Доклад А.Жаркова

ЖАРКОВ Анатолий Дмитриевич (Россия) – заведующий кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств, доктор педагогических наук, профессор


Тенденции развития социально-культурной деятельности
в России на пути к Миру глобального сообщества


Российская Федерация располагает огромным стратегическим социально-культурным ресурсом нашего общества, который всегда в любых исторических условиях оставался фундаментальной основой общественного развития.
Мы согласны с П.Сорокиным, который обосновывает существование в истории каждого общества социально-культурных три типа суперсистем: спиритуалистическая; сенсуалистическая; идеалистическая.
Социально-культурная тенденция – это динамика изменений определенной направленности, происходящих под воздействием внутренних и внешних факторов, которая может быть понята и описана при помощи каких-либо явлений, событий, фактов и т.д.

Исследование социально-культурной деятельности в России показывает, что существуют общепринятые тенденции ее развития функционирующее на принципах глобального гуманизма (новая человеческая духовность).
В современный период российская социально-культурная система стала «открытой», находящиеся в состоянии постоянного взаимообмена на входах и выходах в глобальное сообщество, а все ее подсистемы также вовлечены в процессы международного взаимообмена.
Взаимозависимость и взаимосвязанность современного мира, определяемые общими связями в экономике, торговле, транспорте, усиливающиеся информационными потоками, позволяют рассматривать современный мир как глобальную систему. Экономические и политические функции могут быть разделены между обществами только в том случае, если они участвуют в общей жизни и, следовательно, принадлежат глобальному обществу. Развитие социально-культурной деятельности в России достигло такого этапа, когда общие взаимосвязи диктуют свои условия всем государствам пока в форме массовой культуры.
Тенденции развития многогранны и не ограничиваются одной-двумя сферами или направлениями. Как явление планетарное социально-культурная деятельность охватывает все сферы жизни государств, обществ и народов.
Цивилизованные трансформации – это всегда переход от одной культуры к другой, охватывающий стадии кризиса, крушения, очищения, переоценки ценностей, возрождения на глобальном и локальном уровнях. Современное человечество осуществляет социально-культурную деятельность, рассматривая ее как глубинный и наиболее надежный критерий трансформационных процессов.
Безусловно, главной движущей силой сближения мира является научно-техническая революция, породившая «информационное общество», что способствовало становлению «общепланетарного сознания», образа жизни.
На наш взгляд, социально-культурная ценность мира является главной сущностной характеристикой современного развития мира, обеспечивающей общепланетарное единство, которое является основой всех структурных изменений в современном обществе, что, в свою очередь, способствует формированию единого мира глобального сообщества.
Особое место в социально-культурных процессах принадлежит культуре. Социально-культурные основы неотделимы от социально-экономических и политических основ и предпосылок, которые могут быть факторами как ускоряющими социально-экономические преобразования, так и тормозящими.
Поэтому в понятие «социально-культурные характеристики» помимо культуры как явления надстроечного учитываются реальности всех сфер общественных отношений.
Отсюда, социально-культурная деятельность общества всегда целесообразна по отношению к его политике, экономики, как правило, соответствует им, определяется ими.
Тенденция глобализации как системное явление и объективный исторический процесс обладает противоречивыми характеристиками: с одной стороны, никогда ранее люди не имели столь обширной возможности общения и интеллектуального и культурного обогащения, а с другой, в результате этого общения возможности столь близкого контакта с представителями иных культур.
Следовательно, одной из больших проблем становится включение в систему глобального мирового рынка человека, а это кризис идентичности, утрата национальных и культурных традиций, ведущие к маргинализации личности. Поскольку в качестве основного принципа социально-культурной деятельности провозглашается полная свобода в любых действиях, направленных на улучшение своего материального благосостояния, но не подкрепленная этическими и моральными ценностями, формирующими мировоззрение личности и определяющими личность как субъект собственной жизнедеятельности. Появление и упрочение транснационального социального пространства знаменует переход к более гуманному обществу, где самостоятельности, многообразию самовыражения личности предоставляется больший простор. Однако разрушение принципа территориальности обуславливает распад механизмов дистанцирования жизненного пространства личности и социально-культурного пространства, и в итоге – децентрализованное культурное пространство.
Межкультурные связи. С одной стороны, в культурной глобализации невозможно избежать стремительно нарастающего влияния интегративного фактора, а с другой стороны, необходимо сохранить определяющее «лицо» нации и, следовательно, культурное многообразие. В социуме каждого региона России возникает проблема личности, соотношения личности и общества, так и у глобализирующегося человечества возникает проблема сохранения и развития культурного своеобразия отдельного народа. Этот естественный процесс происходит благодаря единой и одновременно многообразной природе мира в целом.