БАРАНЮК Мария Андреевна (Эстония) – руководитель Ласнамяэского детского центра, председатель правления Эстонского общественного центра гуманной педагогики Только через личность УЧИТЕЛЯ может быть защищен Ребенок! Все, полюбившие школу и пришедшие сюда работать, доказывают себе и другим, что ребёнку любого возраста необходимы любовь и признание. Отсутствие рядом близкого не заменяют ни TV, ни компьютер, выполняющие сейчас роль мамы с папой вместе со школой, ни деньги. Ласковое внимание любимых людей необходимо детям не меньше, чем еда, вода, одежда, воздух. Участие и желание подарить своё время ребёнку – самый лучший подарок, который мы можем преподнести ему. Можно много спорить, кто больше ответственен за детей, но взрослые, способные мыслить, чувствовать, не дискутируют, а проживают жизнь вместе с детьми, хотя иногда приходится хватать себя за волосы и «вытягивать», чтобы «быть во времени», чтобы моторное беспокойство вывело к истине, к успеху.
В наше беспокойное время можно услышать: первоклассники перегружены. Другие, напротив, думают, что им в школе нечего делать: домашнего задания нет и оценок тоже, не учитывая, что рабочий день младшего школьника равен рабочему дню взрослого человека и дети устают не меньше их!
Родители пытаются научить детей всему, уже в детском садике требуют обучать иностранным языкам, записывают в кружки, секции, не понимая, что, поступая таким образом, они заранее помещают ребёнка в сильную стрессовую ситуацию, которая позднее может трансформироваться у него в отвращение к учёбе вообще.
Дети не успевают, раздражаются, они включены взрослыми в шоу, шоу на TV, радио – везде. В магазинах перед праздниками творится невообразимое (раньше за месяц к Новому году появлялись витрины-сказки, а сейчас уже с середины октября нас привлекают разноцветьем упаковок, уже всё готово, не надо включать силы, душевные эмоции, чувства, чтоб порадовать детей своим личным участием).
Так и в школьной жизни: надо опасаться, чтоб работа с детьми не превращалась в педагогическое шоу. Посмотрите, когда мы знакомимся с так называемыми «продвинутыми» школами, какое слово звучит чаще всего? Технологии. И этих технологий столько, что уже за ними не видно детей. Идёт отчёт, что в школе занимаются здоровьесбережением, улучшают психическое состояние, что в школе работают 8 психологов, 4 стоматолога, 6 врачей, дети бесплатно лечат зубы, оформлено 4 компьютерных класса и т.д., а на вопрос – какова эффективность воздействия всего этого на детей, на их самоощущение и развитие, каковы результаты, – никто не может ответить…
Не поэтому ли так много непонятых детей в семьях, в школах. Есть ведь и дети, которые не могут удовлетворить свои основные потребности в питании, одежде, уходе, есть и те, кто испытывает домашнее насилие, словесное оскорбление. И тогда критерием состояния ребёнка является его самочувствие, продолжительность детства, содержательность жизни, проще говоря, счастлив ребёнок или нет, здоров ли, каково его эмоциональное состояние. Но учителя иногда предпочитают занять следующую позицию: «Всё закладывается в семье, мы должны только учить». А если не закладывалось, не закладывается, то что же делать?
В настоящий момент Таллиннский союз защиты детей старается привлекать их к сотрудничеству при помощи разных форм деятельности: творчества, свободы самовыражения для того, чтобы общество услышало голос ребёнка, учитывало его мнение. А больше всего люди из Союза защиты детства стремятся через масс-медиа достучаться до взрослых любого ранга и напоминают, что у ребёнка такие же заботы, как у его семьи, а семья живёт для ребёнка. Они связаны друг с другом! Настоящая система защиты ребёнка складывается из многих составляющих, поэтому ропот, когда одни говорят – виноваты родители, другие – школа, не имеет никакой почвы под собой. Истинно то, что в ответе за детей все, кто умнее, честнее, добрее, ответственнее, и это не зависит от того, в какой организации человек работает. Важна согласованность действий на всех уровнях общества. Может быть, будет полезным знать, что Департамент образования, Департамент социальной защиты и здоровья меньше рапортуют о количестве отличников, хорошистов, хотя это дети тоже с особыми нуждами, а изучают, выясняют с помощью школьных социальных педагогов причины пополнения детьми групп риска. Чаще всего это дети безработных родителей или из семей, находящихся в неблагоприятном состоянии по другим причинам, дети из неполных или многодетных семей, есть и жертвы семейного насилия, дети с хроническими болезнями, дети, которые постоянно конфликтуют с одноклассниками, или того хуже – с учителями, ученики, потерявшие близкого человека, в том числе в случае развода родителей. После выяснения рисков, ресурсов, находят оптимальное решение проблем. Не всё удаётся, но в одинаково педагогически-направленном воздействии как на успешных детей, так и не очень, а особенно отверженных, проявляется искренность отношений к детям.
Многие взрослые знают теорию, что человек рождается как минимум с двумя основными способностями – к любви и к познанию. Эти две способности тесно связаны – ребёнок, недополучивший родительской любви и теплоты, будет, скорее всего, испытывать серьёзные трудности в обучении, и наоборот, даже не обладающий выдающимися способностями, но любимый ребёнок, обязательно находит своё место в жизни.
Дети – очень благодарный народ, а когда они уверены, что никто не подчеркнёт их недостатки, то они благодарны втройне. Как не вспомнить слова Н.В. Гоголя: «Насмешки боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете»! Поэтому не подвергайте осмеянию недостатки и слабости других. Сейчас столько искушений, что каждого из нас может постигнуть беда, в какую-нибудь зависимость может попасть любой ребёнок… Поэтому наша задача «занимать головы» детей делами, приносящими им результат и успех (и необязательно это отметки «4» и «5»). В зависимость попадают не только дети из социально-неблагополучных семей, но и из семей педагогов, врачей, включая наркологов, чиновников разного уровня.
Каждый миг, год, упущенный сейчас, оборачивается проблемой для страны на десятилетия.
Вот поэтому и необходимо, чтобы сутью работы всех детских учреждений стало соединение гуманного, милосердного отношения к детям и добросовестное исполнение своего долга (миссии) работниками, наделёнными государством полномочиями. И всем нам надо не забывать, а признать справедливость и актуальность мысли В.А. Сухомлинского и сегодня о том, что в школах не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. А Я. Корчак напоминает нам о праве ребёнка быть тем, что он есть, а не соответствовать чьим-то ожиданиям, хотя на практике мы сталкиваемся с тем, что подгоняют ребёнка под рамки своих, взрослых, ожиданий. Чтобы рассчитывать на результат, начинать надо с себя, с обдумывания каждого шага. Необходимо донести ещё раз до каждого взрослого ключевое: для хорошего воспитания надо лишь понять, что нет двух отношений к ребёнку – человеческого и педагогического. Есть одно – человеческое!
Антуан де Сент-Экзюпери писал, что человек – это узел отношений. Мы понимаем, чтобы спасти детей от водоворота неудач, нужна будет трата души, а не времени и нервов… Самим не спать душой и не дать заснуть душой ребёнку. Ведь ситуация в современном мире налицо – мы не замечаем ребёнка, мы замечаем одни лишь его недостатки. Взрослые забывают, что детей надо не просто учить, а учить общаться, а общаться – значит сочетаться душами, значит пробуждать чувства, привлекать внимание, только общение делает детей воспитуемыми, только дети, знающие общение со взрослыми поддаются разумному управлению.
Что помогает создать духовное пространство? От просто призывов к гуманизму и добру, от переосмысления происходящего надо переходить к конкретным действиям.
Будет ли толк, если утверждать, что дети стали другие и чаще «плохие», если мы не скажем, что это наш общий недостаток. Всё большему количеству детей учёба даётся нелегко, а взрослыми забывается, что ум может действовать только тогда, когда ребёнок не подавляется внешними влияниями: порицанием, социальной незащищённостью, принуждением, вместо того, чтобы побуждать детей на серьёзные нравственные раздумья. Воспитать самостоятельную и ответственную личность – значит воспитать человека, который не пойдёт за толпой, который уважает свободу другого, который способен проявить инициативу и принимать ответственные решения. Такой человек ценит свою свободу настолько, что не готов плениться низкими соблазнами. А теперь немного о свободе! Вложив в понятие полной свободы для детей иной смысл, взрослые своими руками увеличили тем самым многократно внешнюю свободу, не заметив, что настолько же уменьшили свободу нести ответственность за свою судьбу, свободу от совести.
Полная свобода поведения детей, подростков – это напряжённая, опасная, сверхтрудная нравственная и духовная жизнь.
Взрослые «подарили» свободу, которая привела подростков к распущенности. «А ребёнка и подростка развивает не свобода, как иногда думают, а собственное действие по добыванию свободы» (С. Соловейчик).
Полную свободу детям дать, но не учить их строить отношения с людьми – значит, предать их и получить то, что получаем по причине равнодушного наблюдения за «неорганизованной толпой, объятой агрессией и желанием крушить всё и вся». Свобода предполагает другое. В общем поиске ответа на понимание сути «свободы» – наш путь к развитию. Свобода не облегчает, а усложняет жизнь, ставит человека перед необходимым трудом нравственного выбора. Принимая выбор на себя, мы опасно облегчаем жизнь детей. Ведь главное – позволить им принимать самостоятельные решения и в то же время быть рядом, оставаться друзьями. Вопрос за вопросом задаёшь себе: стремиться ли к совершенствованию ребёнка или совершенствованию себя? И то и другое мало кому удаётся. Но каждый способен менять своё отношение к ребёнку, так как важнее количества ошибок в диктантах у детей твой взгляд на мир, твоё отношение к жизни, людям.
Как донести до детей мысль, что, уважая себя и свою свободу, человек не унизит другого! А ведь дело всего лишь в желании взрослых быть вместе с детьми, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, тогда и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям.
Как убедить взрослых, что «быть человеком – это постоянно решать жизненную ситуацию, представляющую собой и шанс, и выбор» (В.Франкл). Шанс быть достойным человеком всегда предоставляется человеку (большому и маленькому). Использовать этот шанс – значит, сделать выбор. Мы сделали выбор в пользу ребёнка и помогаем ему произвести тоже достойный выбор «здесь и сейчас».
Несмотря на тонкую специфику и головокружительную сложность нашей работы, мы не перестаём содействовать благоприятному социально-психологическому самочувствию. Воспитываем не просто примером, а другим, иным отношением к детям. Поначалу, конечно же, некоторые попытались пожаловаться на свою «учительско-воспитательскую» судьбу, так как отмечали не устраивающие их особенности детей и качества, не задумавшись – они даны им природой или стали следствием дефектной среды воспитания. Но гуманная педагогика исходит из принципа презумпции невиновности ребёнка. Поэтому надо было менять условия жизни, характер общения и много думать о содержании предъявляемых к нему требований, ориентированных на развитие ребёнка, оказавшегося в ситуации риска.
Пришлось напомнить о разнице между словами «увлечение» и «развлечение». Увлекать ребёнка – значит двигаться с ним от успеха к успеху, прийти от собственных достижений к развитию чувства гордости за себя!
Разве может быть сразу и всегда хорошо! Неприятностей в жизни избежать невозможно, и не надо их бояться. Они ведь тоже составляют некоторую часть нашей жизни, их тоже надо пережить, как и радости, открыто. Мы все должны понять, что нельзя получить хороших результатов, не испытав никаких препятствий и сопротивления нашим действиям. Но…мы получаем ту силу, которую преодолеваем!
Когда я была ещё очень молодой, я в Москве слушала лекцию Ш.А.Амонашвили, где он страстно говорил: «Всё равно всё будет так, как мы захотим!». Так и случается со всеми, кто в это поверил. Дорогие мои! Чтобы построить мост между детьми и взрослыми, необходим момент решимости. Ш.А.Амонашвили призвал на педагогических чтениях описать случай (историю), кому удалось спасти хотя бы одного ребёнка, а если нас 100 – 200, представляете какая сила, сколько спасённых. Ведь брошенные дети – агрессивные дети, двое таких подростков – беда, 10 – толпа, 100 – трагедия и даже кровопролитие…. Мы не можем допустить этого!
Все ли мы задаем себе вопрос, когда думаем о «прохождении» учебной программы, что тоже очень важно, конечно же, – какие переживания испытывают дети в связи с тем, что пока Фортуна не улыбается им. Никого не хочется поучать, но напомнить полезно для самих же себя: мы те, кто не имеет права допустить, чтобы у ребенка пропадала способность справляться с жизненными проблемами, мы те, кто постоянно проявляет интерес к судьбам детей, к их жизни, к новым событиям, что дает пищу для ума, для размышлений. Только педагог поможет сохранить зыбкое и ненадежное равновесие детей, балансирующих, как кленовый листок в воздухе благодаря поддержке встречных ветерков, которые дуют не сильно и не слабо, а как раз так, как нужно. Выбор «как раз так, как нужно» лежит на Учителях.
Как повлиять на качество своей жизни и жизни детей, как спастись от творческой старости, как любить детей, близких и профессию? Как победить зло?
Любить! Любить и помнить, что, как утверждает классик, только крапива растет сама, а с культурными растениями приходится повозиться, так и со злом – оно растет само, а добро надо выращивать. Говорят, как к дикому сеянцу прививают побег культурной яблони, так и маленькому человеку нужно привить хотя бы почку с дерева человеческой культуры.
Еще много надо трудиться, чтобы согласовать между собой духовное пространство детского сообщества, учительского и родительского коллективов. Но для этого надо постоянно укрепляться чувством преданности к своей профессии. Выбор мы делали сами, так, значит, мы и несем ответственность за исполнение миссии педагога.