Доклад Баймолдиной С.М.

БАЙМОЛДИНА Светлана Маликовна (Казахстан) – кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева, член Российской криминологической ассоциации Профилактические меры борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом В современных условиях глобализации, транснационализации и интеллектуализации всех форм преступности вопросы, связанные с терроризмом и религиозным экстремизмом, имеют большое значение, особенно в последнее время, когда масштабы террористических акций перешли все терпимые грани, создают угрозу безопасности не только в отдельном государстве, но и мировому сообществу, обретая общепланетарную значимость. Назрела острая необходимость разработки мер профилактики не только внутри государств с высоким террористическим риском, но и на межгосударственном и международном уровне.

В Ежегодном Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» говорится: «В новом десятилетии нам нужна новая правоохранительная система, соответствующая высоким международным стандартам правоохранительной службы в демократическом государстве»(1).
Реализация указанных в Послании задач в нашем государстве во многом зависит от многих факторов: качества действующего законодательства по защите основных конституционных прав человека, уровня образованности населения, квалификации специалистов-юристов, призванных по долгу службы защищать права и интересы личности и государства, создавать качественные законодательные акты, отвечающие современным потребностям общества и ряда других.
Вопросы, связанные с профилактикой религиозного экстремизма и терроризма, имеют высокую актуальность в Республике Казахстан, особенно с 1 января 2010 года, когда Казахстан вступил в председательствование в ОБСЕ, что налагает большую ответственность за внутриполитические и внешнеполитические процессы, происходящие в Казахстане. В связи с этим крайне важно активизировать процессы совершенствования законодательства Республики Казахстан, привести их в соответствие с международными стандартами, повысить качество законодательных актов, направленных на профилактику и предотвращение религиозного экстремизма и терроризма, обеспечить гарантированное Конституцией Республики Казахстан право на защиту прав и свобод каждого человека не только на декларативном, но и на практическом, реальном уровне.
Ранее нами рассматривались вопросы, связанные с уголовной ответственностью за осуществление действий, связанных с религиозным экстремизмом и терроризмом (2). Различные аспекты религиозного экстремизма и терроризма раскрывались в работах отечественных и зарубежных авторов. Так, например, в монографии «Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии», выпущенный учеными Казахского института стратегических исследований (3), рассмотрены такие аспекты, как истоки, сущность религиозного экстремизма и терроризма, распространение этих негативных явлений в странах центральноазиатского региона. Из работ американских ученых представляет интерес монография Б.Хоффмана «Терроризм – взгляд изнутри», где автор анализирует сепаратистский терроризм в странах Ближнего Востока, интернационализацию этого феномена, такие явления как религия и терроризм, тактика, технологии, мышление современных террористов. (4)
В данной работе нами рассмотрены профилактические меры борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом, предлагаемые современными учеными и специалистами, в частности исследования Д.Назирова, Б.Хоффмана, В.Е.Петрищева, Л.Р.Сюкияйнена, А.Ф.Ниязи и др.
В современной юридической литературе, криминологии термины «профилактика», «превенция», «предупреждение» традиционно употребляются как синонимы и обозначают систему мер, направленных на предотвращение преступлений и устранение причин преступности.(5)
Наиболее важными и ответственными компонентами предупреждения терроризма и религиозного экстремизма, отмечает Д. Назиров, являются вскрытие причин и условий, порождающих эти феномены, разработка политики государственного противодействия терроризму как социально-политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также всестороннее обеспечение осуществляемых специальных и идеологических мероприятий. Государство несет главную ответственность за противодействие экстремизму, и оно должно инициировать необходимые меры и осуществлять адекватные масштабам явления правовые действия по защите общества. Необходимы взаимодействие и координация всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении проблемы, которая в последнее время стала весьма актуальной. В борьбе с терроризмом законодательство должно предусмотреть меры профилактического характера. Представляется необходимым решение следующих задач:
•    разработка методики выявления и устранения факторов и условий, способствующих развитию экстремистских и террористических движений, применительно к каждой разновидности современного терроризма и каждому способу проведения террористических операций;
•    выявление и ликвидация центров обучения и боевой подготовки террористов;
•    разработка и реализация эффективных мер по сокращению социальной базы терроризма за счет проведения информационно-политических и социальных мероприятий, выявление и ликвидация центров идеологического обеспечения и поддержки террористических движений, общественная изоляция террористических групп, лишение ее внутренней и внешней поддержки, расслоение террористической среды;
•    прогнозирование развития терроризма и вскрытие социальных источников и причин его развития;
•    выявление и ликвидация источников финансирования, включая легитимные и нелегитимные источники дохода террористов как внутри страны, так и за рубежом;
•    изоляция террористов от источников пополнения оружия и материальных средств, контроль над производством, ввозом и продажей оружия.
Методика профилактических мероприятий по предупреждению и нейтрализации терроризма должна учитывать типологию современного терроризма, его причины, социальную базу, субъектов поддержки, а также специфику и формы подготовки и проведения террористических операций. Главный вызов в борьбе с терроризмом – как в противостоянии с ним не скатиться к его же методам, сохранить приверженность закону и человеческим ценностям. (6)
По мнению Л.Р.Сюкияйнена, одной из самых важных сторон борьбы с исламистским экстремизмом является идейно-теоретический аспект. Его актуальность объясняется тем, что из всех составляющих религиозного экстремизма под исламскими лозунгами непосредственное отношение к исламу имеет указанный момент. Ведь прочность позиций исламского экстремизма заключается не только в нерешенности политических, социально-экономических, национальных проблем, но и в его идейной базе, ориентирующейся на исламские концепции. (7)
Д.В.Ольшанский в целях предупреждения и нейтрализации терроризма и экстремизма предлагает следующие меры:
Первое. Всегда необходимо сохранять возможность диалога с террористами.
Второе. Государства не должны быть слишком экстремистскими ни по отношению к своим гражданам, ни по отношению друг к другу. Надо помнить: люди создают государства для регуляции своих взаимоотношений, но это не дает государствам права угнетать людей.
Третье. Реальное предупреждение (нейтрализация) терроризма обычно заключается в эффективном воздействии на его самые глубинные «корни»: идеологические, религиозные, социальные, политические и геополитические.
Идеологические корни. На этапе появления радикальных идеологических конструкций полезно вести разъяснительную работу – хотя бы для того, чтобы предостерегать сторонников таких идеологий от излишнего радикализма. Главная идея любого государства – поддержание стабильности ради сохранения самого государства.
Религиозные корни. Практически все традиционные мировые религии давно уже стали «веротерпимыми», поэтому разъяснительная антирадикалистская и антиэкстремистская работа совместно с церковью (официальными представителями духовенства) является весьма эффективной.
Социальные корни терроризма обычно связаны с социальным и экономическим неравенством.
Политические корни терроризма обычно связаны с неравномерным распределением власти внутри государства.
Геополитические корни терроризма связаны с различными интересами государств и взаимоотношениями между государствами. Противоречивые интересы и обостренные взаимоотношения очень часто порождают межгосударственный терроризм (8) (особенно в странах Центральной Азии).
Предупреждение терроризма немыслимо без ликвидации его глобальных предпосылок и его потенциальной массовой базы. Она должна вестись превентивно и гибко, без однобокой опоры на грубую силу. В этом плане поучительным примером является деятельность А.Е.Снесарева по нейтрализации терроризма. Так, в 1902 году начальник Памира капитан А.Е.Снесарев (впоследствии генерал, ведущий русский геополитик-востоковед, начальник Академии Генерального штаба) предотвратил бунт исмаилитов, доведенных бухарскими властями до крайности, и переход их на сторону Англии. Исмаилиты средних веков были страшнее, чем нынешняя «Аль-Каида», и ни в коем случае нельзя было допустить возвращения памирцев к средневековым обычаям. Капитан Снесарев взял власть на Памире; бухарский бек скрепил печатью его решение. Снесарев восстановил справедливость, избавил памирцев от губительных налогов и свирепости бухарских сатрапов, предотвратил британские манипуляции исмаилитами в качестве террористов (манипуляции, имевшие место впоследствии по линии США – «Талибан» и США – «Аль-Каида»), поэтому жители Памира с благодарностью помнят А.Е Снесарева и по прошествии столетия. Методы А.Е.Снесарева актуальны и ныне: он как геополитик умел в целом предвидеть насущные исторические потребности общества и государства, заранее идти им навстречу; он хорошо знал природу терроризма, его корни, цели, вероятные связи и потенциальные возможности. (9)
На современном этапе терроризм, независимо от своих источников, принял беспрецедентный размах, и противодействие ему стало одной из важнейших проблем современности для многих стран мира.
Особенно высокую обеспокоенность вызывает политическая нестабильность рискованных регионов, подверженных воздействию террористических провокаций в южных регионах Средней Азии, граничащих с Казахстаном.
Выступая на совещании с работниками правоохранительных органов и силовых структур, президент Таджикистана Э.Рахмон говорил, что «…терроризм, как опасное явление, не признает ни границ, ни национальности, поэтому ни одно государство мира не может бороться с экстремизмом и терроризмом в одиночку…». (10)
В борьбе с терроризмом одним из важных условий является антитеррористическая коалиция, свидетелями чего мы стали после событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне. Борьба с терроризмом – это только первый шаг на пути объединения мирового сообщества, поэтому необходимо выработать законы, регулирующие применение военной силы в борьбе с этим явлением. Осуществление мероприятий по борьбе с терроризмом должно быть санкционировано Советом Безопасности ООН и проводиться строго под его контролем, проходить с соблюдением норм международного права. Российский исследователь А.Ф.Ниязи справедливо считает, что шестилетняя гражданская война в Таджикистане доказала противоборствующим сторонам бесперспективность дальнейшего кровопролития. С годами противники осознали, что силой друг друга не одолеть (11), поэтому усилиями ООН, ОБСЕ, российской, иранской и узбекской дипломатии, президента Афганистана Б.Раббани, ряда других лиц, организаций, избрали диалог и переговоры, в результате удалось подписать Общее соглашение о мире и национальном согласии в Таджикистане (27.06.1997 г., Москва). В связи с этим с уверенностью можно говорить о том, что конфликт в Южной Осетии, Абхазии, Узбекистане (ИДУ), Джамму и Кашмире (Индия) и в других регионах мира военным путем вряд ли можно решить. Многоликость терроризма в прошлом и его мутации в обозримом будущем наводят на мысль, что борьба с этим злом – дело всего человечества, вне зависимости от расовой, религиозной, социальной принадлежности. Только в этом случае человечество может выстоять перед терроризмом как глобальной угрозой XXI века. (12)
Неконтролируемые процессы глобализации преступности, в том числе и религиозного экстремизма и терроризма, вызывают опасения за мировую политическую стабильность, ставят под угрозу безопасность человечества во всем мире и потому требуют разработку, и применение соответствующих мер мобильного реагирования на экстремистские и террористические вызовы, ликвидацию очагов их возгорания.


Литература:
1.    Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем  - новые возможности Казахстана».
2.    Баймолдина С.М. Криминологические и уголовно-правовые аспекты религиозного экстремизма. Российский криминологический взгляд. Краснодар. 2008. № 4. - С. 237-241.
3.    Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии: А.Г.Косиченко, М.С.Ашимбаев и др. – Алматы: Дайк-Пресс, 2002. - С. 213.
4.    Хоффман Б. Терроризмю взгляд  изнутри // Пер с англ. Е.Сажина. – М., Ультра. – 2003. - С. 264.
5.    Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. – С. 241.
6.    Д.Назиров. Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления. Автореферат дис. док. филос. наук. Душанбе, 2009.- С. 47.
7.    Сюкияйнен Л.Р. Религиозный экстремизм: правовые, политические и идеологические аспекты // Религиозный экстремизм в Центральной  Азии. Материалы международной конференции, Душанбе, 25.04.2002. – Душанбе, 2002. - С.22-25.
8.    Ольшанский Д.В. Психология терроризма. - С.208-212.
9.    Зотов О.В. Терроризм – угроза человечества в XXI веке. – С.46.
10.    Рахмон Э.Ш. Терроризму – надежный заслон. Речь на совещании работников правоохранительных органов и военных структур. Душанбе, 31 мая 2002 года // Независимость Таджикистана и возрождение нации. Том. 4. – Душанбе: Ирфон, 2006. – С.336.
11.    Ниязи А.Ф. Возрождение ислама в Таджикистане: традиция и политика // Центральная Азия и Кавказ. – 1999. - №5 (6). – С.162.
12.    Требин М.П. Терроризм в XXI веке.  – С. 772 – 773.