16 октября 2024 г. в Астане прошли традиционные мероприятия, посвящённые Дню духовного согласия.

26.10.2024

Доклад Гогоберидзе Г.М.

ГОГОБЕРИДЗЕ Георгий Меджидович (Россия) – ведущий научный сотрудник МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор педагогических наук, профессор ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОР ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ Религиозная культура всегда вызывала живой интерес в обществе. На протяжении многовекового развития поликонфессиональных обществ был накоплен огромный исторический опыт совместного проживания и взаимодействия представителей различных религиозных культур. Образцом гармоничных взаимоотношений представителей разных культур и религий может служить, например, русская классическая литература и её самые яркие представители. Так, например, А.С.Пушкин, увлекшись исламской философией, создал великолепный цикл стихотворений «Подражание Корану». Богатейшая палитра сюжетов и образов священной книги мусульман помогла русскому поэту выразить самые сокровенные мысли и настроения на переломном этапе жизни, в период мировоззренческих исканий и переосмысления жизненных принципов.

Неподдельный интерес к исламской культуре проявил и другой великий русский поэт М.Ю.Лермонтов. Его хрестоматийный роман «Герой нашего времени» наглядно свидетельствует не только о близком знакомстве автора с фольклором, традициями и обычаями мусульманских народов Кавказа, но и о глубочайшем уважении русского поэта и писателя, православного христианина, к культуре ислама. Подтверждением тому может служить также его стихотворение «Три пальмы», в основе которого лежит сюжет одной из сур Корана. Рассказы Л.Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно», «Ильяс», «Хаджи-Мурат», как и многие другие классические произведения, убедительно показывают, с каким пониманием и уважением к религиозной культуры ислама относились лучшие представители русской культуры, исповедовавшие христианство.
Как и в Х1Х веке, религиозное сознание в современном мире по-прежнему играет основополагающую роль в системе культурных и духовных ценностей. Но теперь оно определяется не столько степенью влияния теологических концепций, сколько тем, что религия включает в себя самое массовое мировоззрение, которое принимается большинством населения. Поэтому любая дискриминация по религиозному признаку, любое неверное толкование и искажение священного учения чреваты непредсказуемыми последствиями для многоконфессионального сообщества.
В то же время следует заметить, что время от времени по незнанию и невежеству традиционные религиозные культуры подвергаются серьёзным и беспрецедентным нападкам. Особенно часто это происходит по отношению к представителям ислама. Сложившиеся в общественном сознании ложные стереотипы и представления об исламе, как о воинствующей и агрессивной религии, красноречиво свидетельствуют о тотальном религиозном невежестве, глубоко укоренившемся на обывательском уровне. В обществе ощущается острый дефицит информации о подлинных духовных ценностях традиционных мировых религий, об истинном их предназначении. Именно невежество и дефицит духовности послужили благодатной почвой росткам терроризма и экстремизма, взращиваемым под маской тех или иных религиозных вероучений. Так, например, человеку, не знакомому с традиционными основами ислама, легко внушить необходимость войны с неверными, вырвав из контекста Священной Книги и исказив смысл понятия «джихад». Тем более, что в информационном поле часто тиражируются ложные представления о мусульманах, отягощенные различными этническими и геоклиматическими особенностями, не свойственными исламу, согласно которым образ верующих загоняется в этнографическую нишу, в ватные халаты, в средневековые тюбетейки и т.д.
Назревшая проблема религиозного просвещения и духовного развития учащейся молодежи требует уже не только теоретического, но и практического решения и воплощения в жизнь. Формирующиеся межрелигиозные, межнациональные и межкультурные отношения со все большей очевидностью ставят нас перед необходимостью поиска новых институтов согласия и взаимопонимания, которые базируются, прежде всего, на достижении определенного уровня духовной культуры, так как духовный и информационный вакуум неизбежно ведёт к эскалации межнациональных конфликтов. «Национальная вражда, - по мнению академика Д.С.Лихачева, – одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны». Вот почему такой важной и актуальной сегодня является проблема массового религиозного просвещения.
События последних лет, происходящие в мире, убедительно свидетельствуют о бесперспективности использования силовых методов разрешения межконфессиональных и межнациональных конфликтов, и, одновременно, об эффективности такого механизма, как диалог религий, в основе которого лежит духовное просвещение. Эту функцию могла бы на себя взять общеобразовательная школа, реализуя её в процессе преподавания предмета «Основы мировых религиозных культур».
Изучение основ религиозных культур в школе является одним из наиболее адекватных духу времени факторов духовного развития учащихся. Однако следует помнить, что различие религиозных культур предполагает наличие первоначальных представлений о предмете. В этой связи в настоящее время идет интенсивная работа над созданием учебно-методического комплекса нового уровня, который призван распахнуть перед молодыми людьми – представителями самых разных конфессий, независимо от их религиозной и национальной принадлежности, двери в мир религиозной культуры. Учебно-методический комплекс нового уровня нацелен на религиозное просвещение, на формирование представлений о том, что все последователи Будды, Христа и Мухаммеда объединены одним общим источником – едиными представлениями о добре и зле.
Таким образом, возрождение истинной религиозной культуры в таких её аспектах, как проповедь веротерпимости и развитие цивилизованного диалога между представителями различных духовных традиций, несомненно, будет содействовать процессу консолидации поликонфессионального общества и духовному развитию учащейся молодежи.