КАРАПЕТЯН Давид Георгиевич (Россия) – помощник заместителя председателя Комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ Образование как фундамент духовного развития Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751, увязывает стратегические цели образования с проблемами развития российского общества, включая создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности. Вместе с тем, образовательная политика, неадекватная значению образования, смыслу человеческой жизни и эволюционной ступени развития общества, а также понятию государства становится причиной тотального, т.е. духовного, материального и организационного, разрушения государства.
Вот почему, прежде чем создавать национальную доктрину образования, нормативные акты, регулирующие правовые отношения в сфере образования, а также вырабатывать государственную образовательную политику и претворять ее в жизнь, необходимо осознать саму идею отечественного образования. Без этого образование будет находиться вне своего самосознательного смысла и станет преградой на пути эволюции человека и общества.
Что же такое – духовность?
Духовность – это предельно конкретная реальность и может быть постигнута диалектически конкретным способом мышления. Как смысл человеческой жизни, интеллектуально-чувственно-волевое выражение закономерности жизни в качестве истины, красоты и свободы человеческого духа она порождает социальную действительность.
В свою очередь, целостный дух народа как самоопределяющаяся основа общества, универсальное средство социальных реформ – может быть создан лишь целостной, духовной системой национального образования, которой предстоит в новом веке стать основным содержанием государственной образовательной политики и сыграть ведущую роль в творении духовно-целостного человека, уровень развития которого определит уровень эволюционной зрелости общества.
К сожалению, сегодня российское образование не является единой, целостной системой.
В содержательном отношении существенным недостатком системы образования является отсутствие системообразующего начала, т.е. аморфность, заниженность и зауженность цели, образования, духовная ущербность его смысла, не отвечающего природе, смыслу жизни и эволюционному назначению человека.
Единственный выход из создавшегося положения – это разумно-нравственное преображение духа народа путем формирования целостного мировоззрения, развития морально чистого и прекрасного чувства, воспитания свободной, нравственно-правовой воли.
Духовность – это процесс выработки духом своего истинного, прекрасного, внутренне и внешне свободного содержания, интегрированного в любовь – как высшее качество духовности.
И тогда духовность – это та же человеческая жизнь, но сообразная своему смыслу, и потому жизнь в полноте.
Поскольку духовность – это критерий истинности всех форм социальной жизни, то все общественные отношения, все социальные институты, созданные человеком, а именно: экономика, право, мораль и нравственность, наука, техника, искусство и религия, государство, цивилизация, мировая история и т. д. – все это различные формы выражения духа народа, содержащие в себе ту или иную меру духовности или бездуховности.
Новое, научно-нравственное, т.е. целостное или духовное, мировоззрение утвердится в нашем обществе только тогда, когда народ овладеет логически целостным способом мышления и с его помощью постигнет духовность в качестве саморазвивающейся «клетки» социального организма, творческой субстанции, содержащей в себе в свернутом виде всю совокупность общественных отношений и порождающей из себя социальную действительность.
Духовность выступает в качестве истинного мышления, морально чистого и прекрасного чувства, свободной, доброй, нравственно-правовой воли и любящего сердца. Поэтому необходимо второе рождение человека - в духовности как полноте бытия.
Решить эту фундаментальную задачу призвана прежде всего система образования. Однако господствующая ныне рационально ориентированная педагогика с ее нравственно редуцированными, духовно обескровленными, вненациональными педагогическими технологиями осуществить это не в состоянии.
Образование – это духовная функция государства, воспроизводящая его творческую основу – дух народа. Поэтому образование есть, в конечном счете, сознательно-волевой способ непрерывного воспроизводства самого государства, которое посредством своей образовательной политики созидает самого себя.
Чтобы понять взаимосвязь жизни и образования, его смысл и назначение в эволюции человечества, нужно прежде всего осознать природу человеческой жизни, т. е. ее специфическое отличие от других форм Сущего, ее смысл и эволюционное назначение в составе мироздания, основу и способ ее бытия. Постижение сущности человеческой жизни приводит к осознанию того, что эта жизнь есть, по существу, жизнь духа, а именно: ума, чувства и воли. Это означает, что человеческая жизнь как обмен веществ и энергий между человеком, природой, обществом и Сущим носит сознательно-волевой характер, что, собственно, и составляет ее фундаментальную особенность.
Но таковым человеческий дух не является изначально. Указанные качества он приобретает в процессе своей эволюции с помощью образования и самообразования. И в этом смысле можно сказать, что человеческая жизнь и образование, понимаемое в самом широком значении этого слова, - синонимы.
Поскольку вся человеческая, т.е. сознательно-волевая жизнь основана на мышлении, чувстве и воле, постольку их качественное возвышение путем обучения и воспитания есть вместе с тем и качественное изменение первоисточника социальной жизни, а, следовательно, и всей совокупности общественных отношений, организованных в семью, гражданское общество и государство.
Образование – это расширенное воспроизводство человеческих ресурсов, производительных сил общества и полнота человеческой жизни. Образование не только зависит от экономики, но и само является предпосылкой ее успешного развития.
И общество, которое в лице государственной власти, не способно систематически осуществлять достаточное финансирование образования, т.е. воспроизводство человеческого в человеке, смысл его бытия, добровольно обрекает себя на духовное и физическое самоуничтожение.
Образование – это духовная связь времен, условие непрерывности эволюции человечества.
Образование – это панацея от всех социальных болезней, ибо оно направлено на совершенствование самой интеллектуально-чувственно-волевой субстанции общества.
Обеспечение уровня образования и воспитания, необходимого для национальной безопасности, сохранения и развития самой жизни народа, есть высший долг, святое дело, правовая и нравственная обязанность государства.
Вместе с тем образование, включающее в себя и воспитание, есть двусторонний процесс сознательно-волевой деятельности учителя и ученика путем передачи учителем и творческого усвоения учеником теоретической и практической, отечественной и мировой, общей и профессиональной культуры человечества, выраженной в определенных образовательно-воспитательных программах.
Чтобы воспитать человека духовным, нужно учить его не только и не столько тому, чему учат современная семья и школа, а единственно важному – ЖИЗНИ, по отношению к которой все предметы образовательных программ должны быть средством ее осуществления. Разве родители и учителя не учат этому? Частично – да, но в целом – нет. Если в семье и в школе человека учили бы жизни, то жизнь наша была бы другой - человеческой. В школе же дети изучают отдельные предметы, но не жизнь в ее целостности, которая значительно сложнее и многообразнее, чем содержание школьных программ.
Считается, что образование включает в себя и воспитание. Включает, да только не автоматически. И эту задачу осуществляет учитель.
Истинное назначение учителя – это духовное творение человека, рождение его в общей и профессиональной культуре.
Таким образом, результат образовательной деятельности – это второе, духовное рождение человека в истине, красоте, свободе и любви.
По своему понятию учитель есть живой носитель смысла жизни и образования.
ИТАК, суть метода обучения или ответ на вопрос, как человека учить, заключается в реализации универсального смысла педагогики: разумности мышления, моральности и красоты чувства, нравственности воли и любви сердца. Испытывая на себе разумно-нравственную силу родителя-(учителя), ребенок-(ученик) вначале бессознательно, доверяясь авторитету старшего, затем осознанно, на принципе добровольного самоопределения по законам Жизни преображает себя.
Сфера образования есть сфера производства такого саморождающегося источника, который дает жизнь производительным силам общества, науке и технике, экономике и праву, здравоохранению и культуре, гражданскому обществу и государству в целом по духовной формуле жизнь дает —> образование – а образование порождает жизнь на ее более высокой ступени исторического развития.
Поэтому не экономика, не наука и техника, а именно образование является духовной первоосновой и универсальным интеллектуально-нравственным ресурсом государственной политики.