Доклад Агешина Юрия Андреевича (Россия) - исполнительный директор Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации, проректор Российской школы частного права.

Всемирный Форум Духовной Культуры:
восхождение должно быть продолжено
 
Мир еще далеко не в полной мере осознал величие и значимость того, что произошло в Астане в октябре 2010 года. Состоявшийся здесь Всемирный Форум Духовной Культуры - качественно новый, постоянно действующий орган мирового сообщества, призванный утверждать примат Духовной Культуры над всеми другими ценностями человеческой цивилизации, открыл новую страницу духовной летописи человечества. Создан Всемирный Интернационал Культуры, от которого начался отсчёт Нового Времени. Была поставлена важная веха на пути осознания человечеством необходимости и неизбежности диктуемых Временем эволюционных перемен. 
Духовно-творческий потенциал Форума поистине огромен и многообразен. Но, к сожалению, он еще далеко не понят, во многом недооценен и практически не освоен. Предстоит продолжить многоплановую работу по осмыслению итогов Форума, по продолжению духовно-творческой работы, связанной с определением путей развития и углубления идей, прозвучавших на Форуме, по осознанию своеобразия и особенностей переживаемого этапа развития нашей цивилизацией и задач, стоящих перед человечеством на современном, переломном рубеже его истории.
Освоению подлежат поистине огромные пласты духовно-творческой работы. Обратим внимание лишь на ключевые положения, рожденные на Форуме и требующие углубления и развития.
1. На Форуме был сделан важнейший теоретический вывод о том, что преображение человечества неизбежно и неотвратимо. Таков незыблемый закон эволюции. Было отмечено, что и  время преображения пришло!
Назван и обоснован основной инструмент, с помощью которого будет осуществляться эта великая эволюционная работа. В таком качестве будет проявляться, в полной мере раскрываться Духовная Культура! Именно Духовная Культура как  свод нравственных, этических, моральных ценностей и составляет духовную основу существования человеческой цивилизации.
Хотя Духовная Культура как понятие, многим знакомо, сегодня она как бы заново открывается человечеству, проявляется новыми гранями. На Форуме состоялось, если можно так выразиться, новое прочтение Духовной Культуры как философской категории, как реального инструмента преобразующего воздействия на сознание людей.
Впервые в мировой практике было дано всестороннее обоснование Духовной Культуры. Обращено внимание на то, что Духовная Культура, выражающая всю мощь добра и созидания, – самое важное и ценное, что есть у современного человечества. Она вобрала в себя выработанные человечеством нормы и требования, обеспечивающие полноценную жизнь общества и его способность к самосовершенствованию в современных условиях. Только она способна формировать новую основу человеческих отношений. Обнимающая и пронизывающая Этикой Жизни искусство, науку и религию, Духовная Культура направляет человечество к лучшей жизни. Ее составляют критерии высокого цивилизационного развития, гармонично сочетающего в себе материальную и духовную стороны человеческого бытия. Если культура есть почитание Света, то Духовная Культура – жизнь по законам Света.
Духовная Культура единственный мост в будущее! Именно она является целеполагающим фундаментом всей системы ценностей человечества, универсальным синтезом стратегических смыслов самоутверждения и выживания человека. Только она одна способна убрать все разрушительные противоречия и проблемы, стать ноосферной силой цивилизации, очерчивающей перспективы жизни и утверждающей истину и добродетельность во всех ее пластах. Если мы понимаем и принимаем, что мир развивается по Великому единому божественному плану, то Духовную Культуру следует понимать как отражение Божественного Света в нас. Навстречу эволюционному ритму Света человечество отвечает ритмом Духовной Культуры, приближающим постижение и исполнение космических законов.
Два светоносных корня Духовной Культуры: духовность как связь с Богом и Культура, связующая народы в единый организм, всемирное братство, способны дать жизнь новому вектору цивилизационного развития Всечеловеческой Гуманизации, как процессу культурного одухотворения мира. Привнесение Духовной Культуры сеет всюду великое и вечное! Искусство жизни, наука жизни и живая религия в их взаимосвязи, взаимодействии и взаимопроникновении – через такой синтез будет раскрываться содержание Духовной Культуры.
Предстоит постижение и освоение богатейшего духовного потенциала Духовной Культуры, и формирование на этой основе планетарной Программы «К Новому Миру через Духовную Культуру».
Уже очевидно, что старый мир отмирает и уходит. Ему на смену придёт Новый Мир. И Духовная Культура это та точка, из которой и будет развертываться Новый Мир. Ключевые категории, постулаты Духовной Культуры в совокупности своей и образуют Творящую Этику жизни, тот реальный «строительный материал», из которого будут лепиться контуры Нового Мира.
2. На Форуме сделан важнейший теоретический вывод о том, что старые модели межчеловеческих отношений, основанные на антропоцентризме и материальных благах, на идее «одноразового бытия», более не отвечают требованиям времени. Борьба идеологий также продукт старой, уходящей цивилизации. Эта цивилизация неотвратимо движется к упадку, ресурсному износу. И борьба идеологий уйдёт вместе с ней! Грядёт Новая Эра, Эра Духовной культуры. Это будет Эра возрождения и подъёма, преодоления конфликтности и бедствий, Эра гармонии жизни! Новая Эра исключает принцип борьбы и сопротивления эволюционным преобразованиям. Мы вступаем в Эру Мира и Согласия, духовного единства народов.
Новое будет стремительно наступать. Многое происходит уже сегодня. Мы порой не замечаем, как отмирают изжитые формы и проступают новые облики жизни.
3. Очень важно, что Форум явил миру документ, чётко определивший духовно-нравственные основы, на которых только и может начаться процесс исцеления, а затем и преображения человечества. Этот документ – Декларация «К Новому Миру через Духовную Культуру». Сформулированные в Декларации постулаты Духовной Культуры в совокупности своей образуют формулу выживания человечества и создают духовный каркас нового мирового порядка, формирующего новую историческую общность – всечеловеческую общность, к созданию которого и должно стремиться озабоченное человечество.
Напоминаем постулаты Духовной Культуры, закрепленные в Декларации «К новому миру через Духовную Культуру»:
«1. Любовь – единственный в земной жизни признак Общего Блага. Духовное согласие, взаимность и терпимость являются проявлениями Любви, единого нравственного Закона для человека и Вселенной. Этики Жизни. Духовная Культура руководствуется этим Законом, определяя его жизнеутверждающей основой Бытия. Сохранение мира и его спасение невозможно осуществить  без энергии Любви. Все живое расцветает в ней, обретая бесконечное существование. Все прекрасное зарождается в Любви.
2. Добродетель – жизнь в гармонии со всем окружающим миром. В этом принципе заключена мудрость человеческого Бытия. Все пророки и Учителя человечества говорили о добродетели, обращая наше внимание на главный принцип Света: нести добро всему живому и разумному.
«Счастлив и разумен тот, кто сохранил и развил в себе добродетель» (Будда).
- Высшая добродетель подобна воде. Она приносит пользу всем существам и не борется с ними». (Лао-цзы).
- Покажите в вашей вере добродетель, в добродетели рассудительность» (Христос).
«А кто обратил лицо к Аллаху и творит добро, тот ухватился за надежную основу» (Мухаммед).
- Есть низшие состояния бытия, заключенные в страсти и невежестве, есть высшее состояние существования – в добродетели» (Кришна).
3. Созидание – признак Божественной Воли. Там, где она действует, приходит спасение и воцаряется порядок. Нынешняя планетарная обстановка становится все напряженней. Все эти грозные предупреждения – разрушительные стихии, мертвые озера, горящие леса, надвигающиеся пески – есть результат эгоцентрического мышления большей части человечества, чьи мысли и поступки притягивают пагубные обстоятельства. Наличие современного ядерного, химического, биологического оружия усугубляет и без того шаткое положение мира. Становится насущным создание Комитетов Спасения в местах наибольшей экологической опасности. Созидание, как процесс одухотворения мира, - есть утверждение разумности существования, осуществление Божественной Воли руками и ногами человеческими.
4. Эволюция – закономерная необходимость улучшения всех форм жизни. Эволюция есть ненасильственный способ духовного совершенствования мира и человечества. Любое насилие над личностью, человеческим сообществом, природой, биологической жизнью является преступлением против устоев Божественной Морали. Это преступление против здравого смысла! Ненасильственный путь отличается постепенным просветлением сознания человека, когда он начинает принимать осознанную ответственность за свою жизнь и окружающий мир, внутренне перерождаясь, становясь не только материальным существом, но и высокодуховным индивидуумом.
5. Духовное просвещение – залог будущности мира. Следует отдавать приоритет воспитанию поколений средствами Духовной Культуры, что даст государству полноценного гражданина, а обществу – здоровую и разумную личность. Понятие культурности не может быть отделимо от внутренних качеств человека, его этического и нравственного содержания. Духовное просвещение исповедует знания, формирующие человека сознательного, устремленного к Свету и несущего Свет. Оно отвращает от зла и нацеливает сознание на гармонию жизни, сохранение мира, преумножение духовных ценностей.
6. Польза миру – бескорыстный подвиг чистого сердца. В основании человеческого бытия заложено Право на жизнь в гармоничном обществе. Его осуществление предоставлено каждому жителю планеты. Улучшая этот мир, мы даем возможность нашим детям жить и развиваться в позитивных условиях. Принести пользу миру – миротворческая задача человека разумного. Миротворец призван не только защищать духовные ценности народов, но, в первую очередь, - исцелять этот мир, вносить в него живую силу обновления и блага. Жить сердцем – значит любить Мир. Нести радость и быть Человеком с большой буквы.
7. Единство – духовное согласие и сотрудничество народов мира. Все люди Земли желают жить в мире. Они имеют общие жизненные ценности. Семья, дети, родина, дружба, счастье, безопасность, здоровье, благополучие, справедливость. Любовь, Истина, Бог, Красота – объединяют нас вне зависимости от принадлежности к какой-либо расе, нации, вере, социальной группе. Во все времена эти ценности являлись Высшими ориентирами человеческой жизни. Единство ведет к бесконфликтному существованию, обеспечивая нам и нашим близким возможность не опасаться за будущее, жить в гуманном обществе. От разъединения – к единству и всеобщности! – звучит призыв духовного согласия. Единство народов заключено в открытом диалоге всех участников построения Нового Мира.
8. Справедливость – служение правде. Чувство справедливости присуще всем людям, живущим в человеческом сообществе. Нарушение прав и свобод человека, угроза его безопасности и благополучию – символ разрушающегося старого мира. Тенденция гуманитарного кризиса нарастает. Экономическая модель мира претерпевает глобальное видоизменение благодаря техническому прогрессу. Цивилизация обретает контуры механического монстра, происходит низведение духовных принципов народов до уровня агрессивного невежества, что ведет к уничтожению человеческой индивидуальности. Справедливость призвана утверждать высшие законы жизни,  общие для всех народов и наций. Только в справедливом и гуманном обществе человек способен чувствовать себя полноценным, богосотворенным существом.
9. Всечеловеческое братство – планетарное общежитие. Наша планета уникальна в своем природном богатстве и возможности биологической жизни. Все мы – ее равноправные хозяева. В своем сознательном сотрудничестве с силами Света мы стремимся осуществить высшее предназначение Человека: стать сотворцом Бога, сохранить мир и преумножить его природные богатства, дарованные свыше. Мы – дети одного божественного Начала, названные Человечеством, общим для всех нас определением. Мы несем в себе одну духовную основу, и у нас на всех один Мир.
10. Культура духа народов – краеугольный камень Цивилизации. Любовь к Богу и Его Творению есть мощь жизни. Старая цивилизация шла путем материального развития, не учитывая в осуществлении технического прогресса Божественный Свет эволюционно-созидающей силы мысли Народы мира всегда были выразителями идеи жизни, носителями Света. «И жизнь была свет человеков», - говорит святое писание, подтверждая эту мысль. На смену старому миру грядет Мир Новый. Человек становится движителем Эволюции. Мы возвращаемся к своим истинным истокам жизни, к Культуре духа, живому Свету этого мира и всех других миров Вселенной.
Так будем:
- в каждом дне утверждать главную ценность человеческого бытия – Любовь к Богу, ко всему живому и разумному;
- жить осознанием, что мы способны изменить мир к лучшему;
- растить в себе качества светлого человека, качества Человека- творца;
- щедро дарить людям радость и милосердие;
- почитать законы Бытия, принимать жизнь в единстве, полноте и многообразии;
- стремиться к гармонии со всем окружающим нас миром;
- ценить дарованное Богом, хранить веру в могущество Света, Мудрости и Добро.
Пришло время для людей Земли объединить усилия во исполнение великой задачи человеческого Бытия в соответствии с духовными идеалами Истины, Добра, Красоты и Любви!»
К сожалению, вынуждены констатировать, что пока мало что сделано для пропаганды и разъяснения этого поистине выдающегося документа современности, который несомненно встанет в ряд величайших духовных достояний человечества, берущими начало от Нагорной проповеди Христа.
4. На Форуме сделан важный теоретический вывод о том, что грядет Век духовного просвещения, суть которого – в преображении человеческого сознания. Предстоит «обрабатывать наиболее костные места человеческого омертвления», вновь и вновь терпеливо возвращаться к неусвоенным положениям. Осуществить все это гигантский труд. И, видимо, ляжет он, прежде всего на плечи носителей и творцов Духовной Культуры, всех тех миллионов духовных подвижников, самоотверженных тружеников Культуры, которые в своем повседневном, будничном труде утверждают ее высокие идеалы и истинные ценности. Это, прежде всего ученые, писатели, деятели искусств, религиозные деятели, педагоги, врачи, журналисты, общественные, политические деятели гуманистической направленности, работники информационной сферы, другие носители духовного света, в полной мере осознавшие неотложность диктуемых эволюцией преобразований и необходимость своего личного участия в великом просветительном труде. 
Очень важно подчеркнуть, что к носителям и творцам Духовной Культуры относятся не только перечисленные выше лица. Одной из задач духовного просвещения является необходимость изживать, преодолевать укоренившееся упрощенное, сильно зауженное представление о культуре, которое приводит к тому, что культура в общественном мнении, как уже отмечалось, зачастую воспринимается как удел и поприще, прежде всего писателей, художников, музыкантов, артистов, архитекторов, представителей других творческих профессий. Если же исходить из истинного понимания культуры, как «почитание света», фактическими носителями, творцами культуры призваны быть не только деятели культуры, а практически все! Если человек каждодневно, во всех видах общения, во всех своих делах и начинаниях утверждает идеалы, ценности Культуры, строит взаимоотношения между людьми на её этических стандартах, то, несомненно, он утверждает Культуру, является её носителем и творцом. Такой человек, несомненно, осуществляет культурную деятельность.
Воспитание именно такого рода людей и должно стать главной человекотворческой функцией государственной культурной политики. Ведь сутью этой политики является формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала культуры. Реализовываться эта функция должна через создаваемую систему воспитательных, просветительных мер, направленных на овладение людьми искусством культуры общения, культуры мышления, культуры поведения, культуры социальных отношений, культуры межнациональных отношений и т.п. И именно такого рода деятельность государства и должна стать главным направлением культурного строительства.
Нисколько не принижая и не умаляя деятелей культуры, искусства, других творцов, создателей произведений, объектов культуры, следует, тем не менее, признать, что в системе государственной культурной политики их культурная деятельность (несомненно, значимая и важная!) должна рассматриваться по отношению к главному направлению культурного строительства, как подсобная, прикладная, призванная обслуживать это главное направление, помогая людям совершенствоваться в своем развитии. И только этот вид культурной деятельности может быть отнесён к сфере услуг. А все другие виды культурной деятельности услугами так названы быть не могут. Ведь истинная культурность общества измеряется не количеством имеющихся произведений культуры и искусства, а состоянием, качеством духовно-нравственной атмосферы в обществе.
Духовное просвещение не может быть пущено на самотек, отдано на откуп стихии. На первой сессии Всемирного Форума Духовной Культуры было заявлено о необходимости приступить к разработке планетарной Программы духовного просвещения. Предстоит раскрыть, развить, наполнить реальным содержанием все основные постулаты Духовной Культуры, воплотить их в конкретные механизмы, институты, технологии, инструментарий социально-культурной инжинирии, способные в совокупности реально преобразовывать мир. Речь идет о сотнях, тысячах элементов, способных постепенно трансформировать систему изнутри. Это поистине гигантская многоуровневая работа, которой человечество еще не знало, но к решению которой оно подводится всем ходом общественного развития.
Впервые в мировой практике предстоит сомкнуть, органично соединить два крыла Духовной Культуры: духовность религиозную и духовность светскую, обеспечить синтез этих духовных течений и на базе этого синтеза получить Новое Знание, способное осветить человечеству дорогу в Будущее. Отныне, более чем когда-либо в прошлые века, очевидно, что служители всех конфессий должны заботиться обо всех людях как таковых, а не только о своей пастве, должны защищать повсюду и, прежде всего, права человеческой личности, а не только права своей Церкви. Это не значит, что меняются священные писания. Это значит, что мы начинаем понимать их лучше... Те, кто смог познакомиться с разными культурами и с разными традициями, сознают, что пора понять знамение времени – жить в духовном согласии и начать смотреть дальше сегодняшнего дня.
Очевидно, что задачи Духовного Просвещения, сформулированные в программе, будут поистине масштабными и необозримыми. На первом этапе миру, прежде всего, предстоит понять и принять Великие Эволюционные Законы, лежащие в основе всего: космоса, мироздания, человеческой цивилизации и определяющие пути восхождения человечества по ступеням космической эволюции. Современное знание, по нашему глубокому убеждению, позволяет это сделать! Именно Великие космические законы и должны стать той первоосновой, на которой только и может базироваться обновляющийся миропорядок.
Предстоит огромный пласт работы, связанной с налаживанием духовного просвещения, повышения его уровня, доведения до должного состояния. Смысл этой работы, конечно же, не в том, чтобы сломать чью-то философию, или навязать другую точку зрения, а утвердить истину, реформируя догмы и изжившие давно сами себя ритуалы, основанные на формулярах старого мира.
Предстоит осмыслить, а затем и создать качественно новую всеохватывающую систему Духовного Просвещения, способную вывести человечество из тьмы духовного невежества.
В новую эпоху перед человечеством действительно открываются прекрасные перспективы. Но реализуются они или нет – это всецело зависит от самого человечества. Великие возможности стучатся в наши двери, но выбор всегда свободен. И выбор этот – всецело в руках человечества. Свет или тьма, строительство или разрушение – это решение самих людей. 
Сегодняшняя действительность свидетельствует, что далеко не факт, что открывающиеся перед человечеством возможности будут реализованы. К сожалению, нельзя исключать, что свободная воля в эгоистическом безумии своем может отринуть сужденный вариант счастливого развития эволюции. Только Духовное Просвещение способно мобилизовать человечество на продолжение эволюционного восхождения.
Просвещение есть освещение для всеобщего изучения и освоения (бескорыстного присвоения) Высших знаний, которые несут сознанию человеческому Новый импульс, утверждающий истинность Бытия, где мерилом возможного является духоматерия.
Просветить – значит наставить на путь истинный. Наставление исключает всякое насилие (заставление), стимулируя усилие (внутреннюю силу). Поэтому просвещение - дело тонкое, требующее внимательности, предусмотрительности и подготовленности. 
Живое (этическое) знание осваивается там, где духовное просвещение соединено с действующим опытом, ибо суть его и состоит в передаче и усвоении накопленного в веках опытного знания. Только тогда утверждается сознательное устремление к Миру Новому.
На начальном этапе духовного просвещения неизбежно возникает задача формирования из числа носителей и творцов Духовной Культуры армии воинов Света, становящихся на путь духовного служения, утверждающих новое нравственное сознание и имеющих цель противостоять разрушительным тенденциям, свернуть мир с его гибельных путей.
Формирование армии Света, по нашему мнению, во многом неотвратимый, но, несомненно, добровольный выбор, который предстоит сделать  человечеству, все более ясно осознающему, что нет у него иного пути, как только двигаться в направлении творчества высшей природы, гармонизации, совершенствования мира. И острие этого глубинного процесса направлено на носителей и творцов Духовной Культуры. К ним, прежде всего, должно прийти осознание, что настало время именно им вступать на спасительный путь духовного служения. Каждый добровольно избирающий для себя такой путь должен в полной мере понимать Христову жертвенность этого пути, его возможные тяготы и лишения. В то же время человек, вступивший на путь духовного служения, скоро убеждается, что это служение естественно и целительно, оно драгоценно и жизненно необходимо. Только такое служение открывает ему настоящий доступ к жизненному свету, к истинной свободе, к подлинному бытию и личному достоинству. Духовное Служение не унижает, не ущемляет человека, а напротив, оно 
довершает строительство его бытия, делает это бытие осмысленным, логичным и устремленным, наполняет общественно-значимым содержанием, возвышает человека как в собственных глазах, так и в глазах общества, окружающих его людей. Только на путях осознанного служения можно достигнуть самого глубокого удовлетворения своей жизнью, которое будет важной составной частью человеческого счастья.
Главное оружие воинов Света – Слово Истины, которое только одно способно одолеть материю зла, а также личный пример в непреложном следовании высоким нравственным ориентирам во всех аспектах личного бытия, в непоколебимом противостоянии злу, невежеству, тьме.
Конечно, у многих такая постановка вопроса сегодня может породить сомнения. Действительно, что может Слово против незнающей удержу силы зла? И можно ли словесными увещеваниями остановить разрушительный поток несправедливости, дикости, невежества, насилия, злобы? 
Сомнения вполне закономерны, при современном отношении к Слову. В атмосфере невиданной моральной распущенности, девальвации высоких идеалов, священных понятий, демагогии, лжи сила Слова померкла и потерялась. Все это так... И все же, приходит понимание, что дальше так продолжаться не может. В наших силах многое изменить, очистить духовное пространство от многовековых антидуховных наслоений. Предстоит огромная, многотрудная, невиданная работа. Сегодня мы только подходим к пониманию того, каким должен быть чрезвычайно сложный, во многом качественно новый для нас инструментарий Духовной Культуры. Этот инструмент нам предстоит достроить, а потом, овладев им, вершить великую преобразовательную работу.
Уже сегодня немалое число деятелей культуры, ученых, служителей практически всех конфессий, отдельные общественные и государственные деятели встали на путь овладения инструментарием Духовной Культуры. Но пока их разрозненные, нескоординированные усилия носят стихийный характер и не оказывают сколько-нибудь заметного преобразующего воздействия на оздоровление духовно-нравственной атмосферы в мире.
Поэтому на передний план выходит задача самоорганизации передового отряда служителей Света, расширения их рядов и резкого усиления влияния на все процессы, которые происходят в мире.
5. На Всемирном Форуме Духовной Культуры было рекомендовано повсеместно создавать исполнительные органы Всемирного Форума Духовной Культуры. Во исполнение решения Форума в России создан Международный центр Духовной Культуры, позиционирующий себя как региональный исполнительный орган Всемирного Форума. Центр активно работает, занимается разъяснением и пропагандирует решения Форума, небольшим тиражом выпускает газету «Восхождение». Готовит свои предложения по второй сессии Всемирного Форума Духовной Культуры.
Очень важно, чтобы инициатива Астаны получила реальную, действенную поддержку на всех континентах. Сейчас, когда на основе предложений участников Всемирного Форума Духовной Культуры формируется программа деятельности второй сессии Форума, необходимо постепенно создавать систему устойчивого сотрудничества с применением современных средств связи всех мыслящих людей Земли.
6. Всемирный Форум Духовной Культуры провозгласил новый преобразовательный вектор цивилизационного развития. Его суть во всечеловеческой гуманизации как процессе культурного одухотворения мира. Этот вектор предполагает, что приоритет Общего блага над личным интересом должен постепенно возобладать во всех сферах общественной и государственной жизни. Причем, возобладать не насильственно, а естественно и гармонично, как естественно и гармонично на смену низшим формам организации жизни и труда приходят более высшие. 
Основная закономерность предстоящего периода – усиление коллективистских начал во всех сферах общественной и государственной жизни. Человеческий опыт со всей очевидностью учит, что коллективистские начала нельзя внедрить директивно, ибо нельзя облагодетельствовать народ сверху. Надо дозреть до сознательного понимания, что коллективизм - это выше, эффективнее, перспективнее, гуманнее, справедливее индивидуализма. Индивидуализм же при этом не может быть директивно отменен. Более того, он должен оставаться, но в гармоническом единстве с коллективизмом, при строжайшем соблюдении формулы такой гармонии: примат Общего блага над личным интересом! Личный интерес не должен противоречить интересам Общего блага и в основном удовлетворяется в рамках достижения общих целей, разрешения соответствующих проблем применительно к общим интересам. 
Итак, индивидуализм, как необходимый элемент обновляющейся цивилизации, совершенно необходим, но в определенных рамках. А все гипертрофированные формы проявления воинствующего индивидуализма, эгоизма должны постепенно изживаться, замещаться более эффективными формами организации общественной и государственной жизни.
Сегодня само время, Новая Эпоха вновь “поворачивает” нас лицом к коллективному сознательному. В ХХI веке впервые в человеческой практике создаются условия для возобновления более всестороннего и полного развития коллективистской сущности обновляющейся цивилизации, для активизации тех глубинных процессов, которые внутренне ей присущи.
Но надо в полной мере отдавать себе отчет в том, что эта высокая цель не может быть достигнута быстро. Более того, мы не призываем к форсированному маршу к этой цели. Мы признаем лишь добровольное, сознательное движение по ступеням прогресса, расширение сознания, возрастание духовности как внутренней потребности, как высшую форму саморазвития и самореализации человека, не противоречащую иным формам жизнедеятельности и не ущемляющую ничьих интересов.
В этой связи очень важно еще раз подчеркнуть всю нелепость, всю абсурдность попыток реанимировать то, что умерло, не оправдало чаяний людей, искусственно сконструировать "рай на земле", насильственно "облагодетельствовать" трудящихся. Духовные идеи, каковыми являются и идеи социальной справедливости, достигаются не политическими средствами, не на путях насилия над свободной волей человека. Они достигаются в процессе духовной революции, на путях добровольного (а не принудительного) внутреннего преображения человека.
7. Принятая на Форуме Декларация «К Новому Миру через Духовную Культуру» является духовно-нравственным фундаментом внутренне единой, планетарной одноименной программы выхода человечества из сотрясающего его глобального системного кризиса. К подготовке такой программы человечеству пока не приступало. Однако время требует не откладывая начинать работу по её созданию.
8. На Форуме отмечалось, что грядет период активности человечества в этическом преобразовании жизни. Как следует понимать этот период? Какие духовно-творческие задачи предстоит решать в это время? Каковы движущие силы диктуемых жизнью преобразований? Как будет развиваться процесс этического преобразования жизни – сверху или снизу? Кто возглавит этот процесс? Возникает и множество других вопросов, на которые мы должны искать и находить ответы. 
Этическое преобразование жизни предполагает очищение иерархии нравственных ценностей от деформаций и наслоений потребительской цивилизации. Но совершенно очевидно, что в основу обновлений иерархии нравственных ценностей нового построения должна быть положена справедливость. Никто не отрицает, что свобода, демократия, права человека, являются величайшими достояниями человеческой цивилизации. Тем не менее, не они могут быть положены в основание нового построения. Первична должна быть именно справедливость! Именно она одна способна оплодотворить перечисленные выше институты естественным этическим содержанием, на что прямо указывал еще великий Платон «не ставь ничего впереди справедливости» .
Не следует страшиться справедливости, пугать ею обывателей, связывая ее утверждение с различными революционными потрясениями. На новом витке развития справедливость будет восстанавливаться другими способами. Фундаментальной основой предстоящего преображения мира (в том числе и восстановления справедливости) должен стать не всесокрушающий (и тем опасный для созидательных цивилизационных и культурных усилий) революционный меч справедливости, а, прежде всего всепроникающая, высокоразвитая созидающая культурность и духовность всего человечества.
9. На первой сессии ВФДК было заявлено о необходимости приступить к формированию главного субъекта глобального миротворческого процесса - качественно нового Всемирного Движения «К Новому Миру через Духовную Культуру». Отметилось, что уже повсеместно пробиваются ростки такого Движения, появляются его потенциальные лидеры, доказывающие самоотверженным трудом, поступками свою честность, решительность, бескорыстие, знание и умение. В качестве примера можно привести прошедший в Европе единый протестный день, в котором приняли участие 23 страны Европейского Союза. Только в Испании в согласованных протестных действиях участвовало около 10 миллионов человек! Реальная сила – движение антиглобалистов. Заметным событием стало движение «оккупируй Уол-стрит» и десятки других протестных движений на всех континентах мира.
В основе всех пока разрозненных протестных движений, проявляющихся во многих странах и на всех континентах, лежит осознание несовершенства и несправедливости существующих форм организации жизни и труда, их несоответствие общечеловеческим этическим стандартам, общечеловеческому кодексу бытия. Очень важно многообразным инициативам, проявляющимся во многих странах, преодолеть разрозненность, местечковость, сепаратизм осознать единство своих конечных целей и интересов и под флагом Всемирного Форума Духовной Культуры формировать единое, целостное, могучее Движение, способное реально влиять на исторические судьбы человечества, утверждать Мир во всем мире, воплощать в жизнь другие диктуемые жизнью преобразования. Предпринятые нами первые попытки к объединению усилий протестных движений выявили тенденцию к поддержке идеи консолидации миротворческих сил, протестных движений. Выявилась потребность более четко формировать единую платформу протестных движений, выявлять и поддерживать новых лидеров, формировать
организационную структуру Всемирного движения.
В современных условиях, по нашему глубокому убеждению, создаются реальные возможности и предпосылки для того, чтобы Новое Движение получило могучий разворот. Задача второй сессии продолжить работу по консолидации всех протестных движений, заложить организованные начала Движения, придать ему планетарную значимость, помочь ему стать преобразовательной эволюционной силой, способной решать цивилизационные вопросы, исключая сценарии военных действий! В перспективе движение «К Новому Миру через Духовную Культуру» способно стать не только всемирным по сути, но и по числу участников. Утверждение нового мирового порядка в формате Духовной Культуры должно стать главной целью консолидации всех прогрессивных сил мировой общественности.
10. На вторую сессию Всемирного Форума Духовной Культуры в качестве главной темы предполагается вынести тему «К Миру во всем мире через Духовную Культуру». Поэтому крайне важно начать собирать по всему миру и сплачивать всех сторонников мира. И предлагаемая тема Всемирного Форума создает самые благоприятные условия для развертывания масштабного мобилизационного проекта по консолидации всех миролюбивых сил планеты.
Мир во всем мире – это, конечно, больше, чем мир без войны. Мир - понятие необычайно широкой вместимости. Оно предполагает конструктивные изменения во всей цивилизационной системе, и эти изменения, прежде всего, должны произойти в тех сферах жизни, которые отвечают за безопасное сосуществование людей. Страх, насилие, разрушение, смерть, нищета – все это является порождением старого мира, его отрицательными факторами, разрушительно влияющими на человеческое бытие. К такого рода факторам, наряду с развязыванием военных конфликтов, могут быть отнесены и экологические проблемы планетарного масштаба, и терроризм, и мировой экономический кризис, и информационное насилие, засоряющее сознание людей, а также конфликты, возникающие на религиозной почве, отсутствие гармоничного сосуществования в семьях, проблемы внутреннего равновесия человека и многое, многое другое.
Поэтому подлинный мир это не просто отсутствие войны. Это Мир, свободный от насилия, несправедливости, страха.
Формат Форума позволяет развернуть тему мира во всем мире в сторону идеи интеграции, объединения разрозненных сил, стремящихся к миру и согласию. На повестку дня первоочередных совместных действий встает задача – собрать под единым знаменем всех, кто осознает нетерпимость нынешней ситуации и готов примкнуть к Всемирному Интернационалу Духовной Культуры, утверждать его мощь, направлять ее на выполнение главной миссии - спасение мира и возрождение его в новом качестве – качестве Света.
11. Актуальнейшая задача второй сессии Всемирного Форума Духовной Культуры: подготовить и предложить миру качественно новый документ – современный Пакт о Мире, вбираемый в себя все выстраданные человечеством бесценные накопления и формулы сохранения и поддержания Мира на Земле, обобщающий и синтезирующий весь многовековой созидательный опыт человечества по пути продвижения к этой высокой цели.
Президиум ВФДК сформировал актив международной рабочей группы для подготовки проекта такого документа. Работа началась. В настоящее время крайне важно подключить к подготовке этого документа специалистов со всего мира.
Необходимо также разработать механизм придания этому документу статуса всемирной директивности.
12. Своеобразие и особенности переживаемого человеческого периода как раз и заключаются в том, что пришло время не только знать и понимать постулаты Духовной Культуры, но, главное, находить силу жить так, как звучат эти постулаты, утверждать в действии то, что декларируют понятия Духовной Культуры. Предстоит во многом заново открывать для себя истинный смысл и содержание слов, выражающих Духовную Культуру, очищать их от деформации и наслоений потребительской цивилизации, но, главное, неукоснительно следовать им в повседневной текущей жизни, наполняя серые будни светом и теплом Духовной Культуры.