Лоренс БЛУМ (Великобритания) – председатель Группы по зеленым городам, зданиям и транспорту Инициативы Зеленой Экономики, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), бывший председатель Глобального совета повестки дня по вопросам развития городов Всемирного экономического форума (Давос, Швейцария) НООСФЕРНАЯ ЭТИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Председатель данной секции доктор Любовь Гордина сказала, что Нооконституция – это своего рода этический кодекс, сочетаемый с термином «коллективное сознание человечества», т.е. в действительности это выражение жизни согласно унитарным законам Вселенной. Основополагающим постулатом Нооконституции является не наказание виновных, а продвижение справедливости.
На бизнес-форуме АПЕК в Брунее 15 ноября 2000 года Президент России Путин сказал: «Академик Вернадский, наш соотечественник, разработал в начале XX века теорию Ноосферы – окружающего мира, который объединяет все человечество. В ней заключены интересы всех народов и стран, природы и общества, научного знания и государственной политики. Концепция устойчивого развития сегодня строится на основе этой теории».
Для достижения этой цели российские ученые пытаются установить новый тип законодательной основы в форме Ноосферной Этико-Экологической Конституции человечества, где впервые в законодательной практике мира были даны определения понятиям ЧЕЛОВЕК и ЧЕЛОВЕЧЕСТВО в значении их трех основных компонентов: космо-физического (духовного), биологического и социального. Практически все существующие законы признают только социальную составляющую роли Человека и Человечества на Земле, фактически пренебрегая духовным и биологическим компонентами этой роли, которые, по существу, являются основными. Хосе Аргуэльес, доктор философии и действительный член Ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеи Мира, говорит, что «Нооконституция определяет новый вектор развития цивилизации в XXI веке».
Интересно, что недавно исследователи Университета штата Сонома (США) сообщили, что в сентябре 2008 года Эквадор стал первой страной в мире, заявившей о конституционных правах природы, кодифицировав, таким образом, новую систему охраны окружающей среды и признав биосферу конституционно.
Отражая убеждения и традиции местного населения Эквадора, Конституция заявляет что природа «имеет право на существование, сопротивление, сохранение и восстановление своих жизненных циклов, структуры, функций и процессов в ходе эволюции». Это право, гласит Конституция, «не зависит от обязанностей физических и юридических лиц или Государства обезопасить людей, которые зависят от естественных систем».
Новая Конституция переопределяет отношения людей и природы, утверждая, что природа – не просто предмет, который люди могут присваивать и эксплуатировать, а скорее правонесущий организм, к которому нужно относиться в соответствии с законом.
Точно так же, как Эквадор закрепил права биосферы, необходимо, чтобы каждая страна признала ноосферу в своей Конституции. Закрепление этого процесса приведет к тому, что права и обязанности человека будут провозглашены в морально-этических рамках, описывающих взаимосвязь всего сущего.
Подобная Конституция переопределила бы систему образования, дающую представление о мире, которое отражает взаимосвязь всего живого и неживого, сознательного и бессознательного.
Поэтому, кроме Эквадора, признающего права биосферы, существует ли еще Конституция, которая признала права и обязанности человека, и где она? В 1995 году мой очень хороший друг Джулия Хаузерманн, руководящая благотворительной инициативой «Права и гуманность», была приглашена в Южную Африку в качестве советника Южноафриканского правительства по вопросу закрепления прав и обязанностей человека в её Конституции. Южноафриканское правительство не включило экономические и социальные права в первые варианты Конституции, поскольку оно боялось, что их включение приведет к нереалистичным ожиданиям и/или доведет страну до банкротства.
Экономические и социальные права были включены в предыдущую Хартию Свободы АНК, и профессор Бен Турок (член Парламента), который участвовал в разработке Хартии Свободы, был обеспокоен отсутствием этих прав в проекте Конституции. В июле 1995 года профессор Турок пригласил инициативу «Права и гуманность» предоставить правительству материалы по международной защите экономических и социальных прав. Их сотрудники собрали огромное количество материалов по этому вопросу. Также они подготовили сборник и обзорную статью по конституционной защите прав человека по всему миру.
Профессор Турок впоследствии убедил Конституционную ассамблею провести специальные слушания, чтобы Джулия Хаузерманн, президент инициативы «Права и гуманность», смогла объяснить обязательства по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах и помочь развеять опасения правительства.
Слушания были проведены 1 августа 1995 года в Доме Парламента в Кейптауне. Госпожа Хаузерманн подчеркнула, что международное право не требует от государств обеспечить бесплатное питание и жилье для каждого гражданина. Скорее, оно требует от государств «принять меры... в максимальных пределах имеющихся ресурсов, для постепенного достижения полной реализации» этих прав и создания недискриминационных условий, в которых каждый получает возможность обеспечивать себя.
Так что инициатива «Права и гуманность» играет ключевую роль в обеспечении включения экономических и социальных прав в Конституцию и в настоящее время приглашена несколькими заинтересованными сторонами в Южной Африке, чтобы помочь выяснить, как лучше всего это может быть реализовано. В своей программной речи на заседании Южноафриканской Конституционной ассамблеи 1 августа 1996 года г-жа Хаузерманн призвала правительство включить экономические и социальные права в постапартеидную Конституцию. Ее выступление стало поворотным пунктом в конституционных обсуждениях, и вскоре после этого правительство согласилось включить положения по образцу положений международного права.
В результате этого жители Южной Африки теперь могут обращаться к Конституционному суду для защиты своих прав, например, если им отказывают в медицинской помощи или у них отключено водоснабжение. За последние 10 лет в Конституционном суде было рассмотрено большое количество дел, уточнивших обязанности государства.
Сегодня мы знаем, что Вселенная (окружающий мир) – не что иное, как постоянный процесс обмена и взаимопроникающих преобразований информации, материи и энергии. Информация и энергия порождают массы материи. Не звезды создают свет, а свет создает звезды. В нашей интерпретации применительно к человеку, определения духовности и духа человека связаны с информационной составляющей (потенциальной энергией), душа связана с внешней оболочкой энергии духа (кинетической энергией), а тело связано с материальным компонентом этого неделимого тройного единства.
Нам сейчас необходимо основываться на этих примерах Эквадора и Южной Африки в наших продолжающихся конституционных дискуссиях и найти достойную страну для наших устремлений!