ГРУЖЕВСКИС БОГУСЛАВАС (Литва) – профессор, директор Института труда и социальных исследований, г. Вильнюс
КУЛЬТУРА - В НАПРАВЛЕНИИ ЭГО-ОБОСОБЛЕННОСТИ ИЛИ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СПЛОЧЕННОСТИ?
Путник – друг, пойдем вместе.
Ночь близка, звери кругом,
И огонь костра может потухнуть.
Но если мы согласимся
Разделить дозор ночи,
мы сохраним силы. Пойдем вместе…
Е.Н. Рерих, Община, 1926 г.
Пойдем вместе - это как послание эсхатологическому человечеству, как наставление и условие развития будущих поколений.
Желая ответить на вопрос, сформулированный в теме данной статьи, мы должны вернуться к истокам культуры. Для этого я воспользуюсь работами д-ра философских наук В.Багдонавичюса. Он отмечает, что культура возникла, когда homo sapiens поборол свои инстинкты. Обуздание биологической, животной природы в себе стало основой существования homo sapiens и условием его дальнейшего развития как вида.
Освободившуюся энергию он смог направить на себе подобного ближнего и вскоре убедился, что сотрудничество с подобным себе значительно увеличивает его безопасность и личные достижения. С этого момента вся история человечества - это история эволюции форм сотрудничества людей на разных этапах своего развития. В процессе эволюции форм сосуществования, человек постоянно расширял свою способность к сотрудничеству с себе подобными, с помощью которого все больше покорял Природу и увеличивал свою индивидуальную независимость от внешних условий. Это гарантировало ему безусловное доминирование на Земле, однако в результате этого он безвозвратно социализировался и почти генетически стал зависим от других людей. И.Кант в свое время отметил, что человеку нужен человек. Можно утверждать, что культура, возвысившая человека над остальным миром природы, управляемым инстинктами, подтолкнула его на путь социальной сплоченности и сотрудничества, и благодаря этим качествам отношений с себе подобными он обеспечил свое благополучие и долговременное развитие. Это направление мы находим и во всех Священных Писаниях как Запада, так и Востока.
Однако, начиная с XVII-XVIII веков (С.Пуфендорф, И.Г.Гердер), все результаты человеческой жизнедеятельности все более причисляют к культуре по принципу "все, что не природа, есть культура" (особенно в ХХ веке). Произошла инфляция объекта культуры, и Культура от восприятия, осознания и отображения закономерностей проявления Абсолюта в природе конвертировалась (опустилась) до средства обслуживания бытовых потребностей.
В такой ситуации почти невозможно публично говорить на эту тему, так как разные авторы различно трактуют тот самый объект. Нужны новые термины, новые категории. Надо значительно поднять имя деятеля культуры, приблизив его к высшим ценностям, основа которых – обуздание инстинктов и способность распознать, осознать и выразить явление Абсолюта (закономерность проявления) на различных уровнях человеческого сознания.
Наряду с инфляцией объекта Культуры происходило ОБЕСЦЕНИВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ. Нормы нравственности – это основа морали, и их доминирующая направлена на сохранение и развитие социальной сплоченности и сотрудничества, поэтому можно утверждать, что фактически они оберегают человека от него самого. В эпоху Ренессанса, борясь с религиозными извращениями и злоупотреблениями церкви как институции, люди уничтожили и идею Абсолюта, возвысив себя до уровня Высшего Судьи. Человек, не признающий авторитета никакого Абсолюта, сам становится авторитетом и источником нравственных норм. И тогда он уже не в состоянии управлять своими инстинктами, ограничивать свои безграничные желания или проявления агрессии, не старается самосовершенствоваться, дабы соответствовать Божественному порядку и достичь высшего самоограничения и более совершенного применения инстинктов, наоборот – ОН ВСЕ БОЛЕЕ СТРЕМИТСЯ ОПРАВДАТЬ И УЗАКОНИТЬ СВОЮ НЕОБУЗДАННОСТЬ.
„Назвав стыд ГЛУПОСТЬЮ, выгонят его и обесчестят, а умеренность назовут РАЗГИЛЬДЯЙСТВОМ и, забросав грязью, выкинут вон. НАГЛОСТЬ они будут называть просвещенностью, РАЗНУЗДАННОСТЬ - свободою, РАСПУТСТВО - великолепием, БЕССТЫДСТВО - мужеством“ [Платон, Государство].
Однако, дорогие друзья, куда же это ведет?
НАРУШИВ ПРИНЦИПЫ, МЫ РАЗРУШИМ ЛЮБУЮ СИСТЕМУ. Платон писал, что нарушив принципы, демократия становится тиранией, а большая свобода - большим рабством. Тут уместно вспомнить футурологические проекции Оруэлла и его «1984 год».
Однако, что хуже всего, из-за вышеупомянутых тенденций ЧЕЛОВЕК ВСЕ БОЛЬШЕ СКАТЫВАЕТСЯ К СВОЕЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ (управляемой инстинктами), основу которой составляют эгоцентризм или различные формы либерального безусловного индивидуализма. На алтарь эгоцентризма все чаще приносятся в жертву СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ, ОБЩИННОСТЬ, СОТРУДНИЧЕСТВО, ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ.
Доминирование финансового капитала в мировом масштабе позволяет говорить об ОРГАНИЗОВАННОЙ (и государством узаконенной) АЛЧНОСТИ, а в настоящий момент переживаемый финансовый и экономический кризис является прекрасной иллюстрацией последствий этого процесса.
На фоне происходящих теперь отрицательных изменений явно наблюдаем, что современный человек, увеличивая свою мощь, уже не господствует в Природе, а губит ее и уничтожает. А начавшаяся депопуляция некоторых народов (в основном европейских) демонстрирует, что эта энергия уничтожения охватила и самого человека, т.е. стала энергией самоуничтожения. Зарабатывая больше, мы все меньшую часть жертвуем на нужды других; при росте материального благополучия уменьшается желание иметь детей; в погоне за прибылью мы за дверями оставляем тысячи безработных; обладая совершеннейшими за всю историю человечества средствами коммуникации, мы сохнем в одиночестве, в муках депрессии и разочарования.
Quo vadis, человече, куда идешь? Думаю, большинство из читателей хорошо знает ответ - НАМИ УПРАВЛЯЮТ стремления к удовольствиям и страсти, создающие основу ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ АЛЧНОСТИ, а проще говоря, нами управляет жажда безусловной личной выгоды. Наши личные интересы доминируют над общественными. Личная или групповая алчность и эгоизм больше всего губят социальную сплоченность и дух сотрудничества как между людьми, так и между народами и являются основными врагами стремящегося человека. То же самое происходит с государствами - их процветание и гармоничное развитие осложнено институционализированной индивидуальной обособленностью граждан стремящихся к личной выгоде.
Однако...
Ночь темна, но рассвет неизбежен.
Путник-друг, укрепим поступь свою!!!
Дорогие друзья, человечество прошло долгий и нелегкий путь своего развития. Много прожито, пережито, многое достигнуто и сделано, однако из осознанной человечеством истории (35-40 тыс. лет) создается впечатление, что независимо от того, в какую эпоху рождается человек, он всегда находится на краю пропасти, а жизнь ему и дается затем, чтобы успешно эту пропасть перешагнуть БЛАГОДАРЯ СВОЕЙ ОСОБЕННОЙ СУЩНОСТИ. Для этого человек и должен укреплять, развивать, холить и лелеять свою особенную способность, чтобы благодаря ей подняться над своими слабостями и привязанностями, страхами и несовершенством и достичь обетованную гавань благосостояния и умиротворения. Однако все искусство жизни заключается именно в том, чтобы, стремясь к достижению этой высшей индивидуальной цели, мы не забывали, что, помогая другим, мы помогаем самим себе.
Сотрудничество и высокая социальная чувствительность принимаемых государственных решений является залогом и необходимым условием решения проблем будущего человечества. Однако такие решения могут быть выработаны только при наличии определенных узаконенных этических норм и институтов, которые ограничат стремление к безусловной материальной выгоде и обеспечат преобладание решений, направленных на гармоничное планетарное развитие.
Всемирный Форум Духовной Культуры – это уникальное событие в общественной жизни современного человечества, и невозможно переоценить его значение и энергетическую ценность. Однако реальное влияние идей Форума на развитие наших обществ будет зависеть от того, сумеем ли мы в ближайшее время выработать конкретные рекомендации по трансформации идейных предпосылок в определенные экономическо-административные решения. Для этого необходимо, чтобы после окончания Форума работа не прекращалась, а продолжалась в тематических группах, соответствующим образом координировалась и результаты находили место в мировой информационной сети.
Мы стоим на пороге кардинальных преображений. Человечество за 200 последних лет своего развития преодолело экзистенциальную обусловленность, ограничивающую его материальное развитие (при этом, согласно исследованиям Герольда Велзера, уничтожив значительную часть фундаментальных ресурсов, необходимых для планетарного существования), но в то же время не выработало соответствующих духовных ценностей, что грозит ему самоуничтожением. Поэтому, наряду с конкретными средствами внедрения человекотворческих идей, нам необходима Мета-идея, которая будет способна вернуть человечеству смысл и мотивацию усилий, выходящих за рамки материальной выгоды и потребительского удовлетворения.
В свое время Густав Ле Бон (французский социолог) заметил, что когда цивилизация теряет идеал (идейную доминанту), который живительными соками питал ее развитие, она обрекает себя на неизбежную гибель.
Не думаю, что положение современного человечества так безысходно, ибо верю, что все на этой Земле имеет свой смысл и предназначение, и если в наших силах хоть на мизинец уменьшить страдания нам подобных, мы обязаны сделать все, чтобы эти страдания уменьшить.
Да восторжествует свет чистого духа!