Доклад Л.Семашко

СЕМАШКО Л.М. (Россия) – президент Глобального Союза Гармонии, директор общественного Института стратегических сферных исследований, член Международной социологической ассоциации ISA, делегат Международного форума за культуру мира IFLAC, кандидат философских наук, доцент


Гармоничная цивилизация и приоритет духовной культуры


Цель нашего доклада на Всемирном Форуме Духовной Культуры в Астане заключается в доказательстве той мысли, что духовная культура, только делая ценность гармонии центральной и перестраиваясь вокруг нее, становится приоритетной в гармоничной цивилизации, оставаясь маргинальной во всех предшествующих обществах.


1. Духовная культура: пласты, целостность и ценность
Духовная культура – многослойное образование, включающее в себя все формы общественного сознания и виды ментальной деятельности, выражающиеся в различных дисциплинах духовной культуры: религиозной, мифотворческой, философской, научной, моральной, художественной, лингвистической, политико-правовой, экономической, ритуальной, обыденной и т.п.

Духовная культура – одна из четырех сфер культуры и общества. Она воплощается в материальной, организационной и человеческой культуре и опосредуется теми или иными материальными носителями в виде не только вещей, но и организаций и людей или их объединений. Качество духовной культуры определяет качество других сфер культуры, поэтому она всегда приоритетна по природе культурной приоритетности информации.
Духовная культура вместе с ее материализацией составляют ноосферу, понятие которой идентично по объему понятиям «общество, цивилизация, культура», но отличается от них тем, что выделяет общество как одну из сфер Земли, которая, в отличие от других сфер: лито-, гидро-, атмо- и био-, создана не природой, а планетарным разумом человека. Ноосфера является очень важным интегральным духовным понятием 20 века, которое существенно обогатило и обновило духовную культуру в направлении ее внутренней гармонизации.
Духовная культура – это продукт сферы духовного производства, общим знаменателем которой является информация. Поэтому, это производство, как и его продукт, является информационным. Отсюда другое, равноценное, название этой сферы – инфосфера, т.е. информационная сфера или сфера информационного производства. Информация – это целостность духовной культуры. Но информация является очень разной по содержанию и значению в разных пластах духовной культуры. Значение информации выражается ее ценностью. Ценность информации определяется ее предназначением, сферой ее применения.
Духовное производство производит информацию для четырех сфер общества, составляющих его целостность.
Для социосферы, предметом и продуктом которой является человек как самый важный ресурс общества, который единственный создает все ресурсы общества, включая самого себя. Приоритетное место человека в обществе обеспечивает его духовная культура (социальная информация и ценности). Способность человека создавать для себя социальную информацию и ценности качественно выделяет его из животного мира.
Для самой инфосферы, предметом и продуктом которой является самая разнообразная информация – это различные информационные технологии и инструментальные средства, определяющим и интегральным из которых является способ или парадигма мышления.
Для оргсферы, предметом и продуктом которой является самые различные организации/институты: политические, правовые, производственные, управленческие, социальные и т.д., которые нуждаются в соответствующей информации.
Для техносферы (или материальной, экономической сферы), предметом и продуктом которой являются самые различные вещи и материальные блага, производство которых нуждается в соответствующей технической, инженерной, конструкторской, проектной и т.п. информации.
Смена материальных, организационных и информационных продуктов определяет преходящую ценность соответствующей информации и соответствующих пластов духовной культуры. Человек и социосфера воспроизводятся в постоянных стремлениях к высшему, которое олицетворяется в Боге, к свободе, равенству, здоровью, счастью, миру, процветанию, гармонии, любви, справедливости, истине и т.п., что делает ценность соответствующей информации и духовной культуры непреходящей. Но это не значит, что она неизменна. Именно эта часть духовной культуры является наиболее важной, определяет ее качество в целом.
Стержнем духовной культуры, ее связующим ядром является ценность гармония в ее разных проявлениях в разных ее пластах. В мировых религии – это «золотое правило» как первое, наиболее древнее выражение социальной гармонии: делай другим то, что ты хочешь, чтобы они делали тебе (аналогично в отрицательной форме). Идеал всех религий – Царство Бога – в светской интерпретации выражает гармоничное общество. В философии, это идеи мировой и социальной гармонии, на западе идущие от их родоначальников: Пифагора, Платона и многих других, а на востоке – от Конфуция, Лао-Цзы и многих других. В этике – это категорический императив Канта. В искусстве – это органичное для всех видов искусств (особенно для музыки как чистом проявлении гармонии) внутреннее стремление к гармонии как красоте, которая, по определению Достоевского, спасет мир. Гармонизирующая роль духовности осознается организаторами Форума в Астане. Как подчеркнул один из его сопредседателей Иосиф Кобзон: «только Духовная Культура во всем многообразии своих возможностей способна гармонизировать тяжелый мир страстей, сотрясающих нашу планету».
Однако во всех пластах духовной культуры обнаруживаются деструктивные, человеконенавистнические, дисгармоничные тенденции, что требует ее сознательной ориентации на ее гармоничный центр. Но индустриальное общество с его приоритетом материального исключает эту ориентацию, чему содействует и отсутствие научной теории социальной гармонии, которая не требуется этому обществу. Духовная культура, ослабленная этими недостатками и внутренним расколом на враждебные идеологии, остается в этом обществе маргинальной. Эта ориентация приходит к ней в гармоничной цивилизации, которая соответствующим образом трансформирует ее для своих целей гармоничного строительства.

2. Маргинальность духовной культуры в индустриальной цивилизации

Почти четыре последних века человечество живет в индустриальной цивилизации, высшая духовность ценность в которой сведена к материальному обогащению и потреблению, максимизации прибыли, приоритету экономики, экономическому господству и т.п. Очевидно, историческое предназначение этой цивилизации заключалось в приоритетном развитии материальной сферы. Индустриализм, экономизм, технократизм, материализм, империализм и тому подобные термины стали синонимами этой цивилизации, которые выражают не только ее достижения в этой сфере, но и ее ограниченность, которая, как мы видим последние десятилетия, обрекли ее на медленное вырождение и отмирание. Духовная культура в ней обречена обслуживать ее приоритеты, пренебрегая своим предназначением возвышать человека, обеспечивая, прежде всего, его духовное и социальное развитие. Ценности индустриализма не способны на это, поэтому мы наблюдаем вместе с деградацией индустриализма деградацию его одномерного человека, выпячивание его наиболее низменных сторон и проявлений. Главным становится безудержное материальное потребление и удовлетворение самых изощренных и уродливых материальных потребностей, что не делает человека не лучше и не чище, а, напротив, опускает его человеческое достоинство на уровень просвещенной животности.
Конечно, и в индустриальном обществе находится много мыслителей и ответственных граждан, которые осознают пагубность материального приоритета в ущерб духовного, много и прекрасно пишут и блестяще говорят об этом, но положение за истекшие века принципиально не изменилось. Это привело многих к убеждению, что это вечный порядок, который всегда был, и который всегда будет. И если бы не очевидное крушение этого порядка, все бы смирились с ним. Индустриальное общество выполнило свою историческую миссию: оно обеспечило высокий уровень материального производства, достаточный, чтобы обеспечить все человечество в необходимых материальных благах. Однако, индустриальные крайности (дисгармония и несправедливость) в распределении, обмене и потреблении этих благ обрекают почти половину человечества жить в нищете или бедности, лишая людей элементарных прав на здоровье, жилье, образование, свободу и т.п. Цивилизация индустриальных частностей (одномерностей) изжила себя. На смену ей идет цивилизация гармоничной целостности во всем: в человеке, обществе, духовной культуре, образовании и т.д.
Вместе с этими, индустриальное общество не способно решить новые глобальные проблемы человечества и освободить его от быстро растущих социальных патологий: терроризма, преступности, алкоголизма, наркомании и т.п. Одновременно с этим оно подготовило во всех сферах необходимые предпосылки для перехода к новому обществу или новой цивилизации. Поэтому, конечно, индустриализм нельзя оценивать только негативно, его достижения противоречивы, и необходимо видеть те условия, предпосылки и факты, которые свидетельствуют о рождении новой, гармоничной цивилизации, которая меняет непреходящие ценности и приоритеты. Только в этой цивилизации рождается социальная потребность в гармонии, ее приоритете и соответствующей научной теории, что делает ориентацию духовной культуры на гармонию сознательной, а потому непреодолимой и устойчивой. Духовная культура получает приоритет в обществе только вместе с приоритетом ценности гармонии, который начинает утверждаться вместе с рождением гармоничной цивилизации. Нельзя требовать приоритета духовной культуры в индустриальном обществе. Поэтому, если мы стремимся утвердить ее приоритет, то мы должны стремиться строить соответствующее, гармоничное, общество/цивилизацию. Если же мы не думаем и не признаем это строительство, то все разговоры о приоритете духовной культуры остаются благими пожеланиями.

3. Приоритет духовной культуры в гармоничной цивилизации

Рождение гармоничной цивилизации осознано и зафиксировано Глобальным Союзом Гармонии (ГСГ). Эта цивилизация рождается и развивается сознательно, она осознает себя с самого начала, что принципиально отличает ее от всех предшествующих цивилизаций, рождавшихся и умиравших стихийно и в насилии: в войнах и революциях. Абсолютно неважно, что ее сознание впервые возникло внутри небольшой международной общности ГСГ. Очень важно, что оно возникло. Вместе с рождающейся эпохой гармоничного просвещения, образования и ренессанса широкое общественное распространение этого сознания не заставит себя долго ждать.
ГСГ более 5 лет развивает публичную социологию гражданского общества, социальным идеалом которого является ГАРМОНИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ как способ выживания человечества на пути мира, справедливости, братства и процветания всех народов и как выход из тупика вырождающейся индустриальной цивилизации. ГСГ создал более 20 проектов глобальной гармонии  и опубликовал 4 книги, посвященных ей. Наиболее концентрированно их содержание представлено на 10 страницах «Всеобщей Декларации Гармоничной Цивилизации»: http://www.peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=408. Конечно, ГСГ не претендует на истину в последней инстанции, но он имеет много исторических фактов, чтобы сделать подобный вывод. ГСГ нашел более 65 фактов, подтверждающих тенденцию глобальной гармонизации с 1947 года (http://peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=407), которая в 2009 выразилась в рождении гармоничной цивилизации. Ее первые три глобальных признака 2009 года:
1. Начало ядерного разоружения США и России, которое в принципе невозможно в милитаристской, постоянно вооружающейся индустриальной цивилизации,
2. Появление ее первой теоретической модели (книга ГСГ "Гармоничная Цивилизация": http://www.peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=405 и
3. Публикация книги проф. Алексея Стахова (Канада) "Математика гармонии", которая заложила фундамент математики гармоничной цивилизации (http://www.worldscibooks.com/mathematics/6635.html).
В 2010 мы наблюдали еще один, экономический, факт новой цивилизации: беспрецедентная филантропия 40 миллиардеров США как сознательное самоограничение экономического богатства и его направление на социальный капитал: образование и здоровье.
Социальным подтверждением новой цивилизации являются ЕС с 1992 и Китай с 2006, которые строят гармоничное общество на своих территориях и охватывают около 2 миллиардов населения – почти треть человечества.
Эти факты позволяют утверждать, что человечество вступило на порог гармоничной цивилизации, в которой разрушительная сила оружия будет постепенно замещаться созидательной силой мышления и культуры гармоничного мира: «хочешь мира – строй гармоничную цивилизацию/общество». Это МИР ИЗ ГАРМОНИИ. Это вечный гармоничный мир, который возможен только в гармоничной цивилизации через глобальное гармоничное образование с детства.
Но готова ли традиционная духовная культура к строительству гармоничной цивилизации? При всем множестве зерен гармонии и ее великих мыслителей во всех пластах духовной культуры во всей многотысячелетней истории, она остается, с необходимостью, невежественной в отношении социальной и индивидуальной гармонии. Она не знает даже ее азбуки: 20 фундаментальных элементов (сфер), глубокая гармония которых обеспечивает вечный мир, поэтому нет конца войнам. Духовная культура индустриализма хорошо владеет дисгармоничным языком войн, конфликтов, насилия, кризисов и т.п. Но она совершенно невежественна в азбуке, языке и мышлении гармонии, которые впервые представлены в книге ГСГ «Гармоничная Цивилизация» (2009). В ней раскрывается, как почти одновременно появляются новые ростки духовной культуры гармонии: философия, социология, математика и статистика гармонии. Эти ростки не просто дополняют традиционные сферы гармонии: музыку, искусство и ее элементы в других пластах, но качественно перестраивают всю целостность духовной культуры в соответствии с требованиями рождающейся на наших глазах гармоничной цивилизации. Они превращают ее в новую целостность духовной культуры гармонии, в которой гармония занимает место приоритетной ценности, которая оркестрирует весь ансамбль непреходящих ценностей духовной культуры в соответствии с требованиями зародившейся гармоничной цивилизации.
Рождение гармоничной цивилизации влечет за собой не только приоритет духовной культуры, но и ее глубокую перестройку с сохранением всех позитивных, соответствующих гармонии, традиционных пластов, форм и видов. Приоритету гармонии в обществе и человеке гармоничной цивилизации соответствует приоритет ценности гармонии в духовной культуре. Только подобный ценностный приоритет способен обеспечить ей реальный и полноценный приоритет в обществе на ступени гармоничной цивилизации. Традиционный духовный раздор индустриализма (религиозный, философский, идеологический и т.п.) непреодолим ни для какого ценностного приоритета, даже свободы. Духовный раздор отражается и перерастает в нескончаемый социальный раздор и войны: реальные войны начинаются с войн идеологий. Только приоритет гармонии в духовной культуре принципиально обновляет ее, избавляя ее от традиционной внутренней непримиримости.
Традиционная духовность в лице разных враждебных и непримиримых национальных, классовых, религиозных и т.п. идеологий изжила себя. Новой духовностью может быть только идеологическая гармония. Она составляет ключ, стержень и центр современной духовной модернизации, которая продолжает оставаться в полном пренебрежении как народа, общества, так и государства. Это грозит им только вымиранием. Попытки подменить духовную модернизацию технической ничего хорошего не сулят и только свидетельствуют об ограниченности и общества и государства, которые даже не ставят вопрос о духовной модернизации и не подозревают о ней.
Одной из попыток духовной модернизации является Тетризм, развиваемый в ГСГ. Тетризм представляет единство тетрафилософии и тетрасоциологии как науки о социальной гармонии на основе четырехмерной глубокой структуры как природной, так и социальной гармонии (http://peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=425). Тетризм достигает идеологического мира, потому что он находит в мировой гармонии глубокую духовную сущность и общий знаменатель всех форм общественного сознания: философии, науки, религии, искусства, морали, политики и права. Тетризм доказывает, что человечество может выжить не в океане идеологического антагонизма индустриализма, а в глобальном космосе идеологической гармонии.
Свое целостное и гармоничное выражение Тетризм находит в новой парадигме мышления, которая получила название: четырехмерное сетевое гармоничное мышление или кратко: тетранет мышление. Это есть мышление гармонии на уровне ее глубокой универсальной четырехмерной (сферной) структуры и с помощью четырехмерных логических структур диалектических моделей (там же). Это мышление воплощено в более 20 проектах и четырех книгах ГСГ. Самым ярким его воплощением является Всеобщая Декларация Гармоничной Цивилизации, которая сжато выражает развитие гармоничной цивилизации и ее светской духовности. Это мышление, вбирая и сохраняя все достижения прошлых парадигм, составляет ядро духовной культуры гармоничной цивилизации, прокладывая ей сознательный, научный путь и обеспечивая ей мирную, ненасильственную эволюцию.
ГСГ и его пятилетний идеологический опыт с тетризмом есть социальный эксперимент человечества в области поиска и апробации его глобальной идеологии, обеспечивающей гармоничное духовное единство человеческому разнообразию. Поэтому Тетризм, как идеология гармоничной цивилизации, становится новым центром ее адекватной духовной культуры. Тетризм обеспечивает приоритет духовной культуры в гармоничной цивилизации. Духовная культура во всем спектре цветов индустриального империализма: монархизм, колониализм, нацизм, социализм, капитализм всегда подчинялась приоритету той или иной одномерной ценности. Одномерной цивилизации соответствует одномерная духовная культура. Гармоничной цивилизации соответствует многомерная гармоничная духовная культура и гармоничное мышление, которые синтезируют в себе все достоинства одномерных непримиримых идеологий, преодолевая их непримиримость в гармоничном синтезе. Особое значение в нем приобретает синтез религиозной и светской духовности. Гармоничная цивилизация и ее духовность интегрируют в себе все конструктивные идеи настоящего Форума: согласие религий, Ноосферная Конституция, этизация социума, приоритет духовной культуры. Это делает его историческим, первым в рамках новой цивилизации. Форум осознает ее возникновение и соответствующий исторический сдвиг духовной культуры в 21 веке.
Главный синтез тетризма как ядра духовной культуры гармонизма заключается в глубоком объединении западного и восточного мировоззрений, в преодолении их непримиримости в общей для них ценности гармонии, начало которой на западе положил Пифагор, а на востоке Конфуций практически одновременно – 2,5 тысячи лет назад. Это делает духовную культуру гармоничной цивилизации ее подлинно глобальным мировоззрением, мышлением и идеологией, приемлемой всем народам, религиям и культурам. Гармония разума порождает гармонию общества и ноосферы, освобождая их от губительного внутреннего антагонизма классов, наций и религий путем утверждения их социальной гармонии, т.е. взаимного содействия.
Духовная культура гармоничной цивилизации на место борьбы идеологий ставит их примирение и синтез их достижений (позитивных сторон) на общем знаменателе глубокой структуры социальной гармонии. Этот процесс сопровождается отказом от дисгармоничных (деструктивных) аспектов идеологий, ярким примером чего является официальный отказ Китая в 2006 от диктатуры пролетариата ради строительства гармоничного общества.
Гармоничная цивилизация на основе примата соответствующей духовной культуры возвращает развитие человеческого общества в естественное русло гармоничной космической эволюцию. Путь к духовному согласию – это путь к духовной гармонии, воплощающейся в гармоничном обществе.

4. Предложения ГСГ в Декларацию о Духовной Культуре и в Обращение

Признать Всеобщую Декларацию Гармоничной Цивилизации как необходимую органическую часть Декларации о Духовной Культуре 21 века

Предложения ГСГ в Обращение «За Гармоничную Цивилизацию как Новую форму сосуществования землян».

1.    Изменить название Обращения «За Всечеловеческую общность как Новую форму сосуществования землян» на: «За Гармоничную Цивилизацию как Новую форму сосуществования землян», что соответствует рождению новой цивилизации как необратимой и нарастающей социальной реалии 21 века.
2.    Признать целесообразным формирование под руководством Нурсултана Назарбаева Всемирного Фонда Духовной Культуры для Гармоничной Цивилизации
3.    Одобрить создание в Астане первой в мире Международной Академии Гармонии для развития духовной культуры
4.    Одобрить создание «Мировой Ассамблеи Единства народов гармоничной цивилизации»
5.    Рекомендовать к рассмотрению Всеобщую Декларацию Гармоничной Цивилизации как важный путь развития светской духовной культуры в 21 веке
6.    Одобрить Ноосферную этико-экологическую Конституцию гармоничной цивилизации и ее синтез с правовой Всемирной Конституцией, развиваемой Международным Конституционным Конвентом с 1968 года (http://www.peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=458). (Президент Конвента: проф. Права Глен Мартин, США, член ГСГ)
7.    Признать прошедший Форум поворотной вехой в развитии духовной культуры, знаменующей начало эпохи Гармоничного Духовного Просвещения в 21 веке
8.    Посвятить следующий Форум в Астане Духовной Культуре Гармоничной Цивилизации.