Доклад М.Фишер

Мэри Пэт ФИШЕР (Индия) – директор по международным связям общины Гобинд Садан Программа Гобинд Садана В нашем мире, где так сильны разногласия между последователями разных религий, индусы, сикхи и мусульмане живут и работают бок о бок в Гобинд Садане – уникальной межрелигиозной общине, созданной Бабаджи Вирса Сингхом в Индии, на окраине Дели. Люди, приезжающие в Гобинд Садан, учатся уважать и любить всех пророков Бога. Межрелигиозное образование в Гобинд Садане естественно переплетается с жизнью общины. Гобинд Садан был создан великим индийским духовным учителем Баба Вирса Сингхом (Бабаджи), который  призывал своих последователей любить всех посланцев Бога и осознавать Его Свет во всём божественном Творении.

Всю свою жизнь он следовал завету Гуру Нанака: «Работай усердно, зарабатывай на жизнь своим трудом, делись с другими людьми и всегда помни о Боге».
Люди признали Бабаджи очень сильным провидцем и духовным учителем, и постепенно вокруг него естественным образом собралась община. Бабаджи вместе со своими последователями начал разрабатывать бесплодные земли, которые со временем превратились в цветущий сад. Благодаря упорному труду и непрестанной молитве членам общины удалось обеспечить себя молоком и другими продуктами питания. Это даёт возможность предоставлять бесплатную еду всем членам общины, а также тем, кто приезжает в Гобинд Садан, выполнять севу (бескорыстно трудиться).
Всю свою жизнь Бабаджи считал, что свет Бога един и что многие посланники приходили из этого Света помочь всему человечеству стать ближе к Богу. «Гобинд Садан» означает «Дом Бога», без стен. В нем есть много святых мест, которые Бабаджи создал для поклонения Единому Свету по традициям  различных религий. Священный огонь (хаван) поддерживается здесь в двух местах 24 часа в сутки. Этот священный огонь непрерывно горит с 1968 года. Согласно древней индийской традиции, люди совершают подношения Тому, кого невозможно увидеть, а огонь символизирует Его Свет.
Здесь происходит круглосуточное  чтение священного писания Гуру Грантх Сахиб, составленного Гуру Гобинд Сингхом, великим Гуру сикхов, из священных гимнов индуистских и мусульманских святых. Это великое сокровище мистической мудрости, не признающей никаких границ между религиями.
Бабаджи построил для мусульманских молитв красивую мечеть. Имам Гобинд Садана – еще и садовник. По желанию Бабаджи он посадил вокруг мечети цветы и деревья. В своей мечети мусульмане Гобинд Садана и прилежащих деревень совершают ежедневные молитвы. По святым дням к молитве тысяч мусульман присоединяются сикхи и индусы.
В 1983 году Бабаджи явился Иисус. То место, где Бабаджи увидел Иисуса в своем видении, за молочной фермой Гобинд Садана, превращено в красивый сад, где люди всех вероисповеданий находят покой и исцеление. В этом месте, была сооружена статуя Иисуса. Сюда каждый вечер приходят люди различных религий. Они зажигают 125 свечей, молятся, поют гимны Иисусу, которого очень любят, а также здесь раздаётся вкусное угощение. Здесь устраивают празднования святых дней различных религий. У статуи Иисуса часто происходят чудесные исцеления и разрешаются сложные жизненные проблемы.
Главная молитва иудаизма – Шама Израиль – выгравирована на камне на месте иудейского поклонения. Эта прекрасная молитва написана на еврейском, английском и хинди. Дети Гобинд Садана читают ее каждый вечер.
В тихом павильоне в саду, созданном самой природой, установлены статуи Будды и Махавира. Это место ежедневных безмолвных медитаций. Многим индуистским божествам поклоняются в небольших святилищах вокруг прилегающих холмов. В этом святилище местные жители прославляют Кришну. Статую Кришны-младенца люди с любовью раскачивают на разукрашенных качелях.
Институт Исследований Сравнительного Религоведения придаёт межрелигиозной духовности Гобинд Садана академический оттенок. С 1990 года Институт проводит международные семинары и поддерживает работу библиотеки, в которой содержится богатый материал по вопросам мировых религий.
Закончив работу по организации Гобинд Садана, Бабаджи начал большой проект по разработке земли в очень бедной местности, прилегающей к руслу священной Ганги. Болотистая земля, которую ежегодно заливали воды Ганги, была признана правительством непригодной к земледелию. Здесь не было ни электричества, ни дорог, ни больниц и ни школ.
Малочисленные обитатели этой местности выживали, как умели. Используя духовные, традиционные и современные знания, Бабаджи начал разработку земли. Местные жители, а также те, кто пришёл сюда в поисках духовного благословения и наставлений учителя, присоединились к общинникам и начали рыть каналы, возводить дороги, разрабатывать землю.
Бабаджи всегда подчёркивал важность того, что нужно начинать с малого, используя все имеющиеся ресурсы. Чтобы поднять крышу дома, нужны усилия многих людей.
Бабаджи придавал важное значение тому, что начинать нужно с обработки земли, создавая таким образом экономическую базу. В течение нескольких лет общинники довольно комфортно жили в простых домиках, сделанных из травы. Имея твёрдую веру в Бога, Бабаджи вдохновлял людей на труд, и вскоре земледелие стало процветать.
На этой огромной ферме, названной Шив Садан (Дом Шивы), выращивают, в основном, рис, пшеницу, сахарный тростник. Пшеница здесь хорошо растёт даже на песке. Для подкормки и обработки всех овощей и фруктов, выращиваемых на фермах Гобинд Садана, используются только органические вещества.
Для работы здесь широко используются трактора, бульдозер и комбайны. Применяется и ручной труд. Иногда люди работали до поздней ночи, несмотря на усталость. Бабаджи всегда оставался с ними на поле, наполняя их сердца энергией и духовным вдохновением.
Некоторую часть урожая продают, чтобы выручить средства на межрелигиозную и благотворительную деятельность Гобинд Садана. Определённая часть урожая используется для приготовления пищи в лангаре (бесплатной столовой). Люди всех сословий едят все вместе простую пищу, приготовленную членами общины.
Два раза в месяц приезжают доктора-гомеопаты и бесплатно оказывают помощь нуждающимся. К ним также обращаются за помощью бедняки из дальних деревень.
Накануне празднования Рождества в  2007 году Баба Вирса Сингх покинул физический мир. Множество людей в течение  десятилетий находили исцеление души и тела у Бабаджи. С его уходом могло случиться так, что дело его жизни перестало бы развиваться. Но последователи Бабаджи осознали, что он и его благословения всегда с ними, и деятельность Гобинд Садана продолжает успешно развиваться.
Ещё при жизни Бабаджи благословил двух членов общины проводить молитвы в помощь людям. Мужчина в красном тюрбане – Хардип Сингх. Он творит молитву каждый час круглосуточно, согласно наказу Учителя. Доктора считают, что человек не способен на это, но он получил благословение Бабаджи и хорошо справляется со своими обязанностями. Мэри Фишер молится у статуи Иисуса. Множество разных людей приходят сюда за благословением.
Бабаджи всегда был очень щедр. Несколько раз в неделю беднейшие люди окрестных селений получают здесь бесплатную еду, приготовленную в лангаре Гобинд Садана.
Тысячи и тысячи деревьев были высажены севадарами Гобинд Садана, и эта традиция поддерживается благодаря совместным усилиям людей разных возрастов, национальностей и религий. Люди из разных стран приезжают в Гобинд Садан для участия в созидательном труде и выполнения простых, но действенных духовных практик.
Многие дети бедняков в окрестностях Гобинд Садана никогда не ходили в школу. Последователи Бабаджи организовали образовательную ассоциацию  имени Гуру Гобинд Сингха и начали занятия с детьми разного возраста в бесплатной школе. По воскресеньям волонтёры Гобинд Садана проводят занятия с детьми с целью воспитания детей в духе межрелигиозной терпимости. На занятиях  инсценируют эпизоды из жизни пророков, интересные истории, читают стихи, смотрят документальные фильмы. Совместная творческая работа детей и взрослых приносит всем большую радость и духовное вдохновение.
Дети Гобинд Садана вместе с имамом желают вам всяческих благ и приглашают вас посетить Гобинд Садан – общину Бабаджи, которую многие люди называют раем на земле. Каждый вечер в саду Иисуса люди собираются и читают на хинди и других языках молитву «Отче наш», а также молитву, данную  Бабаджи, в которой выражена главная идея миссии:
 «Боже, пожалуйста, пошли земле Твоё счастье, Твою любовь, царящие на небе. Избавь мир от печалей и страданий. Избавь нас от мыслей о различии между богатым и бедным, между высоким и низким. Позволь нам собираться всем вместе, вместе жить, есть и работать в Твоём милосердии и гармонии».
Принципы организации общины, по которым живёт Гобинд Садан:
1. Культура даяния и оказания помощи в любом виде.
2. Альтруистская цель.
3. Дух добровольного служения.
4. Сосредоточение на Боге, объединяющее всех нас и укрепляющее нашу веру.
5. Чувство родства со всеми людьми, независимо от кровных связей; чувство ответственности друг за друга.
6. Уверенность в своих силах, свобода от внешнего давления.
7. Использование накопленных средств для помощи нуждающимся и для дальнейшего развития программы Гобинд Садана.
8. Безвозмездное (бесплатное) духовное служение.
9. Забота об окружающей среде при ведении хозяйства и озеленение земли.
10.Помощь бедным, живущим в окрестностях.
Межрелигиозные принципы Гобинд Садана:
1. Поклоняйся и живи согласно  Божественным принципам, провозглашённым твоим собственным пророком.
2. Уважай пророков других религий, участвуй в праздновании их святых дней.
3. Изучай традиции всех религий.
4. Цель не в том, чтобы начать новое движение и собрать определённое количество участников; цель в том, чтобы вдохновить и помочь всем, кто стремится стать ближе к Богу и друг к другу, стать единой человеческой семьёй.
Под вдохновенным руководством Махараджа Баба Вирса Сингха Гобинд Садан показывает подлинный пример того, как можно учить людей уважать все религии и относиться ко всем как к своим братьям и сестрам в единой семье Бога.
Во-первых, в нашей общине созданы места для поклонения Богу по традициям всех религий, в которых Богу искренне служат 24 часа в сутки. Это трудно организовать в других местах, но остальные четыре аспекта программы Гобинд Садана могут применяться повсюду.
Второй аспект этой программы – празднование святых дней всех религий во всех святых местах. Бабаджи считал, что это самый практичный способ естественным образом учить людей гармонии между религиями.
Третий аспект – проведение межрелигиозных конференций и семинаров. Успешнее всего они проходят, когда участники с искренним интересом стараются постичь истину, а не просто дают лекции.
Четвертый аспект – это межрелигиозные занятия. В Гобинд Садане их проводят для детей, но участвуют в них и взрослые, и все вместе они учатся уважать все пути к Богу и всегда обращаться к Богу, в Единстве которого растворяются все внешние различия.
Пятый аспект – это пример и наставления уважаемого Учителя. В Гобинд Садане Баба Вирса Сингх постоянно учил уважению к другим религиям в своих неформальных беседах с людьми и выступлениях перед аудиторией. Если религиозный лидер испытывает подлинное чувство уважения ко всем религиям, то ему легко передать это чувство своим последователям. Люди готовы следовать истине. Для этого лишь нужно, чтобы их вел в правильном направлении тот, кто уже знает путь.