16 октября 2024 г. в Астане прошли традиционные мероприятия, посвящённые Дню духовного согласия.

26.10.2024

Доклад Абузярова Р.А.

АБУРЯЗОВ Разак Абдрахманович (Казахстан) – доктор педагогических наук, профессор Западно-Казахстанского государственного университета им. М.Утемисова, председатель Евразийского центра Габдуллы Тукая Формирование общечеловеческих ценностей средствами литературы, искусства, ислама (исламского ренессанса) и современных наук Уважаемые единомышленники! Идеи и рекомендации, высказываемые на настоящем Форуме, говорят о востребованности и перспективности нашего проекта «Паритетное евразийство: формирование общечеловеческих ценностей средствами светского образования, христианства, ислама». На первом этапе эту проблему мы решаем на материале исламского ренессанса. Уже третий год в школах и вузах Уральска мы работаем по книге Р.А. Абузярова и З.И.Туаевой «Исламский ренессанс: Коран, Наука, Этика, Просвещение, Культура».

Книга получила высокую оценку ученых трех республик. Это не учебник, а основа и некоторый материал для работы всех преподавателей по духовно-нравственному воспитанию на своих уроках.
Какие результаты дает проект?

1.Открывает перспективы духовно-нравственного воспитания в устранении пороков общества.
Как показал наш опыт, слово РЕНЕССАНС учащиеся, студенты и преподаватели употребляют только в сочетании ЗАПАДНЫЙ Ренессанс. Хорошо зная представителей западного Ренессанса – Коперника, Галилея, Джордано Бруно, никто из сотен опрошенных не мог сказать, кто такой аль-Баттани. Хотя он за 7 веков до вышеназванных западных астрономов не только доказал, что Земля вращается вокруг Солнца, но и подсчитал время одного оборота нашей планеты, допустив при этом ошибку всего на 24 секунды.
Ислам был фактическим родоначальником эпохи Возрождения в Европе. Основы Исламского ренессанса заложены в Коране. В Нем масса научной информации, соответствующей уровню современной науки (о мироздании, жизни на земле, животном и растительном мире, о воспроизводстве человеческого рода), а также высокие требования к обучению и воспитанию.
В плане духовно-нравственного воспитания примером является пророк Мухаммед. Одновременно с получением Корана по небольшим частям, сурам, в течение 23 лет Пророк перевоспитал жителей Аравийского полуострова, погрязших в пороках, в одухотворенный народ, вооружил его доктринами и принципами Корана, неуклонно и строго выполняя которые, его последователи в течение одного столетия создали монолитное государство и затем одну из величайших цивилизаций мира.
Тщательное и творческое изучение этого опыта показывает, что такие пороки современного общества, как экологический кризис, наркомания, алкоголизм, коррупция, клановость и т.д. могут быть устранены, если руководители государственных органов УСЛЫШАТ ученых, если рекомендации нашего Форума помогут успешно организовать совместную деятельность ученых с руководителями страны, системы образования, культуры.

2. Появляется возможность преодоления межцивилизационного кризиса, предотвращения противостояния западной цивилизации и ислама, Третьей мировой войны.

В современном мире, начиная со времен инквизиции, идет мощное давление на ислам, построенное на клевете и искажении фактов.
Однако ислам стал той вехой на страницах истории, всю значимость которой наш мир сможет постичь, лишь поднявшись на должную высоту. Наука, философия, поэзия и все виды искусства были в мире Мухаммеда. Так отзываются об исламе видные современные ученые, писатели.
Открытия в философии (аль-Фараби), астрономии (аль-Баттани), математике (аль Хорезми: арабские цифры, алгебра), медицине, химии (ар-Рази, Ибн Сина) и в других науках, достижения в технике, земледелии, строительстве оросительных систем, открытие академий наук, университетов, создание богатейших библиотек – всем этим славился мусульманский мир за 5-7 веков до западного Ренессанса.
«Европа тогда ходила в послушных ученицах у арабов». Не только врачи, астрономы, химики и другие специалисты, но даже католические монахи учились в мусульманской Испании. Так, монах Герберт из Аурилака три года учился под руководством мусульманских ученых и благодаря этим знаниям был избран Папой Римским.
Но определенные круги Запада скрывали и скрывают правду об исламе, искусственно нагнетают обстановку, ведущую к Третьей мировой войне, обвиняя в этом мусульман.
Попытки противостоять этой клевете пока оказываются безуспешными.
Видя опасность этого противостояния, Папа Римский Павел VI в 1974 году пригласил на прием в Ватикан ведущих исламоведов Саудовской Аравии и извинился перед ними за клевету Запада.
Ватикан издал специальный Документ – «Ориентиры для диалога между христианами и мусульманами», в котором на 150 страницах сообщается о миролюбивом характере мусульман, об исламе как мирной, толерантной религии, о необходимости  Западу пересмотреть свои позиции.
Однако информация об этом была услышана лишь небольшим кругом интеллектуалов. Она не дошла до масс. А клевета на мусульман как экстремистов и террористов распространялась и распространяется СМИ мощно и повторяется многократно. Она приобретает все более широкие масштабы и в наши дни.
Под влиянием исламофобии авторы учебников, работники системы образования, интеллигенция на постсоветском пространстве стараются дистанциироваться от ислама. Они боятся обвинения в пособничестве террористам.
Информация об Исламском ренессансе (не об исламе, а о ренессансе исламском) в учебниках стран ЕврАзЭС находится почти на нулевом уровне. Учащиеся, студенты ЛИШЕНЫ СВОЕГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБЪЕКТИВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
Школьные и вузовские учебники должны устранить этот пробел. Надеемся, что Ассамблея народа Казахстана вместе с Министерством образования и науки создадут условия преподавателям для обеспечения духовно-нравственного воспитания при изучении соответствующих тем по астрономии, химии, истории и другим дисциплинам, в учебники включат соответствующий материал. В каждом методическом журнале откроют рубрику о духовно-нравственном воспитании, СМИ – организуют соответствующие передачи.
Пути преодоления этого пробела в СМИ, школьных и вузовских учебниках показаны в вышеназванной книге об Исламском ренессансе и приложении к ней «Проблемы формирования языковой личности казахстанца (россиянина) на основе идей паритетного евразийства (на материале Исламского ренессанса)».
В них предлагаются основы работы по духовно-нравственному воспитанию в курсе изучения программных дисциплин («Основы религиоведения», «История Древней  Греции». «Астрономия», «Химия» и других). Таким образом, предлагается принципиально новый подход к духовно-нравственному воспитанию в процессе семейного, дошкольного воспитания, школьного и вузовского образования и воспитания, дается основной материал для такой работы.
Опытно-экспериментальная работа в школах, лекции и курсы в вузах Уральска, в целом ряде областных институтов повышения квалификации подтвердили перспективность нашего проекта.
Если все это будет поставлено на службу объективного показа ислама как религии мирной, современной, толерантной, то и угроза Третьей мировой войны на межцивилизационной почве может быть устранена.
Для этого массовость всех средств обучения (с активным включением СМИ), мощь пропаганды мирной, позитивной энергетики ислама не должна уступать мощи антиисламской пропаганды.
Однако ни в коем случае нельзя противопоставлять их, должна соблюдаться толерантность. Бороться с насилием следует средствами НЕНАСИЛИЯ, бороться с ложью ЯЗЫКОМ ПРАВДЫ. Эти две стороны мы предлагаем рассматривать как аспекты высшей гармонии единства. И тогда это «самое непреодолимое противоречие», правда, не без труда, будет снято.
Надеемся, что рекомендации нашего Форума будут положены в основу работы всех соответствующих органов, прежде всего Казахстана, Татарстана, Российской Федерации.
Веру в успех проекта вселяют серьезное намерение Президента Российской Федерации в его решении о введении курса «Духовно-нравственное воспитание», заявление нового Президента США об изменении отношения к исламу, политика первых Президентов Татарстана и Казахстана, особенно Н.А.Назарбаева, под патронажем которого проходит наш Форум.
Таким образом, в плане изменения отношения к исламу уже происходят заметные перемены.
Надеемся, что Казахстан как председатель ОБСЕ сделает значительный вклад в дело Мира, предложив рекомендации нашего Форума на Саммите глав государств в декабре этого года.