Доклад Д.Абдулатипова

АБДУЛАТИПОВ Джамал Рамазанович (Россия) – заместитель директора Института дополнительного профессионального образования Московского государственного университета культуры и искусств, кандидат политических наук


Формирование социокультурной среды


На сегодняшний день духовно-нравственный кризис современного общества усугубляется. Это касается и власти, и гражданина. Понятно, что без качественно высокой культуры власти, без культуры и ответственности человека, гражданина успеха в обновлении опыта социального бытия не достичь. Совесть – категория вечная, даже по сравнению с властью. Власть совести – самая надежная власть и для государства, и для гражданина.
Традиционные подходы к организации человеческого сообщества уже не отвечают духу и требованиям времени. Для продвижения вперед, выживания нашей планеты в целом необходимы абсолютно новые подходы, новые технологии, основанные на духовности и нравственности в организации социально-культурного бытия людей.

Исследование, проектирование и формирование культурной среды приобретают особый смысл, так как полученные в процессе этих действий знания, могут дать подробное и исчерпывающее представление о постоянно меняющемся обществе на всех уровнях его развития и жизнедеятельности. Процессы глобализации оказывают сильное влияние на развитие всех народов всех стран. При этом людям всегда было характерно стремление к сохранению своих коренных обычаев и традиций, являющихся часто выражением сути социокультурной среды того или иного региона. В этих условиях неизбежно появление различного рода проблем, таких как безработица, миграция значительных слоев населения, возрастание напряженности жизни, возникновение новых экономических систем, дифференциация доходов людей и т.д. Общество оказалось во многом не готово к новой экономической и социокультурной обстановке. Конфликты, столкновения, ксенофобия вызывают кардинальные изменения в нравственной атмосфере общества: усиливается бездуховность, происходит рост негативных социальных явлений. Для решения этих проблем жизненно важно знать и понимать культурные процессы, зарождающиеся в обществе. Необходимо уметь прогнозировать их и активно вмешиваться в практику. Новая обстановка требует систематического изучения постоянно изменяющихся духовных интересов и запросов населения, внедрения нетрадиционных культурных услуг, создания новых социокультурных учреждений. Это выдвигает более высокие требования к подготовке высококвалифицированных специалистов данной сферы, способных самостоятельно проводить научные исследования, создавать перспективные проекты и реализовывать их в культурной деятельности. Социокультурная деятельность рассматривается, в первую очередь, как накопленный обществом опыт социальной деятельности, опирающийся на совокупность духовных, материальных и интеллектуальных ценностей. Она является сложным динамическим образованием, имеющим социальную природу и выражающим социальные отношения, направленные на созидание, усвоение, сохранение и распространение идей, ценностных представлений, которые обеспечивают эффективное взаимодействие людей в социально значимых ситуациях, поддержание культурной среды в пригодном для развития состоянии. Таким образом, при изучении этой деятельности используется несколько подходов, которые охватывают такие сферы действия, как здравоохранение, образование, средства массовой информации, учреждения культуры и искусства, социальное обеспечение, физическую культуру, спорт и туризм.
Первый подход – демографический – дает возможность понять социально-культурную деятельность населения. Демографический анализ жителей того или иного региона может объяснить культурную или экономическую отсталость некоторых из них тем, что населению приходится затрачивать большую часть сил на то, чтобы удовлетворить материальные запросы, и остается мало времени на удовлетворение духовных потребностей. Вместе с тем рост благосостояния народа ведет к увеличению времени на досуг, рост культуры человека.
Второй подход – психологический – объясняет поведение людей как личностей. Исследователи изучают мотивы, социальные установки, духовные возможности и способности человека в процессе самореализации, распространении настроений в социально-культурной области.
Третий подход – коммуникативный – показывает взаимоотношения и взаимодействия людей. Данный подход важен при изучении конкуренции на рынке социально-культурных услуг, при исследовании потребителей духовных ценностей, при анализе их поведения на основе общественных правил и норм.
Следует понимать интересы и потребности населения и оказывать помощь в их удовлетворении, и социокультурный фактор может стать стимулом для формирования духовных ценностей, способствовать расширению круга их потребителей. Исследование и прогнозирование социальных, культурных процессов ведет не только к улучшению нравственной обстановки, но и к позитивному переустройству общества в целом. Социально-культурная среда функционирует, развивается и изменяется, и вместе с ней изменяются люди. Она обусловлена их материальными, духовными, интеллектуальными потребностями, практическими интересами различных социальных групп и отдельных людей, входящих в их состав. Это требует необходимости познавать, осваивать и поддерживать природную и социальную среду, окружающую человека.
Проблемы социально-культурной деятельности связаны с воспитанием эстетических вкусов, развитием творческих способностей людей, их культурным обслуживанием, постановкой художественного образования. Вследствие этого необходима опора на эстетику, теоретическое обоснование путей использования искусства в просветительной и воспитательной работе учреждений и организаций, развитие чувства прекрасного у людей, непримиримость к непрофессионализму в работе и творчестве.
Возрастает роль и ответственность каждого человека. При этом во сто крат возрастает роль и ответственность политиков, правителей, власть имущих, тех, кто принимает решения, которые влияют на судьбы людей, стран, планеты.
Современному миру нужны политики и политика, которые способны утверждать примат духовности и культуры над самой политикой, другими идеалами человеческой цивилизации, воплощать в жизнь идеалы истины, благожелательного добрососедства, ненасилия и непротивления добру.