Ерментай СУЛТАНМУРАТ (Казахстан) – академик МАИ, координатор «Форума тысячелетия» при ООН по странам Центральной Азии и Кавказа, президент Всемирной Ассамблеи Тюркских Народов, представитель Ноосферно-Духовно-Экологической Ассамблеи Мира в Казахстане ТРАНСФОРМАЦИЯ МИРА Введение Духовные мысли, научные открытия, эзотерические явления, то, что с трудом укладывается в материалистическую трактовку мира, наконец, наша устремленность в небеса наводят на размышления: не было ли появление на Земле человека, отличающегося развитым разумом от других форм существования материи, вызвано некоей необходимостью развивающейся Галактики? Казалось бы, обладая этим качеством, человек должен был создать на планете общество, которое должно было органично вписаться в разумно существующий мир Вселенной и взаимодействовать как её частица.
Но он для удовлетворения своих потребностей пристрастился к отнятию ресурсов у окружающей среды, у своих сородичей. Далее это переросло в жажду наживы, размах которой не был востребован необходимостью выживания и развития. Богатством, которым он стремится обладать, наряду с материальным миром, стали, власть, слава и духовная сфера. Теперь люди, обладавшие ими, для удовлетворения своего противоестественного стремления заставляют служить всё общество, биосферу.
Однако, часть человечества, больная жаждой наживы, не смогла подчинить своим противоестественным устремлениям природу, живущую по законам мироздания, и духовно здоровых людей, ищущих иного, разумного бытия. Природа их беспределу начала отвечать бурной реакцией – катаклизмами, люди не перестают протестовать, искать новые пути ноосферного развития.
Если земляне не сумеют перестроить свое общество, то мир, управляемый, эксплуатируемый, «развивающийся» с таким эгоизмом дойдёт до неразрешимого противостояния в самом обществе, с природой, за которым окажется несовместимым существование человеческого общества на Земле. И тогда, надо полагать, наша планета вступит в режим самоочищения от толпы Homo sapiens и восстановления от его разрушительной деятельности.
Несмотря на это, эпидемия всеобщей жажды наживы продолжает править балом. Весомая часть человечества, усыпленная современными благами, в ожидании еще большего благоденствия, полагает, что их положению ничто не угрожает. Им некогда осознать, когда земное общество перейдет порог терпимости, уже ничто не сможет остановить всеобщую катастрофу. Надо заметить, среди сильных мира сего есть понимающие трагичность ситуации. Однако они не в силах изменить общественные правила, соответствующих интересам правящих сил. Им, как и всем могущественным группировкам, остается утешаться иллюзией о том, что благодаря наличию у них фантастических ресурсов они могут уцелеть при любых катаклизмах. И продолжают далее мировую гонку жажды наживы, чтобы еще больше нарастить эти ресурсы.
Беспокойная, совестливая часть человечества во все времена пыталась изменить этот «грешный» мир. Наряду с созданием новых проектов, необходимо выяснить, развивать, что имеет значение для переустройства мира. К числу таких достижений можно отнести двухфакторную модель рыночной экономики, которая на голову выше по совокупной эффективности иных известных моделей организаций экономики и на сегодня успешно осваивается в свыше ста странах мира.
Двухфакторная модель – экономический базис
справедливого общества, фактор единение людей.
Апробированным и имеющим большое будущее проектом, направленным на формирование экономического базиса справедливого общества, является двухфакторная модель рыночной экономики. Которая реализуется, несмотря на различные внешние формы, через типы предприятий, по сути, являющиеся собственностью работников. Её основоположники – баскский священник Хосе Мария Арисмендирэтта и чета Луис и Патрисия Келсо из США.
На сегодня благодаря первому существует «Мондрагон кооператив Корпорэйшн» страны басков в Испании, разросшйся за полвека от простого кооператива до гигантского социально-экономического организма, производящего продукцию на 16.8 млрд. евро в год (2008 г.). А Луис Келсо однажды, встретив глухую стену недопонимания, сказавший «Весь мир ошибается, я прав», на самом деле оказался прав. Теперь на предприятиях в собственности работников, создания которых он добивался, заняты более 8,5 млн. человек – около 10,0 процентов рабочей силы США.
На предприятиях классического капитализма капиталист-собственник желает получить максимальную прибыль, а наемный работник – зачастую неоправданно высокую зарплату за свой труд. При этом обе стороны прибегают ко всем доступным методам, что является источником их взаимной подозрительности. И все это не позволяет производительным силам максимально проявить свои возможности. А на предприятиях собственности работников в качестве собственников и рабочих выступают одни и те же лица. При этом, если они, толком не работая, будут стремиться жить роскошно, то “съедят” предприятие; если же верх возьмет стремление сэкономить в потреблении, то себя выведут. Поэтому и сохранить, развивать собственность и при этом хорошо жить можно только через постоянное повышение экономической эффективности предприятия. Таким образом, два желания, которые на классических предприятиях рыночной экономики как антагонистические факторы во многом противоречили интересам социально-экономического благополучия каждого предприятия, да и всего общества в целом, здесь превращаются в созидательный мотив, слившись воедино. Экономика, базирующаяся на союзе этих двух факторов, называется двухфакторной моделью рыночной экономики.
На таких предприятиях работники являются не только совладельцами, но и принимают непосредственное участие в управлении предприятием, сами же реализовывают принятые решения, а также участвуют в дележе прибыли. И предприятия становятся полем поистине демократических отношений и за счет максимально эффективного использования всех имеющихся возмож¬ностей выпускают конкурентоспособную продукцию и оказывают услуги с минимальными затратами. На практике эту двухфакторную модель экономики можно применять через различные типы предприятий, такие как кооперативы, закрытые акционерные общества, предприятия собственности работников. Но лучше создать корпорацию типа Мондрагонской.
В свое время, применяя такую систему в отдельном предприятии, где автор этих строк был руководителем, мы достигли поразительных успехов. Обобщая свой и мировой опыт, мы создали методику и разработали программу внедрения этой модели в Казахстане, получившие одобрение республиканских государственных структур. Внедрение ее ждет своего часа. Кстати, Россия, приняв специальный закон, осваивает двухфакторную модель под названием “народные предприятия”.
При такой экономике за счет постоянного стремления применения ресурсосберегающей технологии производства и организации бизнеса снижается наргузка на окружающую среду. Работники-совладельцы будут вынуждены придерживаться разумного баланса между потреблением и развитием бизнеса, что обуздает безудержные потребительские устремления. Поскольку на этих предприятиях отсутствуют неразрешимые, антагонистические противоречия, высвободившаяся энергия людей будет направлена на самосовершенствование – на профессиональный и духовный рост, на созидательный, творческий труд, приносящий радость и удовлетворение. При такой солидарной экономике формируется солидарное сознание, благожелательная коллективная атмосфера, появится моральная раскованность, уменьшится или вовсе исчезнет опасение за свое и будущее своих детей. Взоры этих людей будут обращены и на решение общественных, вплоть до планетарных неурядиц, на понимание основ мироздания. Все это порождает высокую духовность, отсутствующую у разрозненных индивидуалистов. Это не навязанная извне духовность. Она выстрадается самими людьми на основе таких изначально присущих людям качеств, как справедливость, гуманизм, любовь, инстинкты самосохранения, материнства и т.д.
Массы людей, объединенные в такие коллективы, не станут делегировать во власть тех, кого им предлагают. Они выберут тех, кто имеет мировоззренческую платформу, схожую с их собственной. Что приведет к сближению позиции их и руководящих кругов, усилению демократизации общественной жизни. Совместная вибрация их сознаний, вызывая резонанс в разных уголках планеты, может быть, и на небесах, постепенно настраиваясь на вселенский лад, возможно, станет материализуемой. Духовность, возникающая при этом, будет иметь тенденцию перерастать в общенациональную, общечеловеческую, планетарную духовность, созвучную с духовностью всего мироздания.
Дахабическая демократия
При всей значимости двухфакторной модели экономики в деле преобразования земного общества это еще полдела. Как ни говори, рычаги управления обществом остаются у государства. Как же сделать так, чтобы руководящие силы управляли обществом справедливо-гуманными путями во благо народа, мировой цивилизации, окружающего мира? По нашему глубокому убеждению, это может быть достигнуто посредством дахабической демократии, в рамках дахабического общества1, которое предполагает выработку всем народом совместных правил по организации всесторонне-гармоничной, справедливо-гуманной жизнедеятельности общества и осуществления их при прямом участии народа.
Для выработки такого правила должна быть предварительно проведена длительная, обширная просветительская, разъяснительная работа и обсуждение с населением, с охватом каждого жителя каждого кишлака, каждой улицы, с использованием всех возможностей, в том числе с предоставлением специально отведенных помещений. Такие помещения – очаги прямой демократии – следует называть дворцами «управления мудрого народа». Во многих восточных языках выражение «управление мудрого народа» звучит примерно как «дана халыктын баскаруы», сокращенно – “дахаб – дахабия”. Значит, они являются дворцами дахабия, а демократия, рожденная в них – дахабической демократией.
В результате проведенной с народными массами работы каждый человек должен суметь понять и осознанно предлагать свое справедливо-гуманное видение, какими он хочет видеть свой аул, свой город, свою страну, весь мир, каким должен стать он сам, его народ, общество и как достичь всего этого. Какими должны быть внутренние и внешние отношения страны – экологические, экономические, социальные, культурные, политические, военные и т.п., отношения между людьми, между человеком и обществом, между народами и государствами. Далее, осмыслив и подытожив на местных и общенациональном уровнях мнения граждан, высказанные через эти независимые дворцы дахабия, необходимо разработать Конституцию страны и предложить народу для обсуждения; внеся дополнения и поправки, высказанные в дворцах дахабия, следует принять дахабическую Конституцию через всенародный референдум. Только такая Конституция, отражающая чаяния каждого человека, всего народа и пути их достижения, способна стать «генетическим кодом», реальным направляющим источником текущей жизни и перспектив развития каждой страны с учетом интересов других народов мира, всей биосферы.
Дахабическая конституция устранит неопределенность и своеволие в действиях правящих и оппозиционных сил и предопределит возможность неуклонного служения их истинным интересам своей страны, земной цивилизации. В ней и власть, и народ найдут четко очерченный подход к решению любых внутренних и международных проблем на справедливо-гуманной основе. При этом каждый шаг властей, вытекающий из Конституции, осмысленный и одобренный народом, в том числе через дворцы дахабия, будет лучше восприниматься и исполняться обществом. Ибо народ при этом будет выполнять свою волю, возведенную в ранг Конституции, а власть становится проводником его идей в жизнь.
Деятельность дворцов дахабия не должна никем регламентироваться, иначе как Конституцией. Современные средства коммуникации облегчат функционирование, взаимодействие этих дворцов между собой и c властными структурами. Все это позволит и народу, и управленческим структурам иметь повседневное цивилизованное рабочее взаимодействие, вносить ясность, корректировать свои позиции по имеющимся проблемам. Таким образом, народ будет приобщаться к управлению своего аула, района, страны и всего мира.
Пройдут годы, приобретая опыт, совершенствуясь, эти народные органы самоуправления постепенно будут осваивать все новые функции, а государственные органы, соответственно, утрачивать их. Общественный строй, где основным законом страны является дахабическая конституция, а в экономическом базисе существенную часть составляет или преобладает двухфакторная модель экономики, должен называться дахабическим.
Дахабическое общество, благодаря направляющей силе Конституции, все больше будет приобретать справедливо-гуманные, глобально-гармоничные черты. Всеобщая духовная консолидация нации начнется в процессе принятия дахабической конституции, которая на благодатной базе солидарной, двухфакторной экономики укрепляясь, с каждым годом, перерастёт в общество, где высокая духовность определит суть его жизнедеятельности. Если каждая страна будет иметь такую Конституцию, весь мир будет нацелен на создание глобально-гармоничного, справедливо-гуманного общества, при котором духовность станет все более доминирующим фактором, определяющим общественный облик и направления развития любой страны земного мира.
Что мешает трансформации общества?
Конечно же, те силы, которым и так живется хорошо, не нуждаются в трансформации общества в таком направлении. Они прилагают всевозможные усилия, чтобы как можно дольше сохранить существующее статус-кво в вопросах экономического базиса и демократии, восхваляя его представительскую форму, которую давно пора дополнить прямой народной демократией, что предполагает дахабическая демократия. Но правящим силам неинтересно делить власть с народом. Упомянутые выше деятели Х. Арисмендирэтта, чета Келсо, не только создавшие теорию двухфакторной модели экономики, по эффективности намного превосходящей все известные формы хозяйствования, но и осуществившие ее на практике, – почему же их нет среди лауреатов Нобелевской премии? Более того, такую модель рыночной экономики мало где преподают в учебных заведениях. Не говорят о них всезнающие СМИ. Поэтому о том, что существует такая модель рыночной экономики – народного капитализма, не знает ни широкая публика, ни большинство ученых и власть держащих людей. Могущественные монополии, и власть, как правило, не заинтересованы в распространении народного капитализма. Ибо это может расшатать устои хищнического капитализма. Они и их служители создали во многом ограниченное информационное пространство, где мы все пребываем.
Все же однозначно приписать все руководящие силы к консерваторам было бы неуместным. Обеспечение человечеству будущего – общая задача. Вспомните о том, что власти США в 1974 году приняли Программу развития предприятий собственности работников – ESOP. На сегодня под её влиянием в этой стране, во всем мире широкое распространение получает двухфакторная модель экономики, способная стать экономической составляющей переустройства мира.
Заключение
Для человечества нет иного пути, как трансформировать свое общество в такое состояние, при котором будет царить справедливо-гуманные, глобально-гармоничные отношения. Мы приблизим такой мир своей деятельностью, ставшей нашей сутью, во имя предотвращения всеобщей катастрофы цивилизации. При этом нам не следует пополнять ряды проповедников, которые, за всю историю не добившись ничего положительно-существенного, сделав служение Всевышнему средством добычи хлеба насущного, более того, разделив человечество на группы, противоставив их, добивались своих произаических целей.
Как отмечают некоторые христианские авторы, Коран есть самая точная и подробная инструкция проживания каждого на Земле, и он “лишен многих противоречий, сложившихся за века в других, более ранних, источниках теологической информации”2. Следование Корану гармонизировало бы жизнь на Земле и с нашими Вселенскими истоками. Несмотря на это, немало стран, где светские и духовные лидеры не гнушаются внедрением в массовое сознание тезиса о том, что все плохое присуще мусульманству. А терроризм, в котором обвиняют мусульман, – это реакция отдельных групп, отчаявшихся от невозможности отстоять у сильных мира сего свои естественные права цивилизованными путями. Кстати, это реакция не только мусульман.
Чтобы люди встали на праведный путь, общество должно создать такие условия, при которых они осознанно или вынужденно будут следовать ему, или внеземная сила, воздействуя на их сознание, должна направлять в данное русло. Иначе большинство людей не покинет орбиты жажды наживы. Поэтому, предлагая двухфакторную модель экономики, мы совмещаем эгоистические желания людей с экономической целесообразностью, предлагая дахабическую демократию – справедливо-благородные видения их превращаем в нормы человеческого общежития. Таким образом, создаем общественно-правовые условия, перенаправляющие людей и их общества на праведный путь. Если эти узаконенные нормы поведения будут соблюдаться в течение нескольких поколений, то они станут как бы их естественной, само собой разумеющейся, этической нормой поведения. А духовные заповеди, находя созвучие с реальной жизнью справедливо-гуманных обществ, взаимодействуя, взаимосовершенствуясь, будут иметь успех.
Пока мы живем в мире, где духовность и реальная жизнь во многом существуют раздельно, сами по себе. Но только их сближение способно нацелить человечество на создание новой общечеловеческой цивилизации.
Деятельность настоящего форума будет иметь далеко идущие последствия, если сумеет обрисовать контуры новой общечеловеческой цивилизации, высокая духовность и жизнедеятельность которой окажутся органическими частями целого. На наш взгляд, предлагаемое нами дахабическое общество вполне может служить основой для такой цивилизации. В этом русле Ноосферная Конституция, разработанная Всемирной Духовно-Экологической Ассамблеей мира, которая, по мнению Хосе Аргуэльеса, может определить вектор развития цивилизации в третьем тысячелетии, заслуживает пристального внимания3. Рациональный путь трансформации через дахабическое общество, предложенный выше, может проходить безболезненно в любой стране. Когда она обхватит весомую часть стран мира, появится заря восходящей новой эры на Земле – возникновения общечеловеческой цивилизации.
Наш Форум, наряду с думами о высокой духовности, обязан заявить и работать над решением ряда злободневных проблем, затрагивающих интересы миллиардов людей. Без этого разговоры о духовности снова повиснут в воздухе, а реальная жизнь потечет своим чередом.
Подытоживая свое выступление, предлагаю включить в принимаемое настоящим форумом Обращение:
1. Разработать и предложить миру основные контуры новой общечеловеческой цивилизации, высокая духовность и жизнедеятельность которой составит часть единого целого. Популяризовать демократический капитализм – двухфакторную модель рыночной экономики и дахабическую демократию, приводящие к самоуправляемым обществам с высокой нравственностью;
1. Выступить инициатором создания под эгидой ЮНЕСКО общечеловеческого учебника по духовности и ведения по ней курса духовности повсеместно в общеобразовательных школах;
2. Добиться принятия мировым сообществом правила, при котором обеспечивался бы безвозмездный доступ широкой публики к гражданским технологиям, компьютерным программам, культурным достижениям через электронные средства и электронные носители, с возмещением авторских затрат за счет международных организаций и государственных органов.
Таким образом, к новой общечеловеческой цивилизации следует идти, трансформируя нынешние земные отношения в справедливо-гуманном, глобально-гармоничном направлении.
Литература
1. Основные принципы дахабического общественного строя были впервые обнародованы в совместном совещании общественных организаций мира и представителей ООН (17.12.1998 г., штаб-квартира ООН, Нью-Йорк), в международном форуме «Тысячелетия: Итоги и Перспективы», проведенным в рамках подготовки Ассамблеи Тысячелетия ООН (июль 1999 г., Алматы), были доложены форуме ООН «Тысячелетия» (май, 2000 г., Нью-Йорк) и мировой элиты «Состояние мира – 2000» (сентябрь, 2000 г., Нью-Йорк), распространены среди участников Ассамблеи Тысячелетия ООН и обсуждены в международных научных и общественных организациях, опубликованы в журнале ООН United Nations Chronicle (№1, 1999 г.). Дахаби¬ческому общественному строю посвящена монография академика Е.Султанмурата “Трансформация мира”, издатель¬ство “Цивилизация”, 2002 г. г.Алматы.
2. Яницкий И. Н., “О причинах современных разрушительных процессов”, http://heliometr.narod.ru, 2004г.
3. Любовь Гордина. Ноосферная Этико-Экологическая Конституция Человечества. Доклад в Стамбуле 1 ноября 2009 года.