16 октября 2024 г. в Астане прошли традиционные мероприятия, посвящённые Дню духовного согласия.

26.10.2024

Доклад И.Поляковой

ПОЛЯКОВА Ирина Ивановна (Россия) – учитель, координатор Московского отделения Общественного Движения «Новая Страна» ШКОЛА БУДУЩЕГО – ШКОЛА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ Будущее начинается сейчас. Это известная аксиома становится всё актуальнее в наше непростое, сжатое, казалось бы, до предела время. Жизнь стремительно диктует новые формы деятельности, новые отношения, иные условия существования. Педагогика как наука о путях и способах формирования подрастающего поколения постоянно находится на острие диктуемых жизнью перемен, а это значит – сегодня взращивает завтрашний день. Непрерывность временных связей прослеживается не столько в связи поколений, сколько в преемственности педагогического опыта.

Сегодня с острой неизбежностью встаёт вопрос о возвращении  школы к духовным традициям древней мудрости, к их бережному и тактичному применению в решении современных проблем.
Именно так, постепенно накапливая самые глубокие и тонкие познания, складывался в педагогике гуманно-личностный подход к обучению и воспитанию. История классической педагогики богата знаниями о внутреннем мире ребёнка, о его божественном предназначении, о высокой миссии учителя. Но не всегда они были востребованы в полном объёме, во всём своём величии и красоте. Понадобился «уникальный педагогический слух, выстраданная мудрость, безграничная Вера и Любовь к Ребёнку, Учителю, талант Учёного и Учителя» (В.Гуливатый), чтобы объединить этот кладезь с современными научными достижениями во имя торжества истины о человеке. Так родилась Гуманная Педагогика Ш.А.Амонашвили. Педагогика, основанная на сотрудничестве, на взаимном искреннем уважении ученика и учителя, на их духовной общности, на признании уникальности и неповторимости каждой личности, на убеждённости, что «Ребёнок есть раскрытая книга Вселенной», которую надо научиться внимательно читать.
Это педагогика будущего, т.к. она видит и взращивает в Ребёнке завтрашний день, заставляет учителя жить этим завтрашним днём и быть сотрудником у Бога в деле воспитания Человека. Это педагогика творческого преображения жизни, где школа превращается в радостный сад, а учитель – в заботливого садовника.
Гуманная педагогика строит своё здание на прочнейшем фундаменте истинной Культуры. Поэтому, размышляя сегодня  о будущем школы, мне хочется развивать и утверждать мысли о Духовной Культуре как залоге новых прекрасных построений.  Школа будущего, являясь с точки зрения Гуманной педагогики лестницей духовного восхождения, должна стать чудесным садом Духовной Культуры.
Конечно, не сразу возникнет такая школа. Это потребует долгого и упорного труда, прежде всего, со стороны самого учителя. Ведь школа – это, прежде всего, учитель. Каков внутренний мир учителя, каковы его духовные ориентиры, что считает он самым главным, то и донесёт он своим ученикам. Господь Бог преподносит нам Ребёнка как наивысшую ценность, дарует нам его как знак того, что Он пока ещё не разочаровался в людях. Надо уметь благодарно принять этот великий дар, не испортить его своей небрежностью или невнимательностью. А для этого вначале надо утвердить основы культуры в своём сердце, заменить старые авторитарные привычки  радостью свободного сотрудничества с ребёнком. Несмотря ни на какие сложности в государстве и материальные трудности, учитель просто обязан трудиться на совесть, жить по совести, в каждом ребёнке видеть, прежде всего, его бессмертный дух. Этот тяжёлый, кропотливый, внешне не всегда заметный духовный труд – единственно возможный путь к сердцу ученика.
Сердце любого народа – его культура. Поэтому педагогика Новой Школы, опираясь на гуманность и сотрудничество, на творчество и новое свободное знание, обязательно сохранит мудрые народные традиции, заботливо вплетая их в педагогический процесс. Каждая народность, каждая нация по-своему исполняет своё историческое предназначение, по-своему творит, по-своему воспитывает детей. В этом драгоценное своеобразие народной культуры и народной педагогики. Но есть единые цели традиционного народного воспитания. Это создание идеала человека, носителя лучших качеств и высших достоинств. Это своеобразная, веками сложившаяся мечта любого народа о должном совершенстве человека, могущего построить «совершенный мир» без зла и насилия, мир, в котором царствуют любовь, добро, равенство и благородство. Именно народный идеал, безусловно, отмеченный национальными особенностями, определяет гуманистическую направленность народной педагогики как педагогики всеобщей любви, уважения к людям, благоговейного отношения к природе, к своему дому, Родине, ко всему, без чего не может быть  человека духовного. Только личность, воспитанная на идеалах истины, добра и красоты, может сделать правильный моральный выбор, исходя из критериев общего блага.  Во многом это определяется тем, какой импульс получил ребёнок к нравственному развитию и самосовершенствованию. И здесь народная педагогика выступает как естественный и наиболее приемлемый для детского сознания носитель Духовной Культуры. Детские фольклорные песенки, считалки, потешки, загадки, старинные народные сказки, народные игры и игрушки – каждая из этих форм несёт в себе глубочайший слой народной мудрости, в доступном для ребёнка виде оседая в его душе и формируя тот духовный стержень, который лишь один способен противостоять грубости и дикости бескультурья. В простых и понятных приёмах фольклора раскрываются не только нравственные законы народной и  общечеловеческой жизни, но и закладываются знания основных космических законов природы, законов жизни Вселенной.
Единство воспитания и жизни, естественность процесса воспитания в условиях совместного проживания взрослых и детей, их взаимного уважения, трудовая общинная мораль – основа необычайной эффективности народной педагогики. Эта веками отработанная система не требовала особых усилий, затрат времени и средств, т.к. ребёнок воспитывался самим укладом жизни. Раньше народная педагогика входила в сознание ребёнка через традицию, быт, родной язык. Сегодня, когда уклад семейного быта практически разрушен, традиции забыты, а язык требует немедленной защиты, трудно представить, что всё это можно вернуть, причём на качественно новом уровне, на уровне осознанной необходимости. Для этого сами учителя должны не только прививать детям память о прошлом, но и учить осознанному опытному освоению древней мудрости, а также осмыслению новых открытий с позиции приоритета нравственных ценностей.
Будущая школа должна непременно сохранить лучшие традиции народной педагогики. Принимая народную культуру как живую, развивающуюся субстанцию, она обогатит её новыми научными знаниями. Будет создана новая традиция, основанная на расширенном космическом сознании, на признании первичности духа и почитании духовной иерархии света.
Что же может послужить связующей нитью между новой и старой традициями? Великий и могучий, яркий и образный, доступный и понятный народный язык. Только он может соединить нас с нашими  глубинными корнями и с будущим одновременно. Имея в основе своей глубокий сокровенный смысл, он станет тем мостком, через который ребёнку могут быть привиты основы нового миропонимания.
Замечательны слова мудрейшего русского педагога К.Д.Ушинского: «Являясь полнейшей и вернейшей летописью всей духовной многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории…»
Главной задачей Новой Школы должно стать сохранение языка как основы духовной культуры народа. Язык в школьных программах из примитивной зубрёжки должен превратиться в увлекательнейший предмет. И здесь на помощь придёт опыт древней педагогики. Насыщая учебный процесс народной мудростью, воспитывая ребёнка на материале легенд, сказок, песен, нужно наполнить детей национальным чувством, осознанием народной мудрости. Раскрывая глубинный смысл народного слова в связи с всеобщими законами бытия, подвести их к осознанию законов космических.
Таким образом, принятие школой духовных основ народной педагогики в конечном итоге должно вылиться в переосмысление и обновление национальной идеи, всех сторон народного быта сообразно с задачами завтрашнего дня.
Русская национальная культура глубоко духовна. Она пронизана русской идеей, которую трудно понять рациональному уму, потому что это идея сердца. Философ И.Ильин в статье «О русском национализме» писал: «Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всём его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвёл в Божьем саду. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божьим, созерцание его души, его недостатков, его талантов, его исторической проблематики, его опасностей и его соблазнов. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания.
Вот почему национальное чувство есть тот духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ – к духовному расцвету».
Народная педагогика, как бы её ни отметали и ни унижали заумные современные новаторы, пытающиеся воспитывать в ребёнке потребителя, а не творца, продолжает хранить благодатный огонь Духовной Культуры, и Новая Школа в основе своей должна будет продолжать эти традиции, восходя по пути гуманизации педагогического процесса.