ЕВАНГЕЛОС ДЕНАКСАС (Греция) – Чрезвычайный и Полномочный Посол Греции в Казахстане, бакалавр юридических наук, магистр гуманитарных наук
Некоторые замечания о понятии Культура
Я очень рад выступать на первой секции Всемирного Форума Духовной Культуры, который проходит под патронажем Его Превосходительства господина Нурсултана Назарбаева, президента Республики Казахстан. Надеемся, что Астанинский форум, благодаря своей многосторонней и многофункциональной направленности, сможет найти пути решения систематического кризиса в современном цивилизованном мире путем осознания приоритета духовности и культуры, являющихся главными общечеловеческими ценностями, важность которых сегодня растет с каждым днем. Я надеюсь, что на этой секции данного Форума, который посвящен духовной культуре, мы услышим оригинальные доклады и проведем плодотворные переговоры.
Перед тем как перейти к сути моего доклада, позвольте отметить, что духовная культура не является чем-то новым, это понятие существует давно. Еще в эпоху античной Греции Аристотель в своем труде под названием «Политика» упомянул это понятие словом “paideia”, что означает образование, нравственную, интеллектуальную и духовную культуру человека. Он сделал особый акцент на том, что “paideia” питает разум и индивидуальную особенность каждого человека, а также формирует культуру примерного гражданина. Таким образом, каждый сможет по собственному желанию осуществлять задуманное.
Возьмем в качестве примера восемнадцатый век, Век Разума или, как его еще называют во Франции, эпоху Просвещения. В языке и в идеологии эпохи Просвещения, берущей начало с эпохи античной Греции, со времен таких философов, как Сократ, Платон и Аристотель, слово «культура» использовалось исключительно для того, чтобы выразить просвещение души и то, какой становится душа благодаря просвещению. Еще Кондорсе в своем труде под названием «Очерк истории развития человеческого духа» предвидел, что моральное, интеллектуальное и духовное развитие человечества произойдет благодаря просвещению.
Современная идея, то есть понятие культуры в широком смысле этого слова, от культуры духовной до культуры политической, подразумевает под собой виды образа жизни и мышления, которым в силу их социальных, политических и многих других особенностей свойственна двойственная природа. Можно сказать, что культура является совокупностью интеллектуальных, духовных, морально-нравственных, высокопрофессиональных побед и достижений. Однако на протяжении последних десятилетий слово «культура» приобрело более широкое значение, став многозначным. Можно сказать, что слово «культура» начало вытеснять из употребления и зачастую использоваться вместо таких терминов как «дух», «разум», «традиция» и даже «идеология».
В сущности, каждый человек в духовном аспекте является объектом культуры, а культура является отражением глубокой души и истинного духа человека. Культура немыслима без человека. Понятие культуры применимо только ко всему человеческому. Тем не менее, оно подразумевает не только интеллектуальное и духовное развитие личности; понятие «культура» само по себе самостоятельное и устоявшееся понятие. В результате оно дает возможность почувствовать единство человеческого рода при всем разнообразии образа жизни и убеждений.
Среди многочисленных качеств, таких как искренность и глубина, главными свойствами культуры выделяются интеллектуализм и духовность. С другой стороны, культуре свойственно и то, что способствует интеллектуальному и духовному обогащению.
Мы должны знать разницу между культурой отдельно взятого человека и культурой определенных групп, а также культурой общества, которому свойственен политический характер. Более того, нам необходимо определить связь между словами «культура» и «специфика». Эти слова используются в словосочетании «национально-культурная специфика», которое несет в себе социально-политический смысл. Это понятие касается национальных государств, где является проблемой государственного уровня.
Сегодня мы являемся свидетелями непрерывных культурных перемен, источниками которых являются глобализация последних трех десятилетий (к примеру, ее влияние на так называемую «культурную индустрию»), а также многокультурие, охватывающее всё больше и больше стран, и недавно зародившаяся «глобальная культура». Всё это должно повысить чувствительность людей и стать отражением человека, различных групп, а также более или менее сознательных обществ. Это зависит от интеллектуальных и духовных ценностей, являющихся неотъемлемой частью понятия культуры, которое основывается на науке, искусстве, философии, этике и религии.
Подобное коллективное сознание способно обеспечить всеобщность прав человека и единство человечества при всем его разнообразии. Оно может создать новую, гармоничную и функциональную и культурную адаптацию не только на интеллектуальном и духовном уровне, но и на социологическом, этнологическом, антропологическом уровнях. Не будем исключать и не менее важный политический уровень.
Такая новая культура, ведомая всеобщими, абсолютными, истинными, интеллектуальными и духовными ценностями, даст возможность изменить общество, да и человечество в целом, при этом сохранив всё разнообразие и богатство человечества. Таким образом, становится понятно, что применение этих всеобщих ценностей способствует развитию и преобразованиям. К тому же эти ценности могут объяснить не единообразное, а всеобщее понятие культуры. Эта предполагаемая, гипотетическая эволюция идеализирована в теории как «культура человечества».
В завершение позвольте мне подчеркнуть, что этот форум, проходящий в новой столице Казахстана Астане, вполне может стать отправной точкой в борьбе с пренебрежительным отношением прошлых лет к духовности. Духовный аспект культуры с этого момента должен стать ориентиром для каждого человека, национальных государств и общества на пути к вечности. Как-то великий французский писатель и эссеист Антуан де Сент-Экзюпери в поисках духовного единства человечества сказал следующее: «Не интеллект правит миром, а духовность».