Доклад И.Наркевичене

НАРКЕВИЧЕНЕ Ирина Прохоровна (Литва) – директор школы им. М.Горького, г. Клайпеда ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОГО ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЕ Уважаемые участники Форума! Воспитание духовного человека в школе – один из самых сложных вопросов. Сложных, в первую очередь, потому, что это не прописано в образовательных стандартах, требованиям которых подчиняется школа и руководствуется в планировании своей деятельности. Сложно потому, что это не востребовано современным обществом, а, следовательно, нет социальной заявки на такое явление, как «Человек духовный». Сложно потому, что это просто СЛОЖНО ВОСПИТЫВАТЬ ДУХОВНОСТЬ.

Да даже само понятие «Воспитание» отставлено далеко после всех регламентируемых норм обучения.
Но как же тогда быть с исконным предназначением Школы? Что есть Школа? «Школа – лестница духовного восхождения человека. Учитель – душа-носитель Света. Ученик – душа, ищущая Свет», – читаю я у классиков Гуманной Педагогики.
Может, понятия эти устарели? Может, современная жизнь, оставив Школе её имя, подменила её суть и предназначение? Как быть мне, директору Школы, со всем этим?
Идти на поводу у сегодняшнего мира, живущего нормами «Выживает сильнейший», «Возьми от жизни всё», «Деньги правят миром», или же следовать велению своей собственной души?
Я вместе со своими коллегами-единомышленниками выбрала тот путь, который нам подсказало Сердце.
Возможно ли в одиночку в современной школе творить духовную жизнь? Наверное, возможно. Но нам повезло: сложился целый круг учителей, видящих свою основную миссию в воспитании Духовного Человека.
Выбрав в качестве путеводной нити философию Гуманной Педагогики, мы устремились к постижению своего Высшего предназначения, определив для себя три наиважнейших составляющих образовательного процесса: Воспитание – Обучение – Просвещение. И именно Воспитание, иначе – питание Духовной Оси, стоит во главе формирования Духовного Человека.
Выстроили первую ступеньку – устремление к Свету. Сама по себе появилась вторая – безграничная Вера в то, чем живём, чем дышим, как строим свои отношения с детьми, какая складывается атмосфера: учитель – друг или только носитель предметных знаний? Результатом всего этого родилась третья ступень – осознанная Духовная работа в воспитании самого себя и в одухотворении пространства Школы.
Труд души – он самый сложный, самый тяжкий, но какое же счастье, когда в какой-то момент вдруг понимаешь, что Путь верен, что тот или другой ученик стал чуточку лучше, чище, благороднее, добрее. Но самое главное – не потерять ни одного ребёнка, не отторгнуть, а принять их такими, какие они есть, со всеми их ошибками, тревогами, несчастьями, огорчениями, радостями, юношеским максимализмом и ортодоксальностью. Взрастить в детях неутомимую тягу к деланию добра, тягу к знаниям не ради знаний, а ради служения людям, тягу к совершенствованию своей души.
В вопросах духовного воспитания только личный пример взрослого может дать результат. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Духовность предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Учитель не может развивать в детях то, чего сам в себе не имеет. Поэтому мы так активно участвуем в международных Педагогических Чтениях и семинарах по Гуманной Педагогике, проводим их у себя в школе, делимся наработанным опытом и с радостью перенимаем опыт наших коллег из разных городов Литвы и других государств.
Особое внимание уделяем работе с родителями. Ведь Школа – это союз трёх составляющих: Учитель – Ученик – Родитель. Когда ценности педагогов и родителей совпадают, то ребёнку легче их воспринимать. У него не возникает необходимости решать внутренний конфликт из рода «Кто прав и кого слушать?» и вести себя по-разному в двух таких важных для него местах – в школе и дома. На наших родительских конференциях, которые мы организуем совместно с общественным движением «Родительская Забота», семинарах, мастер-классах, «круглых столах» для родителей, педагогов и учеников ведётся активная просветительская работа. Открыты двери «Школы Родительского Успеха», на уроках которой постигается родительская педагогическая мудрость, ведь без неё невозможно формирование духовного человека.
Конечно, можно жить в ожидании, когда изменятся государственные стандарты, изменится политика государств и мир вдруг поймёт, как нуждается он в чистых, светлых, благородных людях.
Дождёмся ли?
А можно, не ожидая никого и ничего, уже сегодня начать воспитание тех самых людей, которые станут определять направление Жизни, исходя из Высших духовно-нравственных ценностей и устремлений, которые мы в них взрастили.
Мы для себя выбрали этот Путь, который есть Устремление, Познание и Любовь.