Доклад Л.А.Труниной (Россия) руководитель информационной службы Международного центра Духовной Культуры, член президиума Международной ассоциации «Мир через Культуру»
Доклад на международной конференции. Астана. 2014г.
Современный Пакт Мира. Каким ему быть.
Человеческий мир не стоит на месте, он интенсивно развивается в разных направлениях, в том числе и информационно. Мы порой не замечаем, как постепенно изживаются формы и системы управления им. Старые модели межчеловеческих и международных отношений, дипломатические связи, ранее создававшие устойчивость, сегодня уже не отвечают требованиям и вызовам современности.
Новое время обязывает человечество не только сменить курс существования от потребительской позиции к духовности, но стать участниками этого поистине космического процесса, а значит – научиться гармонии жизни, совмещая материальное с духовным, и в этом его новизна.
Все люди земли имеют собственные права и свободы, которые по своей сути выражают жизненную необходимость. И первым, главным таким правом является право на мир и мирную жизнь.
Напряженная военными действиями в ряде стран ситуация заставляет с болью сжиматься наши сердца, которые не хотят мириться с войной, гонкой вооружений, утверждением социальной несправедливости, экстремизмом и терроризмом.
Наряду с разжиганием военных конфликтов отдельными странами, мы видим и более уверенные шаги к единению через различные сообщества стран миротворцев.
В качестве главной темы на повестку дня становится тема Мира и мирного сосуществования народов. Эта тема утверждена и для Второй сессии Всемирного Форума Духовной Культуры.
В рамках подготовки ко Второй сессии Форума нам предстоит разработать предложения по созданию нового международного договора – Пакта о Мире, в котором должен быть органично синтезирован весь позитивный миротворческий опыт человеческой цивилизации, найдены формулы ее устойчивого развития.
Новый этап такой миротворческой инициативы предполагает взять все хорошее, что было в истории человечества и, прежде всего, духовно-нравственную преемственность в формировании жизни народов, этическом ее преображении, в реализации принципов гуманизма, справедливости, гармонизации индивидуальных интересов с интересами общего блага, с учетом особенностей современного развития.
При подготовке Пакта необходимо уделить большое внимание анализу огромного созидательного потенциала духовно-нравственных накоплений прошлого, которые сосредоточены в общих международных политико-правовых нормативных документах в области укрепления и сохранения мира, а также в аналогичных документах отдельных стран. Это тот базовый материал, не использовать который мы не имеем права.
Более того, именно на анализе этого материала и должна быть сконцентрирована основная работа по подготовке Пакта о Мире.
72 страны-участницы Всемирного Форума Духовной Культуры могут, как минимум, представить 72 предложения в Пакт о Мире. И нет ничего страшного, если отдельные предложенные статьи для Пакта будут повторяться по смыслу. Это только подтвердит важность и приоритет данных предложений.
Такая коллективная работа позволит нам учесть миротворческий опыт многих стран и найти те духовные зерна, которые потом на международном поле дадут свои позитивные всходы.
Безусловно, что существующие документы в области сохранения мира имеют свою историческую давность, и в большинстве своем уже не в полной мере соответствуют современным реалиям международных отношений. Тем важнее как можно быстрее взять из них лишь нужное и подготовить проект международного документа, отвечающий требованиям современности.
При подготовке международного соглашения Пакта о Мире должна быть реализована задача создания документа, отвечающего новой стратегии сосуществования народов в условиях многополярного мира, стратегии, включающей в себя международную и межгосударственную дипломатию.
Очевидно, что проект такого документа не может быть только плодом даже очень талантливых людей. Он может быть создан лишь коллективным трудом многих ученых, деятелей культуры, профессионалов самой разной специализации.
Жизнь настоятельно требует объединения усилий и координации деятельности всех миротворческих общественных организаций.
В качестве ключевых звеньев желательно, чтобы к этой задаче подключились, кроме широкой общественности, и Министерства иностранных дел различных государств.
Не менее важная задача - разработать механизм придания Пакту статуса всемирной директивности. Традиционный механизм подписания документа главами государств может быть запущен, если к этому их подвигнет мощная общественная сила, которая не оставит им иного варианта действий.
Для решения этой задачи, возможно, стоит детально изучить имеющийся международный опыт Движения сторонников мира. Позвольте напомнить несколько фактов.
Это международное массовое движение против войны в своих рядах объединяло людей, готовых отстаивать прочный и нерушимый мир, невзирая на различия в национальной принадлежности, политических и религиозных взглядах.
Возникло Движение в результате глубоких изменений в международной обстановке после 2-й мировой войны. В 1948-49 годах, во Франции, Италии, Польше, СССР, Японии и других странах стали появляться местные и национальные организации для борьбы за сохранение и упрочение мира.
Начало объединению борцов за мир в международном масштабе было положено созывом Всемирного конгресса деятелей культуры в защиту мира, состоявшегося в августе 1948 в г. Вроцлав (Польша) по инициативе передовых представителей французской, польской и советской интеллигенции. Потом, 20-25 апреля 1949, состоялся 1-й Всемирный конгресс сторонников мира. Из-за отказа французского правительства разрешить въезд на территорию Франции значительному числу делегатов конгресс проходил одновременно в Париже и Праге при участии более 2 тыс. делегатов из 72 стран.
С целью дальнейшего объединения и координации сил, выступающих против угрозы войны, конгресс создал Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира, являвшийся руководящим органом Движения.
По инициативе Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира повсеместно создавались комитеты по сбору подписей, объединившие миллионы активистов. В результате во всём мире было собрано около 500 млн. подписей.
В ноябре 1950 года Постоянный комитет был заменён Всемирным Советом Мира. Председателем Постоянного комитета в разное время были известные деятели культуры: французский физик и общественный деятель Фредерик Жолио-Кюри; английский физик, социолог, общественный деятель Джон Десмонд Бернал; бельгийский общественный деятель, депутат парламента Изабелла Блюм.
Движение сторонников мира постоянно отстаивало принципы, последовательное соблюдение которых в современных условиях способно предотвратить военные конфликты между государствами независимо от их общественно-политического строя. Эти принципы, подтвержденные на сессии Всемирного Совета Мира в 1966 г. в Женеве, требуют запрещения оружия массового уничтожения и прекращения гонки вооружений; ликвидации иностранных военных баз на чужих территориях; всеобщего одновременного и контролируемого разоружения; ликвидации всех форм колониализма и расовой дискриминации; уважения права народов на суверенитет и независимость; уважения территориальной целостности государств: невмешательства во внутренние дела народов; установления взаимовыгодной торговли, культурных отношений, основанных на дружбе и взаимном уважении; мирного сосуществования государств с различными политическими системами; отказа от политики силы.
Желательно, чтобы изучение этого опыта единения миротворцев из разных стран, к требованиям которых не просто прислушивались, но и исполняли главы многих государств, было проведено рабочей группой по подготовке Пакта о Мире.
На Второй сессии Всемирного Форума Духовной Культуры предстоит также учредить Комитет Пакта о Мире, который будет организовывать взаимодействие между подписавшими Пакт организациями из разных стран, информировать всех присоединившихся к Пакту о каждом новом согласительном документе, переданном Комитету.
Сегодня, в первую очередь, необходимо определить организационные моменты, а именно, активное участие в подготовке документа всех представительств Всемирного Форума Духовной Культуры во всех 72 странах его участницах.
Вторая задача, сформулировать основные идеи и принципы нового документа, подготовить его концептуальные основы.
Конкретные же статьи Пакта будут систематизироваться рабочей группой позднее в ходе коллективной работы и обсуждения.
Хотя некоторые элементы будущих статей Пакта достаточно очевидны и сегодня.
1. Вопрос о сохранении мира волнует все человечество. Право на мирную жизнь есть неотъемлемое право каждого человека, общества, государства. Это право – величайшая ценность человеческой цивилизации. Оно должно свято соблюдаться всеми и повсеместно и не подлежит никакому ограничению или ущемлению. Идея мирного сосуществования как идея торжества разума над грубой силой войны является близкой и понятной народам всего мира. Разум вместо войны, разум вместо силы — так ставится вопрос сегодня. В современных международных отношениях это означает мирное сосуществование, исключение войны как средства разрешения международных вопросов, развитие отношений между государствами исключительно на основе переговоров, на основе современного международного права. И это положение должно стать одной из статей Пакта о Мире.
2. Принимая во внимание заботу о будущем, в Пакт о мире должна быть включена статья о содействии воспитанию у народа и, особенно у молодого поколения, нравственных основ гуманизма, милосердия и добротворчества. Ведь сутью культурной политики любой страны мира является формирование нравственной, самостоятельно мыслящей, творческой, ответственной личности на основе использования всего потенциала культуры. Реализовываться эта функция должна через создаваемую систему воспитательных, просветительных мер, направленных на овладение людьми искусством культуры общения, культуры мышления, культуры поведения, культуры социальных и межнациональных отношений.
3. Мир во всем мире – это больше, чем мир без войны. Страх, насилие, смерть, нищета – все это является отрицательными факторами, разрушительно влияющими на человеческое бытие. К такого рода факторам, наряду с развязыванием военных конфликтов, могут быть отнесены и экологические проблемы планетарного масштаба, и терроризм, и мировой экономический кризис, и проблемы продуктовой безопасности, и информационное насилие, засоряющее сознание людей, а также конфликты, возникающие на религиозной почве, отсутствие гармоничного сосуществования в семьях, проблемы внутреннего равновесия человека и многое, многое другое. Подлинный мир – это не просто отсутствие войны. Лишь Мир, свободный от насилия и страха, есть настоящий Мир.
4. Сегодня как никогда важно подумать о главной перспективе развития человечества – устанавливать добрые взаимоотношения, уделять внимание сохранению и развитию любых уникальных видов религиозного, культурного и национального наследия, и на этой основе трудиться ради всеобщего блага. Данное положение должно быть прописано в Пакте о Мире отдельной статьей. Каждый житель планеты должен добровольно считать главным для себя служение делу утверждения мира через сохранение и распространение Духовной Культуры на всех уровнях современной жизни.
5. В качестве одной из основополагающих статей международного договора должна быть прописана необходимость использования нравственного авторитета деятелей культуры при подготовке международных документов о мире, при принятии важных совместных решений. Речь идет о признанных деятелях науки, культуры, искусства, представителях ведущих мировых конфессий, общественных, политических деятелях гуманистического направления, авторитетных, мыслящих людях доброй воли, понимающих абсолютную неотложность всемирных согласованных действий. Коллективное мнение представителей и творцов Духовной Культуры, воплощенное в соответствующих обоснованных документах, может внести неоценимый вклад в укрепление Мира во всем мире.
6. Следует глубоко усвоить разницу между национальным и националистическим. Национальное в рамках наднациональной политики должно получать поддержку и возможности для всестороннего развития. Националистическое же должно отторгаться обществом, постепенно изживаться всем укладом его жизни. Только в условиях наднациональной политики такие непростые процессы, как продолжающаяся консолидация наций, рост национального самосознания, здоровое развитие национальных культур, традиций, ценностей, преодоление национальной розни, укрепление духовного единства всех наций и народностей, может протекать, органично встраиваясь в созидательный потенциал общества. Несмотря на продолжающиеся националистические «всплески» реальная жизнь подводит нас к выводу: главной особенностью переживаемого периода является все более широкое осознание в мире необходимости единения народов.
Пакт о Мире должен утверждать мир духовного единства, мир гражданского согласия, мир экономического сотрудничества, мир межэтнического добрососедства, мир межконфессионального вероуважения. Тем самым и будет формироваться новое мирокультурное пространство, что подразумевает возвращение к незыблемым ценностям Духовной Культуры.
Принятая на Всемирном Форуме Духовной Культуры Декларация утвердила Духовную Культуру в качестве вечной ценности, которая способна служить основой для построения человеческого сообщества новой формации.
Духовная Культура отражает в себе все главные культурологические аспекты жизни, среди которых: Культура Слова и Культура мысли, Культура этико-нравственных ориентиров, Культура этнических, национальных, конфессиональных сообществ, Культура межчеловеческих отношений и ряд других чрезвычайно важных аспектов.
Поэтому каждому из нас предстоит более детально проникнуться идеей культурного одухотворения мира, и общими усилиями подготовить проект международного соглашения «Пакт о Мире».
Признание и уважение общечеловеческих духовных и культурных ценностей является гарантом международного мира и согласия.