16 октября 2024 г. в Астане прошли традиционные мероприятия, посвящённые Дню духовного согласия.

26.10.2024

Доклад Л.Гудков

Лариса ГУДКОВ (Германия) – ассистент по Восточной Европе в центральном офисе ассоциации «Мир через культуру – Европа» Красота как фактор воспитания духовности В настоящее время человечество переживает небывалый духовный кризис, о чем свидетельствует хаос, охвативший все сферы общественной жизни, будь то социально-культурная, политическая или экономическая. Сложившаяся ситуация является закономерным результатом того, что научно-техническое развитие, поставившее человечество перед дилеммой атомной бомбы, достигло небывалых высот, в то время как процесс духовного обновления остановился, не сумев преодолеть заграждения, воздвигнутые его противниками. Жизнь современного общества подчиняется логике «купли-продажи», вследствие чего его внимание фокусируется исключительно на материально-физических благах. Это усиливает негативные стороны характера человека, поскольку апеллирует к его низким инстинктам и предлагает соответствующие декадентские «культурные» ценности. Такое положение дел показывает, что общество, лишенное культурно-духовной основы, имеет тенденцию к саморазрушению.

Преодолеть нынешний кризис можно лишь при условии смены системы ценностей, ориентированной на высшие духовно-культурные идеалы. Не зря эпохи осознания духовных ценностей в истории человечества справедливо называются эпохами возрождения и эпохами расцвета. Также справедливо называются печальными годами те времена, когда разрушались ценнейшие библиотеки, священные храмы и в невежестве разрезались бесценные полотна.
Значение духовного воспитания нельзя переоценить. Оно, по сути, обращено в будущее, так как от уровня духовности человечества, зависит его дальнейшая судьба. Духовность воспитывается путем приобщения человека к высоким культурно-этическим идеалам, являющимся своего рода мостом, объединяющим народы всех культур и времен.

Так в лоне античных культур была сформирована система духовных ценностей, выраженная в триединстве Истина-Добро-Красота. Воплощенная в жизнь, эта триада поднимает нравственный облик и духовный уровень человека, растит в нем стремление к самосовершенствованию, ориентированность на всеобщее благо и готовность к бескорыстной самоотдаче. Истина, Добро и Красота обуславливают друг друга, так как сознательное приобщение человека к подлинной Красоте открывает ему Истину и обращает к Добру, и наоборот, познавая Истину человек неминуемо придет к Добру и красоте. Следовательно, прекрасное и нравственное тождественны.
Красота – это не абстрактное понятие, она существует как самостоятельное явление и является могучей самоопределяющейся силой, которая облагораживающим, возвышающим и умиротворяющим образом воздействует на все живое. Красота завоевывает сердца, все ей подвластно и все склоняется пред ней. Красота вызывает даже в самом грубом человеке возвышенные и светлые эмоции. Под впечатлением от прекрасного порочное и низшее тянется, хотя бы только на время, к лучшему и более благородному. Созерцание прекрасного поднимает человека в Высшие Сферы и приближает его к истине. Через красоту человек познает цели и задачи мироздания. Поэтому красота есть могучий фактор в процессе духовного развития человечества.
Все некогда великие Цивилизации культивировали Красоту, применяя ее принципы в сферах своей материальной и духовной жизнедеятельности. Жители Древнего Египта, например, старались избегать всего уродливого, а древние греки считали, что красота – это не только высший идеал явлений природы или произведений искусства, но и принцип организации общества, поскольку формирует «цельность характера» человека, делая его разумным, что преображает все общество в целом.
Красота – синоним разума, ибо жизнь во Вселенной и эволюция человечества развивается по ее законам. Однако найти и увидеть красоту – большое искусство, овладение которым является непременным условием воспитания духовного человека. Для этого необходимо развитое чувство прекрасного, которое находится в прямой зависимости от состояния нашего сознания, являющегося способностью наблюдать и воспринимать. Сознание человека нужно непрестанно расширять, так как законы эволюции требуют беспрерывного развития.
Красота есть основная причина пробуждения чувства любви. Она обладает могучей притягательной силой. Мы любим прежде всего то, что прекрасно и великолепно и что вызывает в нас высшие эмоции. Так, прекрасный поступок в равной степени, как красивая картина, музыкальная композиция или природные явления, вызывают в человеке эстетические чувства, переживание которых обогащает его духовный мир, развивает способность отличать красивое от безобразного.
Ранее считалось, что эстетические представления закладываются в раннем детстве, однако, согласно последним научным исследованиям, ребенок уже в утробе матери способен, например, различать звуки, окружающие беременную женщину. Младенец слышит музыку, голоса родителей, шум машин. Появившись на свет, он предпочитает слушать те песни и стихи, которые слышал до своего рождения. А это значит, что представление о прекрасном формируется уже в лоне матери. Обладая этими знаниями,  древние греки водили беременных в особые сады, где женщина видела и слышала только прекрасное. Это наполняло ее чувством особой радости, которое передавалось и ребенку, что оказывало сильнейшее влияние на будущее представление малыша о внешнем мире и на подсознательном уровне закладывало эстетический вкус, нуждающийся в дальнейшем утончении.
Стремление к красоте и совершенству заложено в самой природе человека. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что уже первобытные люди пытались украшать все окружающие их предметы, а также орудия труда и оружие рисунками, гравированием, орнаментом и т.п. Также во всех предметах, которыми мы пользуемся в нашей будничной жизни, проявляется определенное чувство красоты и попытка улучшить, упростить и усовершенствовать вещи, в чем также, несомненно, можно обнаружить стремление к красоте, которое, будучи настоящим и искренним, приведет нас к пониманию Космических Законов, управляющих Вселенной.
Путь, ведущий в мир прекрасного – искусство, которое неразрывно связано с красотой. Его цель вносить в повседневную жизнь людей частицу Божественной Красоты. Искусство, стремящееся к прекрасному, чистому и возвышенному, призывает человеческий дух к борьбе со своим низшим «я». Поэтому нужно осознанно искать во всем красоту и осуществлять ее, защищая свой внутренний мир от соприкосновения со всем безобразным в буднях, и держаться на расстоянии от извращенных, ущербных произведений искусства. Стремление к красоте и совершенству во всем может спасти нас от хаоса сегодняшнего дня. Красота преодолеет падение морали, распад духа и общее одичание человечества.
К сожалению, понятия о том, что красиво и что нет, различаются в отдельных народах и расах, как мода или представления о морали. Что у одного народа считается прекрасным, другому может показаться безобразным. Это обстоятельство осложняет определение того, что же действительно является красивым. Поскольку красота переживается, т.е. относится к миру чувств, считается, что ее логическое и рациональное определение невозможно. Однако, было замечено, что ощущения красоты и гармонии вызывают те формы, в основе которых лежит золотое сечение, или Божественная пропорция. История оставила длинный список выдающихся мыслителей человечества, среди которых Фидий, Платон, Евклид, Леонардо да Винчи, Кеплер и другие, с восхищением изучавших золотое сечение. Божественная пропорция лежит в основе практически всего живого – в строении микробов и вирусов, в строении тела человека и в молекуле ДНК, в снежинках и растениях. Даже структура галактик, находящихся у нас над головой на расстоянии сотен тысяч световых лет, и строение крошечной ракушки соответствуют формуле золотого сечения.
Открыв однажды для себя Божественную пропорцию, человечество стало применять ее во всех областях жизни и искусстве, в том числе в архитектуре, музыке и живописи. Она сознательно использовалась древними цивилизациями при возведении пирамид и строительстве храмов, а, начиная с Леонардо да Винчи, художники применяют ее в создании своих творений. Проанализировав произведения таких гениальных композиторов, как Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Вагнер, Глинка и старинных произведений народного творчества, было также установлено использование закона золотого сечения, применяющегося сегодня как в киноискусстве, так и в науке и технике. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что критерии красоты вполне объективны.
Научному постижению сущности красоты помогает окружающая нас природа, великолепие которой вряд ли кто-то подвергнет сомнению. Вся природа в совокупности есть не что иное, как великолепие и красота, от тропиков до ледяных пустынь Северного и Южного полюсов. Природа творит геометрию и искусство одновременно. В ней, в принципе, нет ничего уродливого и негативного, ибо она есть проявление всех Космических законов и следует предначертанному ритму, которому подчинена и жизнь человека. Именно поэтому от общения с природой человек ощущает подъем духа и внутреннюю гармонию. Американские специалисты считают, что в самой генетике человека заложена потребность в красоте и гармонии, которые во все времена являлись главным вдохновителем творческих людей.
Цель бытия заключается в совершенствовании во всех его ипостасях. Главным образом это относится к облагораживанию характера человека, который, как говорится в Упанишадах, «становится тем, о чём он думает». Поэтому для блага человеческой эволюции абсолютно необходимо, чтобы стремление к красоте было связано с улучшением качества мыслей, без чего воспитание духовности невозможно. Мысль порождает творческую деятельность, форму, направление и жизнь. Все начинается с мысли, после чего следует действие. Это относится как к незначительным, так и к мировым событиям. Не напрасно все Мировые Учителя постоянно призывали к Красоте в мыслях, словах, чувствах и делах; ведь именно она создает необходимые предпосылки и основу для облагораживания жизни во всех ее проявлениях.
«Помни о Красоте, не изгоняй её облик из жизни и зови действенно и других к этой трапезе радости! А если увидишь союзников, не отгони их, но найди всю меру благого вмещения, чтобы позвать нас на то же мирное необъятное поле труда и созидания. В Красоте и в духе укрепятся силы твои, и возглянешь ты ввысь и прострёшь крылья свои, как завоеватель суждённого Света...».