Доклад М.Петриченкова

ПЕТРИЧЕНКОВ Михаил Владимирович (Россия) – научный сотрудник Института ядерной физики им. Г.И.Будкера Сибирского отделения Российской Академии Наук


Вопросы этики в государственной жизни


Рассмотрим процесс привнесения этики в политику как задачу. В исходных данных мы имеем настоящую ситуацию, сложившуюся в мире. Прежде всего следует упомянуть ограничение, которое уже действует на развитие человеческой цивилизации – это природные ресурсы: нефть, газ, руды, древесина, золото и т.д., а точнее – их ограниченное количество. Вместе с тем модель развития большинства развитых стран подразумевает поддержание потребления, что требует новых и новых ресурсов. Но Земля не обладает необходимыми запасами полезных ископаемых, чтобы их хватило всем при сохранении современных темпов потребления.
Всё это уже сейчас приводит к столкновениям на мировой арене за ресурсы, растет неравенство между странами, что неизбежно приведет к новым войнам, если ничего не менять. События последнего десятилетия показали уязвимость современной техногенной цивилизации к варварским методам борьбы, таким как терроризм и религиозный экстремизм. Образно говоря, это тот пожар, который уже горит на поле позади нас.

Еще в 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро была предложена концепция устойчивого развития. Основные моменты концепции – это приоритет духовных ценностей над материальными и развитие не в ущерб будущим поколениям.
Все это требует привнесения этики в политику, но какой этики? По определению, этика – это философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности. Остановимся кратко на целях и причинах. Одной из причин является необходимость обеспечения внутренней стабильности общества. Если бы люди не сотрудничали друг с другом по некоторым общим правилам, то невозможно было бы объединять усилия больших масс, невозможно создавать государства и создавать крупные инфраструктурные проекты, например Единую энергосистему со всеми электростанциями, сеть железных и обычных дорог и т.д. Таким образом, исторически была сформирована некая система общественной морали и нравственности, обеспечивающая минимальную стабильность обществ и государств.
Но проблема в том, что в погоне за большими прибылями, за личной выгодой даже минимальные этические нормы отметаются в угоду деньгам, и это действует разрушительно, особенно на бедные страны, разрыв в доходах растет, растет поляризация внутри стран и в мире. К чему это приводит можно видеть в истории ХХ века, революция 1917 г. в России тому свидетельство.
При решении задачи о внесении этических норм в государственную жизнь предстоит решить ряд проблем. Первая из них и основная – это большой разброс уровня сознаний и медленность реакции общества в ответ на принимаемые меры. Вторая проблема состоит в том, что меры надо принимать прямо здесь и прямо сейчас, нет времени ждать, когда будет воспитано новое поколение, что добавляет особую сложность. Поэтому следует разделить методы воздействия на стратегические и тактические.
Говоря о стратегических методах, следует, прежде всего, упомянуть детское дошкольное и школьное воспитание. Правилам этики можно и необходимо учить, и чем раньше, тем лучше. Задача в том, чтобы выбрать некий общий базис моральных и нравственных ценностей и сделать его убедительным и понятным всем людям с учетом широкого спектра сознаний от почти зверей-преступников в самом низу до деятелей культуры науки, религии на самом верху.
Есть некоторая постоянная часть этих правил, т.е. те вещи, которые уже известны большинству людей, например, Заповеди о любви к ближнему: «не убий», «не укради» и т.д., которые в разных вариациях существуют у всех народов независимо от верований.
Верующим людям намного проще, у них есть определенные правила поведения, четко прописанные в Первоисточниках. Более того, все основные религии едины в своих духовных основах. Тем не менее, история показала, что при всей позитивности основ есть слишком большое количество вещей в религиях, которые принимаются на веру и, как следствие, слишком много запретов. Сюда же можно добавить большое количество толкований, которые уводят от чистоты Первоисточников. Отсюда и неубедительность религиозной этики с точки зрения многих современных людей, воспитанных в условиях научно-технического прогресса.
В государствах иногда вводится курс преподавания светской этики, но никакая рассудочная этика не может объяснить человеку, почему он должен ограничивать свои потребности до разумных пределов в ущерб своему комфорту, особенно если рядом живут и процветают весьма далекие от духовности люди, а духовные, наоборот, живут скромно и в страданиях. Есть вопросы добра и зла, справедливости, которые сложно убедительно объяснить, оставаясь в рамках полного атеизма, в рамках которого смерть – конец всего.
Да, в светском обществе есть страх наказания в рамках  законодательства, но суть в том, чтобы быть этичным не из страха наказания, а по устремлению сердца.
В обзоре фильмов по Euronews недавно говорили, почему людям нравится смотреть фильмы про удачливых преступников: потому что они делают запрещенные вещи и остаются безнаказанными. В западной традиции воспитывается подчинение правилам-законам из страха наказания, но оно должно стать сознательным и добровольным, иначе любая нестабильность в связи с нападениями террористов, стихийными бедствиями из-за изменения климата и т.д. может вызвать лавинообразное нарастание нестабильности.
Поэтому необходимо осознание того, что усилия разных религиозных направлений и  светских групп, направленные на рост Духовной Культуры, гораздо важнее каких-то разногласий между ними по отдельным вопросам. Все люди разные, каждому созвучна та или иная религия или философия, но все объединены общим куполом единой планетарной Духовной Культуры. Именно осознание себя жителем всей планеты, а затем и Космоса  поможет объединиться в духовной работе на благо всего Мира.
Далее перейдем к практической реализации духовного объединения всех созидательных сил, т.е. к внесению этики в  государственную жизнь. Всё в конечном итоге делается усилиями каждого конкретного человека на своем месте. Каждый может создавать и поддерживать внутри и вокруг себя островок духовности, проявляя самые лучшие человеческие качества во взаимодействии с окружающими, такие как любовь к людям, дружелюбие, честность, достоинство, терпение, благодарность и многие другие. Самое сложное – это начать действовать не в каких-то глобальных масштабах, а с малых конкретных шагов. Как говорил С.Н. Рерих: «только стремлением каждый день делать что-то лучше, чем вчера, жив будет человек. Нужны светлые мысли и реальные конкретные дела. Только объединением сотрудников, мыслящих о высоком, сложатся пути в будущее» (Газета "Советская культура", 29 июля 1989 г. «Медлить нельзя!»).
В государственном масштабе, как и в человеческом, точно так же необходима непреклонная воля и большой запас терпения, чтобы поверх тактики со всеми ее препятствиями и неудачами (которые по сути своей временны) – выдержать стратегическую линию. Ведь несовершенства копились веками и тысячелетиями и за короткое время ситуацию не переломить.
Приведем несколько направлений для немедленного применения.
Все основные беды человечества происходят от невежества, поэтому основная задача государства – нести  просвещение через образование, науку и культуру.
Борьба с невежеством и воспитание возможны в любом возрасте. В школах можно ввести один общий курс Духовной культуры, включающий историю и основы мировых религий, философских взглядов и светской этики. Сейчас в России уже проходит похожий эксперимент. При правильной подаче материала будет совершенно очевидна внутренняя связь религий в их духовных Основах, будет дано понятие о совершенном человеке. Детям будет интересно узнать о жизнеописаниях Святых и об отсутствии смерти как таковой. Мысль о неизбежных последствиях своих поступков усилит понимание ответственности. В христианской традиции развита идея о Божьей Благодати, о любви и сострадании, примеры спасения даже разбойника и блудницы очень показательны. Также будет полезным давать знания по астрономии уже в младших классах в богато иллюстрированном фотографиями галактик и туманностей, изображениями звезд и планет курсе вместо одних сухих цифр и формул. Всё это поможет поднять взоры людей в небо, поможет вывести сознание людей на космический простор и тем самым позволит победить эгоизм, замыкающий сознания в узкий круг личных интересов.
В связи с вышесказанным, государству необходимо постоянно поддерживать школьных учителей, так как от них зависит его будущее. Учитель, который живет в горе и нужде, не научит учеников ничему хорошему. Но нужен тщательный отбор учителей, чтобы к детям не попадали случайные люди.
Другим важным фактором должно стать вовлечение  женщин в систему государственного управления, причем не только в здравоохранение, образование и социальную сферу. Исследования психологов показывают, что наиболее сбалансированные решения принимаются в смешанных коллективах.
Касаясь системы государственного управления можно также отметить важность подбора кадров. В управлении государством должны работать просвещенные, культурные люди с устойчивой нравственной позицией. С одной стороны, можно сказать: а где их взять? – а с другой, уже сейчас есть все возможности для отбора именно таких людей, нужна лишь непреклонная политическая воля и последовательность в действиях. При этом важны правила отбора, чтобы структура управления была устойчивой во времени. Также нужна подвижность руководящих кадров, или ротация. Конечно, неизбежны препятствия, борьба с коррупцией сложна, тяга к чрезмерной собственности в людях сильна, победить её (не отбирая насильно) требует времени. Можно бороться и косвенно, т.е. упрощать документооборот и вообще все процедуры, переходить на электронную документацию (уже происходит, но пока недостаточно). А если ничего не делать, то ничего и не будет.
Чрезмерная тяга к собственности побеждается правильным воспитанием детей с самого раннего возраста и соответствующим поведением взрослых. И в этом большая роль и ответственность лежит на семье, т.е. на каждом из нас.
При правильном подходе к вопросу собственности возможно эффективное развитие частной инициативы (малых, средних и крупных форм бизнеса), что решит  вопрос с трудовым и материальным обеспечением всех людей в необходимой мере и обеспечит государство налоговыми поступлениями на культуру, здравоохранение, образование, армию, фундаментальную науку и т.д. Вместе с тем сохранится мотивация к активности и не нарушится социальная справедливость.
Далее следует направить политическую волю на утверждение равенства людей перед законом, на справедливое правосудие. Даже там где оно уже есть, необходим постоянный контроль. Утверждать ответственность за свои дела, но вместе с терпимостью и милосердием.
Отдельный вопрос – средства массовой информации, кино, Интернет. Всё это дает возможность иметь эффективную обратную связь госуправления с населением. Многие негативные явления можно остановить их публичной оглаской, вынесением на свет дня.
Благодаря широкому охвату можно более эффективно использовать СМИ и для просвещения людей, для направления их интереса к духовно-культурным, научным достижениям человечества, для утверждения образцов нравственного поведения в разных ситуациях (особенно в кинофильмах). Главное, делать это привлекательно, на жизненных примерах и без явного навязывания и назидания, что позволит постепенно сместить с экранов низкопробные развлечения, сцены насилия и жестокости. А какие-то крайние проявления можно снимать с показа уже сейчас. Не надо бояться защищать сознание миллионов людей от ненависти, хаоса и насилия. Свобода не есть вседозволенность.
Кто-то может сказать, что в данном сообщении представлена чрезвычайно идеалистическая картина, которая разобьется при столкновении с жизнью, но присутствующим на данном форуме очень небезразлична наша общая судьба. Верующие люди знают, что их поддержат Силы Высшие, и тому есть примеры, но надо, чтобы было к чему приложить Высшую Помощь. Наша объединенная мысль неизбежно приведёт к действиям.