ощущать себя человеком, а не «тварью дрожащей». Уважение и защита этой целостности – основа и условие любой жизнеутверждающей практики. Именно это в человеке и обществе и можно без большой натяжки назвать корнем культуры, культурным достоянием и наследием, истинным залогом будущего.
Практика может иметь прямое отношение лишь к одной из таких ипостасей, но таким образом она имеет отношение и к целому. В этом её смысл, на этом основывается её образовательная и воспитательная роль. Но что же в конечном счете имеет смысл воспитывать? Любовь! Например, знание родного края порождает в человеке любовь к своей малой родине. Любовь и сострадание, и деятельное соучастие. Без этой любви, как и без любви к другому человеку, без любви к своему ближнему кругу, без любви к своему труду, без любви к Родине с большой буквы, и без любви и сострадания ко всему живому, без любви к Жизни и Богу или, по-другому, к Высшим Ценностям, – без соучастия – человек несчастен, неполноценен. Человек нуждается в любви, а уж тем более в уважении и защите своего человеческого достоинства. Таким образом, человек нуждается в знании: самопознании и самоусовершенствовании. Он призван эволюционировать.
То же верно и для общества. Культурное достояние общества по своей природе столь же интегрально и целостно, и должно быть не менее уважаемо и защищаемо. Защита и уважение – условия наследования Культуры последующими поколениями, выражение непрерывности Традиции. Интеграция же культурного наследия – единый принцип, делающий это возможным. Разговор об интеграции культурного наследия не столь уж и нов, поэтому замечу лишь, что понятие это имеет множество срезов-значений.
Не будет неверным понимать интеграцию культурного наследия как взаимное проникновение и мирное сочетание культурных традиций различных народов, живущих на общей территории, либо сочетание и взаимопроникновение культурных стилей, сосуществующих во времени. Столь же обоснованным будет видеть в ней выявление общих значений и смыслов, коренящихся в общем культурном прошлом, или стремление к лучшим образцам человеческого творчества. В этом ряду значений стоит и поиск единого корня общечеловеческой культуры, столь близкий Н.К. Рериху и другим выдающимся деятелям мировой культуры разных времён и народов, выразителям подходов универсальной традиции.
Поэтому, говоря о многообразных практиках сохранения культурного наследия и духовно-нравственных основ, мы должны будем признать, что все они должны иметь интегральный характер и базироваться на уважении и защите тех объектов, понятий, явлений, на которые они обращены. Несоблюдение этих трёх условий влечёт за собой утрату мира и гармонии.
Я не собираюсь здесь касаться миротворческой, гармонизирующей роли культуры, связи культуры и миротворчества в широком смысле. Мне хотелось бы лишь отметить, что никакая гармония и никакой настоящий, прочный мир невозможны без солидарного уважения и защиты базовых ценностей жизни и творчества, вне зависимости от того, какие мы себе ставим рамки: семья ли это или трудовой коллектив, деревня в глубинке или большой славный своей историей город, которому не даёт покоя слава современных вавилонов, начинающая верить в себя страна или целый мир, собственная работа или собственная душа.
О Пакте Рериха и его проекте Всемирной Лиги Культуры
Среди важнейших достижений созданной Николаем Рерихом системы одним из самых важных стало продвижение и принятие странами западного полушария Международного договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха, Вашингтон, 1935 г.). Как известно, этот договор остаётся действующим до нашего времени и по ряду позиций остаётся непревзойдённым в последующих документах аналогичного характера (например, в таком основополагающем международном документе современности, как Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, Гаага, 1954 г.). В основном, это касается трёх пунктов:
1) Требования уважения, покровительства и охраны культурных ценностей не только в военное, но и в мирное время (преамбула и статья 1);
2) Расширительного понимания культурных ценностей с включением в него человеческого фактора в индивидуальной и общественной формах (статья 1);
3) Использования для обозначения памятников и учреждений отличительного флага – Знамени Мира, символа глубокого историко-философского значения, укоренённого в многовековых культурных традициях народов Востока и Запада.
О сверхзадаче Пакта Рерих говорил так: «С одной стороны, насаждая всюду Знамя Мира, мы будем, способствуя миру, вообще уменьшать само физическое поле войны. С другой стороны, вводя в школах День Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества. Для дела, полезного миру и Культуре, вовсе не надо ждать всемирного признания. Начало Общего Блага и Красоты творится во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал».
Развитием идей Пакта стал Рериховский проект Всемирной Лиги Культуры (ВЛК), которая рассматривалась «как кооперативное объединение научных, художественных, промышленных, финансовых и прочих учреждений, обществ и личностей, работающих в пределах культурных путей»1. Для возрождения традиций Культуры, по Рериху, необходимы кардинальные меры в мировом масштабе: «Будем всем сердцем надеяться, что Всемирная Лига Культуры действительно просветит все озлобленные, растерянные, заблудшие души к новой добродетельной жизни. Пусть лиги, учреждения, музеи, общества, институты, конференции, конвенции растут и множатся, чтобы силой просвещения изгнать из жизни все ужасы невежества и тьмы»2.
Говоря в заключение о принципах гуманной глобализации, мы можем вслед за Рерихом повторить: «Знаменательно, что в основу новых преобразований и преуспеяний полагаются принципы, завещанные глубокой древностью. […] Нам это обращение к вечно Живой Этике очень близко. Ведь на непоколебимых, вечных основах этических может строиться и настоящее преуспеяние и благосостояние народов. Трезвость, дисциплина, самосознание, понимание обязанности и стремление к строительству построиться не на отрицательных формулах, попирающих всё бывшее, но именно на утверждении незыблемых начал»3.
Поэтому чрезвычайно важно, берясь за такое большое дело, как создание постоянно действующего Всемирного Форума Духовной Культуры, вспомнить и изучить в деталях историю таких знаменательных в истории человечества общественных инициатив, как создание Международного Красного Креста в преддверии эпохи мировых войн или создание Международного движения и основ правовой системы защиты культурного наследия от мировой общественной инициативы по продвижению Пакта Рериха и Знамени Мира, до шагов по созданию Всемирной Лиги Культуры в канун Второй Мировой войны.
1 Рерих Н.К. Лига Культуры. 1 февраля 1942 г. // Листы дневника. Т. III. М., 1996. С. 14.
2 Рерих Н.К. Динозавры. 26 декабря 1943 г. // Там же. С. 171-172.
3 Рерих Н.К. Движение новой жизни. Пекин, 6 января 1935 г. // Листы дневника. Т.I. М., 1995. С. 111–112.