16 октября 2024 г. в Астане прошли традиционные мероприятия, посвящённые Дню духовного согласия.

26.10.2024

Доклад М.Макиенко

МАКИЕНКО Максим Геннадьевич (Россия) – аспирант Московского государственного университета культуры и искусств Духовная культура как фактор нравственности современной молодежи Как известно, человека формирует окружающая его среда, обычаи, обряды, традиции и праздники. Безусловно, большое влияние на формирование и становление современной молодежи оказывает духовная культура. Как пишет автор книги «Философия» А.Г. Спиркин: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру»[1]. Говоря о нравственности невозможно не упомянуть такую сферу человеческой деятельности, как «культура». Культура выступает определяющим понятием при формировании нравственности у молодежи. Ведь нравственность – это внутренняя установка каждого индивида социума принимать решения согласно своей совести.

«Культура – это то, что непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или, если оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеянным им ради связанной с ним ценности»[2]. Исходя из определения, можно сделать вывод, что культура, прежде всего, представляет собой определенную систему ценностей и является определенным фундаментом для становления культуры и культурного пространства всего народа. Культура объединяет в себе большое число наук, которые дополняют друг друга. Культура, как и любая область, постоянно развивается, и на сегодняшний день культурное пространство прошло несколько очень важных этапов. Перечислим наиболее существенные:
•    появление и развитие человеческой речи – происходит процесс обмена информацией не только с помощью знаков и символов, но и с помощью речи. Другими словами, с помощью речи можно передать своему собеседнику большое количество полезной и интересной информации;
•    появление алфавита и письменности – буквами и символами можно так же передать в виде информационного сообщения, даже если собеседники находятся не в прямом контакте друг с другом (online);
•    становление книгопечатания и книгораспространения оказало большое влияние на становление и развитие культуры. С появлением книгопечатания у людей появилась возможность получить более прямой доступ к знаниям и тем самым соприкоснуться и познакомиться не только со своей культурой, но и с культурой других стран (народов);
•    появление и развитие телевидения, Интернет-технологий позволило наиболее эффективно вести обмен информацией между собеседниками. По телевидению постоянно демонстрируют познавательные и информационно-содержательные передачи. Происходит непосредственное знакомство зрителя, находящегося перед экраном телевизора, с культурой, традициями, бытом и обрядами других народов.
Вышеперечисленные этапы оказали определенное влияние на формирование духовной культуры и нравственности каждой национальной группы и национального образования.
Традиции, обряды, праздники и в целом культура формирует у социума определенные духовные ценности, которые впоследствии оказывают влияние на формирование нравственных идеалов людей. Следует обратить внимание на то, что у каждого социума, нации вырабатываются собственные, отличные по индивидуальным чертам нравственные идеалы.
Поскольку молодежь является наиболее активной частью любого общества, хотелось бы рассмотреть влияние духовной культуры на формирование нравственности  молодого поколения.
Рассмотрим более подробно составляющие духовной культуры. Искусство и религия формируют духовную культуру и наполняют ее содержанием. Благодаря искусству каждый индивид социума имеет уникальную возможность выразить свой чувственный мир с помощью разнообразных видов и жанров искусств. Под влияние разнообразных выразительных элементов, которые преобладают в различных искусствах, происходит формирование нравственно-художественных идеалов социума. Если рассмотреть каждое искусство детально, то можно сделать вывод, что в совокупности все виды искусств формируют духовно-нравственную сферу и оказывают большое влияние на формирование индивидуальных нравственных особенностей социума.
Религия является основополагающей составляющей духовной культуры. Духовная культура и религия находятся в постоянном взаимодействии, так как религия является неотъемлемым элементом культуры и играет значительную роль. Религия оказывает безусловное влияние на формирование личности. Следует обратить внимание на тот факт, что у каждой религии существуют индивидуальные особенности, которые формируются под влиянием духовной культуры, традиций и обрядов.
Безусловное влияние на формирование нравственности у современной молодежи оказывает общество или социум. Институты общества, которые в последние годы перешли в фазу очень активного развития и укрепления, имеют большое значение при формировании нравственных идеалов при помощи духовной культуры. Общественные институты представляют собой единство обычаев, обрядов, правил и норм поведения, также они могут быть представлены в виде формальных и неформальных организаций и так далее. Как правило, такие институты отражают социальную и общественную потребность и оказывают фундаментальное влияние на формирование правил и норм поведения, принятых в обществе. Следует отметить такой важный аспект, что большинство норм и правил берут свое начало в духовной культуре и, проходя через призму общественных институтов, получают наиболее приемлемые очертания и проецируются с помощью людей на современное общество.
Общеизвестно, что наиболее активной частью современного социума является молодежь. «Молодежь – понятие современного социогуманитарного знания, используемое для обозначения совокупности индивидов, обладающих социопсихическими качествами, способствующими перманентной активной переоценке ими любых существующих в обществе ценностей (как правило, в контексте не их осмысления, а их разрушения либо конструктивного/неконструктивного преодоления). В свете подобной характеристики молодежь выступает не столько возрастной (ввиду предельно широкого диапазона соответствующих нормативов), сколько особой социально-психологической и творческой категорией людей. Молодежь в XX веке выступала субъектом-носителем таких личностных параметров, как "молодость" и "революционность"»[3]. Следует отметить, что наиболее активная часть социума – молодежь должна задавать ход развитию и формированию «поколения будущего», а, следовательно, должна отвечать современным морально-нравственным нормам и принципам.
Говоря о духовной культуре как о факторе формирования нравственности у современной молодежи, не стоит забывать о том, что духовная культура находится в постоянном развитии, так называемой смене «культурных циклов». Духовная культура, как правило, оказывает большое влияние на формирование нравственных и духовных идеалов и норм поведения. Следует рассмотреть более подробно, с чем связан этот процесс. Структуру духовной культуры составляют индивиды, которые наполняют ее различными «духовными единицами и элементами». Каждый индивид в обществе имеет весомое значение в формировании нравственных установок социума. Дело все в том, что правила и нормы, действующие в обществе, формируются под воздействием самого социума, общественные институты и социально-значимые группы определяют и формируют отношение к каким-либо проступкам индивидов. Семья – это основополагающий общественный институт, который больше всех оказывает воздействие на формирование духовной культуры. С правилами, нормами и идеалами, действующими и принятыми в обществе, подрастающий ребенок знакомится в семье. Она выступает первоисточником в становлении нравственных идеалов и норм. Всем известно, что понятие, что такое «хорошо», а что такое «плохо» прививается в семейном институте социума. Родители выступают наставниками-проводниками на начальном пути жизни ребенка, а потом уже и молодого человека. Если говорить о понятии «нравственность», по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Исходя из вышеизложенного, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются и имеют общие точки соприкосновения. Кроме того, в научных концепциях понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. На наш взгляд, нравственность отражает общечеловеческие универсальные ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев социума и уровня индивидуального развития.
Особенность нравственного воспитания современной молодежи можно определить, учитывая влияние двух основных факторов, которые действуют в неразрывной связке с духовной культурой: рационального и религиозного фактора.
Рассмотрим религиозный фактор. Он, как правило, строится на стремлении человека к самосовершенствованию, осмыслению собственного предназначения в социуме, развитии собственного стремления к самопознанию.
Рациональный фактор определяется как познание, усвоение и совершенствование индивидом национальной и мировой самобытности каждого из народов и собственной самобытности. Человек находится в постоянном процессе сбора, обработки и хранении большого количества информации. Исходя из полученной информации, человек определяет свое собственное место в жизни социума. Благодаря рациональному фактору нравственности человек может самостоятельно определить добро и зло, отличить хороший поступок от плохого.
Подводя итог, следует сказать о том, что индивид, как правило, не рождается обогащенным духовно и нравственно, все это он обретает с ходом осознания и накопления социального опыта. Однозначно, что духовная культура является определяющим фактором в формировании нравственных установок молодежи и социума в целом. Традиции, обряды, обычаи, культура, религия, общественные и социальные институты формируются под воздействием духовной культуры и социума. Следовательно, духовную культуру можно определить как первостепенное звено в формировании духовных и нравственных ориентиров.

Литература:
1.    Философия: учебник /А.Г. Спиркин. – 2-е изд. М.: Гардарики, 2008.–С. 736.
2.    Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. - С. 55.
3.    http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/article/soc/soc-0671.htm?text=молодежь