Доклад Казкенова К.

КАЗКЕНОВ Казбек Майлыбаевич (Казахстан)– руководитель Центра анализа, прогноза, социальных инициатив НДП «Нур Отан», кандидат философских наук КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОГО ВЫЗОВА ХХI ВЕКА Рубеж тысячелетий детерминировал человечеству необходимость обратиться к обобщающим смыслам его истории, настоящего и, самое главное, определить горизонты будущего. ХХI столетие ознаменовалось концом так называемого «Большого модерна». Зримо стали проявляться контуры нового мира, новой эры. Канули в Лету Монблан футурологии, сценариев, проектов, прогнозов и прочих предсказаний мирового развития. Оракулы, ученые и руководители стран ушли в небытие. Часть из них реализовали свои планы, другие не сумели сделать того, что обещали. Многое осталось утопией. История расставила точки над «и».

Жизнедеятельность на практике оказалось куда шире, глубже и проявилась в немыслимом многообразии, палитре, гамме красок и оттенков внося не просто коррективы в бытие человека, государства, цивилизации, планеты, но и радикальные изменения перехода от биосферы к ноосфере.
И сегодня жизненно важно абстрагироваться от уровня суеты сует, конвейера жизни, рутинных будней и произвести дискурс грядущего. Определить горизонты и вызовы, ждущие каждого из нас, всех без исключения членов мирового сообщества и мироздания. Главная ответственность лежит на «Я» и «Мы», ибо известно: физический мир существует объективно, то есть независимо от воли людей, но мир социальный полностью сотворен Нами. Мы должны осознать, как ни парадоксально это звучит, что грядущее определяет и все больше будет влиять на настоящее.
Научной парадигмой становится Синергетика, включающая в себя нелинейность, открытость, диссипативность (Г. Ханнен, Синергетика. М. Мир, 1980). По существу, она является теорией эволюции и самоорганизации сложных систем мира, выступая в качестве современной (постдарвиновской) парадигмы эволюции.
Казахи говорят: «реті келді», иными словами: «время бросать камни, время собирать камни». Философы употребляют термин парциальность – это означает «здесь и сейчас». Казахстан вышел из эпохи транзита, и поэтому определение модели трансформации (читай – модернизации) становится судьбоносной проблемой.
•    Перманентность между сущим и должным детерминирует рассмотрение развития человечества в исторической ретроспективе (вспомним слова Соломона: «Все проходит, и это пройдет»).
•    Как определял Гегель, все новое в начале выглядит абсурдным или парадоксом, затем становится нормальным и устоявшимся явлением и постепенно устаревает, тем самым обозначая спрос и предложение.
•    Модернизация казахстанского общества не есть самоцель и самоценность. Казахстанская модель должна осуществляться во имя человека, его потребностей, интересов и аксиологии.
Существуют различные интерпретации этимологии и дефиниции понятий философия» и «политика».
Философия – любовь к мудрости, наука наук, мудрствование, наука о мироздании, то есть о человеке, онтологии и вселенной. Споры о предмете и назначении философии идут из глубин веков до сегодняшнего дня.
Политика – это искусство возможного или «грязное дело». Такова амплитуда, полярность мнений, точек зрений. Аристотель говорил: «Справедливость имеет место только в политической жизни, потому что весь строй политического общежития держится на праве». Позже Макиавелли отмечал: «Политика – это совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержатся у власти и полезно использовать ее». На сегодня политикой считается всякая целенаправленная деятельность, детерминированная целью или идеей.
Политика существует в трех ипостасях:
•    «polity» – «полити», являясь формой, означает политическую организацию общества (государства), другими словами, – строй, институты, структура и нормы власти;
•    «полиси» – являясь содержанием, означает образ действий власти, технологию принятия решений и их реализации в узком смысле слова. В широком смысле – это действия центральной и местной власти и участие институтов гражданского общества в управлении государством (партии, СМИ, оппозиция, малый и средний бизнес, МСУ, профсоюзы, религия, семья, университеты и.т.д.);
•    «политикс» – являясь процессом, означает анализ решение конфликтов, пути их решений и определение перспектив развития общества.

I. Сегодня ясно, что ни один тип, вид и форма государства не справились с основными проблемами: наркоманией, проституцией, коррупцией, терроризмом, войнами, болезнями и т.д.
Ни одна политическая идеологема, при всех позитивах также не смогла сформировать общество без вышеобозначенных пороков.
Как не прискорбно, ни одна религия, прилагая громадные усилия в этом плане, не добилась, чтобы соблюдались проповедуемые заповеди.
Канули в Лету проекты создания рая на земле. Никто и нигде не смог построить счастливые города или государства – от моделей Аль-Фараби, Томаса Мора, Т.Кампанеллы, Р.Оуэна до В.И.Ленина, Ким Ир Сена, М.Каддафи, Хомейни и.т.д.
Человечество должно признать это и поставить на повестку дня поиск иных моделей институтов и инструментов жизнеустройства и жизнедеятельности общества.  

II. По данным ученых, глобальные проблемы и вызовы человечества вступят в пик именно в ХХІ веке. Ресурсы и потенциал Земли будут исчерпаны. Резко сменятся источники энергии, появятся иные энергоресурсы. Уже сегодня на планете проживает 6,7 миллиарда людей, а потенциал планеты равен, по экспертным данным, 5 – 5,5 миллиарда человек.
Произойдет Нечто и в Мироздании: человека, планету, космос ждет Иное.
Глобализация – это всеохватывающий, всемирный, универсальный процесс. Объем, масштабы и степень его распространения растут в геометрический прогрессии, что, естественно повлияет на судьбу человечества.
Мировой экономический кризис обозначил четыре цикла: подъем, стагнация, кризис, оживление. Основными характеристиками экономики стали: Макроэкономика, Микроэкономика, Менталитет, Мотив.
Отсюда глобальный вывод: постановка проблемы и поиск иных форм человеческого общежития, статус-кво государства, экономической модели: производительности труда, себестоимости, ценообразования, валюты, банковско-финансовой системы, сбыта, нормы прибыли, ее распределения; Демократии, прав и свобод человека и человечества, международных взаимоотношений: цивилизаций, континентов и государств. Вот далеко неполный перечень вопросов и проблем онтологии.

III. При разработке казахстанской модели, на наш взгляд, целесообразно произвести катарсис-квинтэссенцию исторического опыта человечества и, в первую очередь, казахстанского опыта. Необходимо также учитывать западный и восточный опыт, советский период республик Центральной Азии, феномен Китая и исламских стран. При этом не механически экстраполировать, а выбирать все, что приемлемо и позитивно для Казахстана.

IV. Принять во внимание праксиологию философской категории: «Пространство и Время» с учетом того, что дважды войти в одну и ту же реку нельзя:

V. Стержнем и локомотивом казахстанской модели может стать Казахстанская идея. Слагаемые и составляющие её:
    государственная идеология – Стратегия «Казахстан - 2030»;
    религиозные верования;
    национальная идея государствообразующей нации – казахов;
    этнические идеи;
    идеологемы гражданского общества;
    уровень демократической культуры;
    влияние и проникновение иных идей и культур:
    менталитет, традиции, обычаи и ритуалы.

Казахстанская идея должна быть устремлена в будущее с учетом ориентиров – наступающего «иного» или же альтернативной цивилизации.
Культура будущего включает в себя:
1.    знание трех языков;
2.    овладение тремя профессиями;
3.    следование трём векторам – “Кем емес”, “Оян қазақ”, “Тек қана Алға». Иными словами: Проснись, Созидай и Генерируй, ориентируйся на Будущее.

VI. Отсюда: время, политика, ресурсы и векторы и другие условия должны быть направлены на человека, который, как губка, будет впитывать оптимизм, новую парадигму и культуру мышления. Другими словами, формировать, произведя инверсию в сознании казахстанцев, направленное целеполагание и мировоззрение – не догоняющее, а опережающее. Имеется в виду разработать идею Гуманного и Процветающего общества, адекватного вызовам XXI века.

VII. И последнее. На наш взгляд, необходимо соблюдать преемственность, последовательность, поэтапность, поиск во имя процветания каждого и всех.
Здесь, думается, нужно не семь, а семьдесят раз отмерить, памятуя слова Аль-Фараби: «Когда… различные умы сойдутся после размышления, самопроверки, споров, прений, дебатов, рассмотрения с противоположных сторон, то тогда не будет ничего вернее того убеждения, к которому они придут», и один раз сформулировать и выбрать народу казахстанскую идею и казахстанскую модель.
Великий Абай завещал потомкам в судьбоносных вопросах: внемли Науке и Разуму, прояви Волю, послушай души и сердца миллионов, и твой выбор будет верен.