Доклад Комского М.

КОМСКИЙ Моисей Владимирович (Израиль) – кандидат архитектуры, член общественной ассоциации «Практика» Академия синтеза знаний – инструмент безопасности и согласия на евразийском пространстве Чтобы реализовать в жизни современного общества приоритет Духовной Культуры, необходимо оценить ее современное состояние, понять его причины и выбрать верный метод решения этой судьбоносной для мира задачи. Культура, как известно, «Венец» любой цивилизации и, одновременно, – своеобразное «Сознание» того сообщества людей, которое строит данную цивилизацию. Современное состояние Культуры далеко от этого идеала, ибо составляющие ее части (Наука, Религия и Искусство) разобщены, враждуют между собой, а Эзотерика частью устарела, частью находится в подполье. В результате Культура не оказывает благотворного влияния на жизнь Социума.

Общественная «польза» от Культуры отражается ныне в факте ее финансирования по остаточному принципу, за исключением прагматичной науки, которая, оторвавшись от Этики, привела мир на грань катастрофы.

Чтобы поставить правильный диагноз этому тревожному явлению, назначить верное «лечение» столь застарелому социальному недугу, надо вникнуть в ноосферные истоки деградации духовных основ жизни современного общества. Ибо земные дела затеваются и, в главных чертах, свершаются в ноосферном мире «Причин», а затем импульсируются для реализации на физическом плане Бытия нашей планеты, в мире «Следствий». Согласно эзотерическим исследованиям первой четверти 20 века (Р.Штайнер), «мир многослоен, существует циклично и одушевлен». Цикличность проходит в смене фаз Бытия и Покоя. Наша фаза Бытия включает три периода: Инволюции (создание «Человека»), Эволюции (его саморазвитие в «Сверхчеловека») и современный переходный этап (рис.1).
На этапе перехода готовится решение новой и противоположной задачи. Плотная материальность нынешнего мира должна быть одухотворена и преобразована на пути к миру «Сверхчеловека». И эта непомерно сложная задача возложена теперь на самого Человека. Поэтому «Саморазвитие» становится отныне главной движущей силой эволюции жизненной субстанции, эмоционального существа и физической природы людей и всех царств Природы. Чтобы справиться с этой особой миссией, человек проходит специальную подготовку по выходу из инфантильного состояния и закаливанию его душевно-духовного потенциала. Ныне «дитя человеческое» стало самостоятельным, независимым, творческим существом, ценою утраты связи с ноосферным планом Бытия. Атеизация сознания была нужна вначале, чтобы, перестав уповать на Небо, человек развил силы мышления и воли. Но к нашему времени пришли в забвение душевно-духовные ценности в угоду грубо прагматическим, деградировала Культура, мир оказался на грани самоуничтожения.
Атеизация исчерпала себя. Мышление, воля, инициативность человека теперь должны быть направлены на восстановление контакта с Ноосферой, на постижение новых обязанностей человека как «сотрудника» Высших Сил в деле преображения жизни на земле. Стимулировать этот процесс поручено искушающим Силам. В борении и преодолении их негативных импульсов бодрствует и закаляется душа человека. Искушения надо оценивать как своего рода «тренажеры», на которых нам дано обучиться «лечению» себя и других, а также достижению большей силы и результативности творчества.
Наиболее яркий пример эффекта от преодоления препятствий – зарождение Античности. Тогда Посвященные помогли развить «Рассудок» людей и погасить импульсы, грозившие увести человечество в надземные сферы, до времени прекратить его развитие в земной обители. В результате Античность дала нетленные образцы гармонии земной жизни (греческая философия, демократия, римское право, расцвет искусства). Ныне европейская эпоха, развивающая «Сознание» людей, – на рубеже очередного искушения народов. Бездушный прагматизм охватил все стороны жизни развитых стран. Приземляя жизнь обывателя, теперь активно зомбируется его сознание, планируется увести враждующее человечество с земного плана Бытия в подфизический мир очередного тиранического царства.
В преодолении этой угрозы культура «Мышления и Воли» средней Европы должна быть воспринята в Восточной Европе и Евразии и соединиться с развиваемой там культурой «Сил Сердца и Совести». Тогда упадок цивилизации начнет преодолеваться и сможет прийти новая Славянская культурная эпоха на смену Европейской. «Сознание» людей уступит место более высокому состоянию «Самосознания». Тогда человек постигнет свое высшее «Я», «микрокосмос», который связан с «Макрокосмосом», источником всего сущего.
Пространство российской Евразии станет ареной этих мировых свершений, а народы – участниками грандиозных перемен смены культурных эпох. В свете такой перспективы надо понять нынешнее состояние народов этого региона мира. Дважды принеся себя в жертву ради спасения Европы, Россия отстала. Большевики целенаправленно истребляли людей развитого «Сознания» (сейчас их меньшинство). Сегодня большая часть населения российской Евразии едва достигает уровня «Рассудка», но уже не осененного влиянием Неба, как в эпоху Античности.
Внешне, с земного плана, наблюдаем атаку против России. И генеральная репетиция ее развала уже проведена в многонациональной Югославии. С ноосферного плана видно, что российская Евразия должна активизировать силы сопротивления, чтобы в преодолении агрессии закалиться и достигнуть нужного уровня «Сознания». Эта атака несет величайшую опасность и ставит под вопрос будущее человечества, если Россия не воспримет импульс Средней Европы и не укрепит союз с ней. Итак, российская Евразия на пороге трех серьезных вызовов: как устранить отставание в развитии «Сознания», как цивилизованно защититься от внешней угрозы и как создать Евразийский противовес в системе многополярного мира?
Понятно, что потребуется мобилизация всех ресурсов и, прежде всего, - душевно-духовного потенциала людей, «вооруженных» сокровенным знанием. Эзотерика учит, что можно добиться верного взгляда на ситуацию, выработать реалистичную жизненную позицию, если удается столкнуть в своей душевной глубине крайности бесконтрольной эмоциональности и бездушного прагматизма. Тогда они будут нейтрализовывать друг друга, освобождая человеку дорогу к постижению «Истинного» в сокровенных основах Бытия, к достижению искомой «Полноты Знания», к построению «Теории и Практики Согласия».
Сегодня на повестке дня – кардинальное реформирование системы воспитания и образования, привнесение эзотерического импульса в методики преподавания частных, экспериментальных высших школ и университетов. Смысл эзотерической подготовки в том, что она «вооружает» профессионала мировоззрением (он обретает идеалы и ценности), что удерживает его от достижения сомнительных целей любой ценой. Инициативный предприниматель, он тогда овладевает Этикой, способен разрешать конфликты мирным путем. И, главное, видя проблемы с ноосферного уровня, такой работник быстрее находит причины происходящего, адекватные решения и снижает риск ошибок.
Всеобщая эзотерическая подготовка учащихся высших школ и университетов создает естественную среду для воспитания народной элиты с еще более высоким уровнем – «Самосознания». Именно они способны творчески реформировать все стороны жизни общества. Одновременно духовный авангард является опорой Сил Провидения в практической помощи вывода человечества из тупика глобальных конфликтов и кризисов. Для воспитания народной элиты нужны специальные научные и учебные центры «Синтеза Знаний». Само понятие «Полноты Знания» не ново, это классический пример «хорошо забытого старого». На заре нашего арийского периода Наука, Религия, Искусство и Эзотерика были едины. Священник был тогда же ученым, учителем и поэтом. Отголоски этого обнаруживаются в истории китайских губернаторов, которые, будучи знатоками этики Конфуция, становились учеными (создавали систему изобретательства во всех отраслях хозяйства) и художниками (сдавали экзамены на живопись, поэзию и каллиграфию).
Далее, как отмечалось, составляющие Культуры кардинально разошлись. Теперь, на новом витке развития, наметился возврат к сокровенной «Полноте Знаний». Синтез знаний активно проходит в науке, менее заметно – во взаимовлиянии религий Востока и Запада, не ослабевает в искусстве (свето-цвето-музыкальные мистерии А.Н.Скрябина). Широко распространяется техническая эстетика, доказывая, что целесообразность – гармонична, а гармония – целесообразна. Наша задача придать процессу синтеза знаний системный, всеохватывающий характер.
Теоретические и практические основы синтеза знаний заложил Р.Штайнер, создав и внедрив во все отрасли Культуры и жизни новое эзотерическое учение Антропософию (Человекомудрие). Свои синтетические исследования он реализовал в построенном по его проекту мистериальном театре «Гетеанум» в Дорнахе, Швейцария, в 1915 году (рис. 2). В развитие этих достижений, разработана концепция нового типа учебного и исследовательского Центра «Синтеза Знаний» для Иерусалима, который может послужить моделью создания подобной Институции в Астане и других регионах Евразии (рис. 3 и 4). Согласно замыслу, комплекс включает три сектора: Религий -1, Науки -2 и Искусства -3, сходящихся к синтезирующему центру Эзотерики -4. Каждый сектор, в свою очередь, состоит из трех частей: высших форм знаний -5.6,7; среднего звена исследований -8,9,10 и Практики -11,12,25 (рис. 3). Эзотерическое ядро имеет три уровня синтеза знаний: учебной медитации -20, в зале синтетических представлений -36, в залах медитаций высшего порядка -38 и зале Совета мудрецов –37 (рис. 4 В,С).
Главные задачи, решаемые в результате синтеза высших форм:
•    Религии и Науки – создание методических основ диалога конфессий без утраты уникального вклада и ценностных различий каждой из них; реконструкция картины Мироустройства, создание теорий Социальной Алхимии и Синергософии, Теополитики, кодекса Священного и гражданского права; молитвенно-медитационных методов педагогики и целительства, лечения и перевоспитания правонарушителей.
•    Науки и Искусства – разработка оптимальных моделей взаимодействия и управления трех звеньев Социума: Духовного, принцип – Свобода, Правового, принцип – Равенство, Хозяйственного, принцип – Братство; культивирование среди населения потребности в Саморазвитии в целях гармонизации и эстетизации отношений в Социуме, в Богопознании и Природостроительстве.
•    Искусства и Религии – разработка драматургии и режиссуры современного Богослужения, типологии и концепций архитектуры Храмов и других институтов Согласия; возрождение существующих и создание новых, синтетических жанров на базе художественного осмысления современной картины Мироустройства с целью приобщения масс к Богопознанию и постижению миссии человека как сотрудника Высших Сил Мира; привнесение Вселенских законов Гармонии в религиозную, социальную и природоохранную работу общества.
Взаимное синтезирующее влияние организовано как по кольцу комплекса, так и по его радиусам: эзотерическое ядро очищает и возвышает высшие формы знаний, те, в свою очередь, – средние звенья, последние – Практику.

Рисунки см.: www.gala-studio.com/Komsky_risunki_k_tezisam_doklada_Academia_sinteza_znanii.pdf