Доклад М.Шишовой

ШИШОВА Марина Игоревна (Россия) – директор ГОУ Средняя общеобразовательная школа №200 г. Москвы Гуманная педагогика как духовная составляющая образовательного пространства школы Сегодня мировая цивилизация в целом и российское образование в частности переживают радикальные и довольно болезненные изменения, суть которых – переход от традиционного к современному обществу, или модернизация. Меняется не только общество, но и человек. А образование является той системой, где не только происходит наиболее широкая подготовка человека к жизни, но протекает, собственно, настоящая неповторимая жизнь отдельного человека. В зависимости от того, какими будут наше понимание ребенка и выбор цели воспитания, мы будем искать и творить соответствующую педагогику.

Наш выбор сделан: для нас соответствующей педагогикой является Гуманная педагогика, корни которой произрастают из классического педагогического наследия. А цель – воспитание благородного, великодушного человека, ибо благородство и великодушие останутся вечными основаниями для духовно-нравственной личности.
Уже не первый год реализовывая гуманную педагогику в школе, должна сказать, что, на мой взгляд, гуманная педагогика – это феномен современной педагогики, это широчайшее и глубочайшее направление, постигая которое и учитель, и родитель смогут решить многие возникающие противоречивые проблемы как семейного воспитания, так и государственного образования, и тому есть немалое количество фактических примеров у многих присутствующих здесь коллег. Наследуя идеи гуманной педагогики, необычайно многогранной, мы имеем уникальные возможности для развития личности как ученика, так и учителя, и родителя, открывая свой путь к духовности.
Гуманное педагогическое мышление позволяет по-своему расставить приоритеты, подчёркивая, прежде всего, не ценность знания, а ценность человека, для которого эти знания есть уникальная возможность собственного развития и становления. Сегодня изменилась роль учителя. От него ждут не информации, а живого слова, свежей мысли, оригинального прочтения любого текста. Информационный поток настолько обширен и разнороден, что именно учитель вместе с родителями призван помочь ребенку отличить истинное знание от ложного, нравственное от безнравственного, устаревшее от перспективного и т.д.
На днях Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая перед преподавателями, отметил: «Школа формирует образ и личность... Образование – это система передачи самого главного, что есть в народе, – фундаментальных ценностей, а также знаний, опыта предыдущих поколений... Важно, чтобы каждое последующее поколение строило “здание” (общественной жизни) на одном и том же фундаменте».
Воспитание ценностей – это не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества, а значит и учительско-родительского сообщества. Цель духовного воспитания, прежде всего, в том, чтобы человек стремился всегда видеть некий высший смысл бытия и с ним соотносить свою жизнь. Эта потребность есть осознанное стремление к себе лучшему, к совершенству. Восхождение – такова история человечества, и школа – не просто «скалистая лестница», ступеньки которой ведут вверх, а вечный путь восхождения к Истине, Добру и Красоте. И каждый педагог знает, сколь труден этот путь.
Сегодня как никогда ранее необходимо наполнить современный воспитательный процесс глубинным содержанием духовности. Понятие «духовность» относится к разряду трудно определяемых, личностно сокровенных, как сокровенна душа каждого человека. В современной педагогической науке, как и в обществе в целом, еще нет достаточно полного осознания и определения этих понятий. Духовность как вершина педагогической реальности способна наполнить новым светом весь образовательный процесс, внести гармонию мыслей и созвучий в другие педагогические измерения, такие, как наследственность, воспитание, среда.
Следует особо отметить, что гуманная педагогика, как и любая другая, не существует без учителя, она в самом учителе. Поэтому, реализуя в школе гуманную педагогику, рано или поздно все же приходится сталкиваться с проблемой духовной культуры учителя, да и родителя, которая по отношению к Ребенку проявляется в Вере в него и в любви к нему. Именно духовная культура учителя и родителя – это сила самосохранения, которая позволит сохранить образование и его духовно-нравственные основы, прежде, чем станут возможны необратимые качественные изменения.
С наступлением информационной эпохи открылись невиданные возможности управления сознанием с помощью определенных технологий. Поэтому рассчитывать на то, что все само собой образуется и силы самосохранения сработают сами по себе, не приходится. Слишком мощно научно организованное воздействие с прямо противоположной целью.
Осваивая познавательные ценности, современный человек не может освоить весь объем информации, с которой взаимодействует, и вынужден многое принимать на веру. Во что он будет верить – вопрос не праздный!
Большинство проблем с несовершеннолетними, очевидно, рождаются из проблем в их семьях и обществе. Характерно, что в связи с произошедшим резким поворотом в ценностных ориентациях общества, многие учителя и родители сегодня вообще не понимают, как воспитывать ребенка. А гуманная педагогика, как никакая другая, предлагает реальные пути выхода из  трудной ситуации, поскольку деликатно подсказывает и учителю, и родителю, учитывая особенности каждого Ребёнка, как создать свою «индивидуальную, интуитивную» педагогику и стать ее соавтором в процессе сотрудничества и сотворчества.
Гуманная педагогика ищет свои особые пути к воспитанию. Это есть педагогика высокого самосознания, особой мудрости и твердой воли, позволяющей строить равноправный диалог учителя и ученика, в основе которого:
•    воспитание добротой и справедливостью,
•    воспитание доверием и уважением,
•    воспитание ответственностью,
•    воспитание творчеством,
•    воспитание жизнью.
Ш.А.Амонашвили в одном из своих выступлений очень верно отметил: «Если бы в нашей жизни властвовала духовная культура, то воспитание было бы не нужно». Одухотворение школы возможно лишь высоким духом учителя-воспитателя, а одухотворение семьи – высоким духом родителя-воспитателя, их устремленностью к высшему, к вечному восхождению, поиску истины и к вере в Ребенка.
Мы убеждены, что гуманно-личностный подход к ребенку есть наиболее универсальный стержень, на котором может развиться множество разнообразных методик личностного педагогического стиля учителя. Многообразие здесь не будет иметь границ, и учителя своим творчеством, своим стремлением обновляться могут обогащать друг друга, совершенствовать качественно свою практику. В этом смысле было бы отрадно, если бы классичес¬кая идея гуманного подхода к ребенку была доступна всем учите¬лям, а гуманная педагогика стала бы повседневной и обычной практикой наших школ. Мы предлагаем в основу образования заложить гуманную педагогику, ее основные принципы и основополагающие понятия через воспитание духовности в человеке.
Система гуманно-личностного подхода к детям – не застывшая и догматичная система, а развивающаяся, творческая, позволяющая осознавать прошедшие этапы работы и открывать то, что может понадобиться в будущем. Идеи гуманной педагогики, таким образом, несмотря на кризисы, продолжают оставаться результативными и привлекательными, демонстрируя богатые возможности преобразования и обновления системы образования.
Оптимизм же заключается в том, что мы прорвемся, если останемся людьми и объединим свой духовный потенциал в современном быстро меняющемся мире. От нас самих зависит наше спасение. Хотелось бы лишь подчеркнуть сложность поиска и осознания этого пути. Разногласия были и останутся, но мы должны находить то, что нас объединяет.
В связи с этим уместно отметить, что с созданием центров и ассоциаций, открытием лабораторий гуманной педагогики в России, на Украине, в странах Балтии и др., ежегодным проведением Международных педагогических чтений по гуманной педагогике в городе Москве, инициатором и руководителем которых является Ш.А.Амонашвили, реализована удачная попытка объединения  людей, понимающих и честно оценивающих ситуацию в образовании и культуре, осознающих значимость общечеловеческих ценностей и пытающихся созидать, размышляя о реальности Будущего. И пусть примеры такого рода расширенного сотрудничества восторжествуют в нашей жизненной практике!