Доклад Э.Викторы

Эстер ВИКТОРА (Австрия) – отдел по делам молодежи Международной ассоциации «Мир через культуру – Европа» Этика и духовное воспитание Из всех проблем воспитания важнейшей остается воспитание детей и юношества. Этот вопрос непосредственно связан с эволюцией всего человечества и оказывает необычно сильное влияние не только на благосостояние и силу народа, но и на всю культуру и цивилизацию. Воспитание и образование представляют собой разные понятия, однако, они дополняют друг друга и находятся в тесной взаимосвязи. В то время как под воспитанием мы понимаем наставление в воспитании этики или нравственности, а также характера, образование состоит в передаче теоретических и практических знаний и профессиональных способностей.

Кроме того, воспитанию следует непременно придавать большее значение, чем образованию. Однако в настоящее время наблюдается, к сожалению, некоторое сокращение объема воспитания в школах. Оно ограничивается только прививанием хороших манер, в лучшем случае правилами безупречного поведения в спорте и играх, которые, по-видимому, должны стать некой заменой этических принципов.
В цивилизованных странах мира делают вид, что нравственное воспитание является абсолютно второстепенным делом или же только делом церквей и конфессий да, пожалуй, еще и партийных организаций, не думая о том, что формирование культуры и человеческой эволюции во все времена было результатом этического мировоззрения человечества. В связи с тем, что нравственное разложение и моральная безответственность являются на сегодняшний день явной угрозой для судьбы народов и рас и даже всего человечества, этому вопросу необходимо уделять особое внимание.
Абсолютно недостаточно давать детям в школе только интеллектуальное образование или наставлять их в умении пользоваться достижениями нашей цивилизации и, вместе с тем, не создавать этических устоев, являющихся основным фундаментом нашей жизни. Если школа дает знания вплоть до расщепления атомного ядра и производства опасных газов, то одновременно она должна воспитывать в детях чувство моральной ответственности за жизнь человека, иначе разложение человечества неминуемо.
Каждый, кто работает над собственным совершенствованием и облагораживает свой характер, поднимает тем самым этический уровень всего человечества. Однако эта работа над собой возможна только путем высшего, нравственного самообладания на принципах добровольности.
Кто не занимался самовоспитанием, не получил должного воспитания со стороны других и не создал себе этических основ посредством суровой работы над собой, не может быть также истинным воспитателем и образцом для других людей. Учитель должен не только превосходить своих учеников в знаниях и умении, но он должен к тому же обладать образцовым характером.

Духовные ценности являются, таким образом, главной основой нашего Бытия и должны создаваться посредством воспитания. Человечество живет не хлебом единым, оно, прежде всего, нуждается в духовных ценностях и в свободе самопроявления. Воспитание духа первично, укрепление тела, напротив, вторично.
Если при воспитании духа тело каким-либо образом повреждается, то дух может преодолеть физические недуги, но не наоборот.
У каждого народа есть свои любимые святые и подвижники, ставшие известными и знаменитыми, благодаря примерной и праведной жизни. Они являются для человечества не только образцами, достойными подражания, но и связующими звеньями с Миром Высшим. В этом смысле они есть также помощники и заступники своих народов. Их деятельность оказала влияние на развитие окружающих их людей, и моральный уровень народа нередко зависел от ее эффективности.
То, чего в минувшие столетия могли достигнуть лишь отдельные люди, должно стать всеобщим достоянием. Но в то время как в прошлом стремящиеся к совершенству люди в большинстве случаев сторонились общественной жизни, в будущем они будут искать одухотворения в гуще жизни. Сегодня все призваны к духовности.
Только таким путем может быть достигнуто совершенствование всей жизни и человечества в целом. Тот, кто правильно понял необходимость духовного развития человечества, не имеет права уклоняться от трудностей жизни или скрываться в пустыне либо в монастыре.
Из истории достаточно хорошо известно, что каждая великая эпоха сопряжена с расцветом культа героя у человечества. Поэтому будущее нашей планеты может улучшиться и обрести более радостный вид только в том случае, если будут воспитываться новые герои и осознающие ответственность люди.