Доклад Г.Боровика

БОРОВИК Генрих Авиэзерович (Россия) – писатель, общественный деятель, публицист, журналист, руководитель Благотворительного фонда им. Артема Боровика РОЛЬ ЖУРНАЛИСТИКИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ МИРА Три года назад, в день, когда проходила торжественная церемония вручения Премии Артема Боровика «Честь. Мужество. Мастерство», в мой адрес пришла телеграмма от моего давнего друга, замечательного американского писателя и журналиста Нормана Мейлера. Он в те дни находился  в больнице города Бостон после операции на сердце, но нашел время и силы, чтобы написать и отправить это послание. Вот оно. «Дорогой Генрих! Я помню то большое впечатление, которое на меня произвел Артем, когда мы впервые встретились. Его голос, его английская речь были полны того спокойного доброго юмора, который характерен для мужественного человека. Так я думаю о нем сейчас. Ты, его отец, всегда поражал меня и своей мужественностью и взвешенностью характера. И большую часть этих качеств ты и Галя передали вашим детям.

Я подчеркиваю сегодня именно мужество Артема, потому что мы, как мне думается, вступили в такую пору жизни, когда журналисты стали теми людьми, к мужеству которых мы будем взывать. Мир так изменился, Генрих, с тех пор, когда мы начинали! В нашей юности властителями дум, были писатели. Они звали нас к чистым помыслам, они формировали наши моральные ценности. Для моего понимания всего сущего Толстой значил гораздо больше, чем любой политический лидер. Сегодня нет у нас Толстого, который говорил бы с нами о жизни. Но даже если бы и был такой, много ли найдется сегодня молодых людей, слушать его? Мир вывернут наизнанку. В нем правит бал глобалистика и корпоративность. Сегодня писатель уже не поводырь для молодых. Ныне мы зависим от журналистов в надежде, что они объяснят нам смысл того, что происходит в мире. Надеемся на журналистов, мужчин и женщин, принадлежащих профессии, которую в прошлом часто обвиняли в коррупции, в желании услужить власть имущим, в несерьезном отношении к своему долгу.

Я полагаю, что это тоже изменилось, и журналисты сегодня гораздо мужественнее, чем были в прошлом. Надеюсь, что я прав.
Я знаю, каким храбрым был Артем. Сегодня я салютую ему. И приветствую благотворительный Фонд его имени - организацию, которую вы создавали, исходя из убеждения, что журналистская профессия является высокой и благородной, что журналисты мужественны, что они отдают свои силы ради того, чтобы улучшить мир совсем простым и чрезвычайно опасным действием - описывать его так точно и правдиво, как только они смогут. Это действие никогда не превратится в рутину для человека достаточно чуткого, чтобы быть хорошим журналистом или писателем. Для человека, который обладает профессиональной честью, упорством и внутренним пониманием, что он должен написать свою статью или очерк перед лицом известных или неизвестных ему (или ей) опасностей. И тогда мы, как минимум, сможем собраться, чтобы поздравить победителей конкурса на Премию Артема Боровика – сегодня и в будущем.
Всего тебе самого лучшего, мой добрый давний друг.
Норман Мейлер».

Это письмо можно считать завещанием выдающегося американского писателя и журналиста, так как вскоре он ушел из жизни. Но, если хотите, это и напутствие в работе нашему Всемирному Форуму Духовной Культуры. И, в частности, нашей секции, которая рассматривает вопросы о роли СМИ в сегодняшнем мире.
Мы живем в очень опасном мире. Может быть, никогда ситуация в нем не была так неопределенна и непредсказуема, как сегодня.
Достаточно назвать такие общечеловеческие проблемы, как угрозы истощения энергетических запасов, глобального потепления климата, уничтожения экологии, взрыв терроризма и т.п. (не говоря уж о мировом экономическом кризисе!) Вывод из этого перечисления один: человечество не выживет, если не станет решать эти проблемы безотлагательно и коллективно.

Ошибочные, безрассудные или откровенно безнравственные решения политических лидеров и хозяев экономики всегда обходились очень дорого миру. Человечество пережило две мировых войны, принесшие неизмеримые страдания людям всех стран. Но сегодня неверное или просто неосторожное политическое решение, умноженное на сверхчеловеческую мощь накопленного в мире оружия массового уничтожения, может принести гибель всей человеческой цивилизации.

Возможность принятия неверных политических решений увеличивается и тем обстоятельством, что рушатся нравственные основы и ценности, которые тысячелетиями вырабатывало человечество. И поддержанию которых посвящали свою жизнь и свое творчество великие деятели культуры.
Всем известны слова великого Канта о том, что «в нашем мире удивляться можно только двум вещам: звездам на небе и нравственному закону внутри нас».
Благодаря науке и техническому прогрессу, звезды с тех пор, как были произнесены эти слова, стали чуть ближе и понятней нам. Но нравственный закон внутри нас, кажется, исчезает под напором многих факторов, среди которых одно из первых мест занимают средства массовой информации – электронные и печатные.
Сегодняшний человек в небывалой доселе степени находится под их влиянием.
Мы слишком далеко зашли с диктатурой СМИ.
Слишком далеко зашли с диктатурой денег, с диктатурой глобализма и корпоративизма.
Что же делать?
Только культура, ее возрождение могут спасти человечество от морального и физического самоуничтожения!
Люди не имеют права «шлюзовать» науку. Не имеют права включать красный или зеленый светофор для тех или иных ее направлений. Так же, как вряд ли может идти речь о запретительных светофорах для СМИ. Однако люди культуры (к которым, конечно же, относятся и работники СМИ) должны всегда думать о своей ответственности перед человечеством, перед нашими детьми и внуками.
Напомнить людям об этом – задача деятелей культуры, в том числе и мужественных, честных журналистов, понимающих, что великие принципы нравственности – это неоценимое богатство нашего мира, что пренебрежение ими, отказ от них ради денег, ради власти, неизбежно приведут к деградации человека, сделают его животным.
Мы еще не знаем ответов на многие вопросы, которые возникают и будут возникать в процессе практического решения этой проблемы. Возможно, это задача не одного десятилетия. Но решать эту задачу необходимо! И начинать нужно сегодня.
Речь идет, возможно, о выработке некоего международного нравственного кодекса для СМИ. Нарушение статей и правил этого кодекса должно быть законодательно запрещено в странах, являющихся членами ООН. Должно вызывать осуждение со стороны общественности.
Это относится к порнографии, к смакованию сцен насилия, жестокости, к пропаганде нацизма, расизма, к целенаправленному ведению информационных войн.
Нарушение принципов интернационализма должно быть подвергнуто активному публичному обсуждению специально созданной международной организацией, состоящей из признанных деятелей культуры разных стран.

Поле деятельности для такой организации, которая хотела бы привлечь внимание всего мира к проблеме возрождения «нравственного закона внутри нас» – огромно. Способов для этого – великое множество. Один из важнейших – привлечь к решению этой проблемы выдающихся деятелей культуры, науки, религии и, конечно, авторитетнейших представителей СМИ – печатных и электронных.
Разве история уже не научила нас, что военным путем мы не добьемся человеческой общности? Разве мы не понимаем, что после каждой войны поверженный противник растит своих детей с молитвой о мщении за погибших отцов, старших братьев.
В каждой войне жертвами ее являются, прежде всего, дети. Дети, потерявшие своих родителей. Дети, лишившиеся их любви, своего детства, образования, культуры. Дети, лишившиеся того великого дара, которое вложила в них природа – нравственного закона. Потому что попытка решать политические проблемы при помощи убийства людей, при помощи военных действий – безнравственна, бесчеловечна. А зарабатывать деньги, смакуя жестокость, разврат, пошлость на страницах бульварных журналов, на экранах ТВ, на мониторах компьютеров – это значит уничтожать нравственный закон внутри нас, дарованный нам природой, это значит приближать возможность войны.
Обсуждению всех этих вопросов была посвящена работа нашей секции «Духовная Культура и СМИ». На ее заседаниях выступило 20 человек. Секция пришла к выводам и решениям, которые изложены в двух итоговых документах, получивших единогласное одобрение всех членов секции.