Доклад Мехди Санайи, Иран - Профессор Тегеранского университета

Религиозное отношение к Глобализму

Доклад Мехди Санайи, Иран - Профессор Тегеранского университетаГлобализация является своего рода концептуализацией для развития, которое наблюдается в мире с середины ХХ века и в которой роль государств и народа,  также как и внутреннего законодательства преуменьшена, а роль международного права и тенденций усилена. Эта концептуализация текущих международных событий, называемая глобализацией, которая только ускорилась за последние два десятилетия, привлекает внимание ряда мыслителей и ученых, которые создают различные теории на этот счет.
Эта тенденция оказала влияние на внутреннюю политику, местную экономику и культуру коренных народов. Область, которая находилась под влиянием глобализации, - это пересечение божественных религий с глобализацией. Настоящая статья является попыткой изучить взаимосвязь между глобализацией и религиями и, следовательно, отношения глобализации и межконфессионального диалога.

Основной вопрос данной статьи – каковы отношения межконфессионального диалога с божественными религиями, особенно исламом, в эпоху глобализации?
В качестве введения, в первую очередь должен быть обсужден предмет глобализации. Понятие является относительно новым. Впервые в 1961 году  в подлинном словаре Вебстера было приведено несколько определений глобализма или глобализации, но применение этого понятия было ограничено до конца двадцатого века.
Глобализация, как правило, используется в трех областях: иногда она относится к экономической глобализации с международным открытым рынком и международными экономическими структурами. Основное проявление экономической глобализации наблюдается во Всемирной торговой организации (ВТО), чьи правила и положения, посягают на национальные, местные экономики. Вторая область - это глобализация информационной революции, которая уже произошла, в результате которой за счет применения информационных технологий и Интернета, расстояния сократились, и мир превратился в глобальное поселение. Третья область - это культурная глобализация, в результате которой была создана глобальная культура с общим мировоззрением, ценностями и идеалами, проявляясь в форме общего искусства, музыки и одежды. Это общая культура во многих областях вышла за рамки как национальных культур, так и религии.   
У ученых существуют различные точки зрения по поводу глобализации. Некоторые из них считают ее процессом, то есть процесс глобализации уже запланирован представителями Запада, особенно США, чтобы доминировать в мире, и в течение последних десятилетий эта тенденция усиливалась. Другие утверждают, что глобализация является процессом, который сложился с течением времени. Они ссылаются на глобализацию капитала в шестнадцатом и семнадцатом веках и считают нынешний процесс продолжением предыдущей тенденции. Тем не менее, другие считают ее процессом и проектом в одно и то же время, утверждая, что мы должны уделять внимание как  преимуществам, так и недостаткам. На основе этой точки зрения, глобализм представляет собой процесс, в то время как глобализация представляет собой проект.
Нахождение различий между глобализацией и глобализмом облегчило бы анализ текущих событий. В глобализме - это готовность, решимость и желание народов, которые тоже значимы. Это тенденция, которая принята народами, которые приспосабливаются к ней. Но в процессе глобализации существует своего рода сила и запугивание. Это тот самый проект, который сталкивается с оппозицией народов во многих странах мира, против него во многих случаях проходили массовые демонстрации.
На самом деле, не очень легко сделать четкое различие между глобализацией и глобализмом. Опираясь на современные инструменты, это направление стремительно развивается во всем мире.
Что касается взаимодействия религий и глобализма, нельзя говорить о прямой оппозиции религии глобализму. В действительности, теоретически глобализм не противоречит религии. С другой стороны, следует обратить внимание на тот факт, что склонность к глобализму каким-то образом была предусмотрена почти во всех божественных религиях. Иудаизм, христианство и ислам  - все пытаются создать мировое правительство и единую умму (государство).
Создание всемирного общества и культуры было одной из целей и задач этих религий, указывая, что создание всемирного общества или глобального поселения теоретически не было отвергнуто этими религиями. Ислам указывает на глобализм в своих учениях и шииты слишком верят в формирование глобального правительства Махди (Да ускорит Аллах его повторное появление).
Интересно, что некоторые коранические учения показывают, что границы, различия, и нации не являются преимущественными для исламского  международного закона. На основе этого понятия, народы мира, первоначально представляли собой единую умму и общество и, в конечном счете, опять двигаются в этом направлении. В Коране говорится: «О люди! Мы сотворили вас равными из одной (пары) - из мужчины и женщины и сделали из вас народы и племена, чтобы вы знали друг друга ...» (49: 13)
Еще в одной суре говорится: «И мы хотели быть милостивыми к тем, кто был подавлен на земле, чтобы сделать из них лидеров и их наследников».  (28: 5)
Еще одна сура гласит: «Аллах дал тем из вас, которые уверовали, повиновались Аллаху и вершили добрые деяния, твёрдое обещание - сделать их наследниками на земле тех, кто был до них, и утвердить ислам, который Он избрал для них религией, и они тогда будут обладать величием и властью, и Аллах даст им взамен страха безопасность...» (24:55)
Также еще в одной суре говорится: «Мы уже предначертали в Псалтири, после того как изрекли (людям) назидание, что земля достанется в наследство Моим праведным рабам» (21:105)
Эти суры показывают, что Ислам верит в глобальное общество, и Аллах, в конечном счете, передает глобальное правительство своему праведному рабу. Интересно, что Коран обращается к верующим и праведным слугам Аллаха в целом, напрямую он не упоминает мусульман. Таким образом, вера в единство Аллаха и готовность сделать праведное деяние является основой божественного глобального правительства. Последняя сура, упомянутая выше, показывает, что это было частью миссии всех божественных пророков, в том числе Моисея и Давида. Последний Табарси, толкователь Корана, утверждает, что слово «псалмы» здесь относится к божественной книге в целом.
Вышеупомянутый довод показывает, что глобализм и создание глобального общества было одной из целей пророков, но, в то же время, желаемое общество пророков - это религиозное общество, в котором божественные ценности, духовность, религиозные каноны, справедливость и равенство будут верховными.
Кажется, что в отношении взаимодействия между религией и глобализацией, следует внести некоторые различия между слоями процесса глобализма и проектом глобализации. Поскольку глобализм относится к модернизму и отражает философские принципы модернистской эпохи, его отношения с религией, могут обсуждаться с разных ракурсов. В развитие принципов глобализма, если мы сталкиваемся с принципами модернизма, то есть, гуманизма, рационализма, либерализма и демократии, мы достигаем точки, где начинается конфликт между традицией и современностью с мировоззренческой точки зрения религии. Поэтому мы не можем сделать общие заявления по этому поводу.
Вопросы традиции и современности были в числе горячих тем дискуссий в последние столетия, в частности, у мусульманских мыслителей, которые выразили различные мнения о современности и модернизме. Не вызывает сомнений то, что большинство исламских мыслителей не выступают против современности и утверждают, что она совместима с исламом. Тем не менее, модернизм, как ряд взаимосвязанных фактов, так и не был признан ими. Мусульманские мыслители ищут корни большинства целей модернизма в религии; и везде, где есть противоречия между религиозными ценностями и модернизмом, они отказываются от последнего.
Тот же самый образ мышления присущ последователям других религий, также приводя к образованию модернистских, фундаменталистских и умеренных течений среди последователей других религий в их взаимодействии с модернизмом.
 Другой слой глобализма, наверное, лучше назвать его глобализацией, которая находится в форме проекта и является своего рода культурным строительством и экспортом культуры в другие части мира, которая осуществляется в форме культурного вторжения. Теоретики глобализации утверждают, что для того, чтобы способствовать процессу глобализации, в первую очередь, должна быть создана универсальная общественная культура: общечеловеческая культура с ее положительными моментами, которые прокладывают путь для других элементов глобализации и вводят новые экономические, политические, социальные и военные модели.
Этот слой глобализации имеет некоторые цивилизационные аспекты, которые на самом деле является частью проекта Нового Мирового Порядка, где вместо опоры на рационализм, акцент делается на пренебрежение цивилизациями, религиями и культурами.
Этот слой глобализации отдает бразды культур наций в безжалостные руки капитализма с современными технологиями. Естественно, божественные религии противостоят этому аспекту глобализации. На самом деле всемирная оппозиция глобализации направлена именно на этот аспект глобализации.
Кажется, что Фукуяма и Хантингтон являются двумя теоретиками, чьи идеи сфокусированы на указанном аспекте глобализации, которая управляет протестами наций, культур и религий.
На основании сказанного выше, можно сделать вывод, что глобализация является не простым понятием, а скорее, очень сложным, с различными углами. Поэтому никто не может говорить об абсолютной оппозиции или абсолютном согласии религий с этой концепцией.
Вопреки тому, что на первый взгляд, кажется, случится в эпоху глобализации - роль религий не уменьшается, а наоборот, внимание к религиям повышается в других формах. С другой стороны, процесс глобализации обеспечивает религию многочисленными возможностями для осуществления ее распространения. К счастью, представители различных религий и их ученики используют обширные экономические средства и информационные технологии для распространения своей божественной миссии и распространения своих религиозных принципов.
В то же время процесс глобализации подчеркнул необходимость и увеличил возможности межконфессионального диалога и сотрудничества между религиями. Новые технологии предоставили больше средств для обмена мнениями и визитов между лидерами и последователями божественных религий. Ряд религиозных собраний, проведенных за последние несколько десятилетий, вообще не сравним с тем, что было ранее.
Кроме распространения культуры толерантности, которая основана на религиозной культуре, взаимопонимание между религиями в настоящее время более возможно; и для религиозных ученых были подготовлены основания, чтобы обсудить общие черты и различия между ними. Поэтому, на мой взгляд, в эпоху глобализации, помимо диалога о богословских (апологетических) вопросах, которые также существовали в прошлом,  две новые области теперь открыты для диалога и сотрудничества между лидерами божественных религий. Эти две области являются общей заботой всех божественных религий.
Первая область - это проблема традиции и современности, или религии и модернизма. Все религии, так или иначе переплетаются с вопросом современности - тенденцией, которая за последние несколько веков поставила под сомнение суверенитет религии и вынудила верующих пересмотреть религиозные понятия. Мы также говорим, что ни одна из божественных религий не приняла абсолютную позицию по отношению к современности, а они пытались изучить ее совместимость и несовместимость с религией. Божественные религии могут поделиться своим опытом и обменяться своими выводами и решениями в этой области. Это может быть материализовано в виде межконфессионального диалога.
Конфликт между традицией и модернизмом был одной из основных проблем исламских мыслителей на протяжении последних двух десятилетий. В Иране такие религиозные (мусульманские) реформисты, как Сейед Джамаль ул Дин Ассадабаси, Мортеза Мотахари, Махди Базарган, Али Шариати, Сейед Махмуд Телегани, и другие тоже прилагали усилия в этом отношении и написали ряд книг и статей на эту тему. Имам Хомейни, вероятно, самый современный мусульманский реформист, который предложил решение конфликта между традицией и модернизмом в форме модели религиозного правительства и материализовал ее в виде Исламской Республики Иран, в которой проявления религии и модернизма переплетаются. Вне всякого сомнения, опыт мусульманских ученых и улема очень полезен друг другу.
Другой областью для межконфессионального диалога для сотрудничества в эпоху глобализации является взаимодействие реакции в отношении этого аспекта тенденции глобализации, которая находится в форме проекта, агрессивно вторгаясь в религиозные культуры и ценности других народов, божественных религий путем координации их политик. Божественные религии путем координации своих политик могут затормозить темпы негативного влияния процесса глобализации на религиозные культуры и ценности.
Одна из самых неотложных мер, которую следует принять в соответствии с настоящими международными условиями, - это, вероятно, взаимодействие между лидерами различных религий. На самом деле, когда речь идет о конфронтации с современными инновациями в мире, есть два подхода: одна группа ученых и религиозных лидеров возлагает надежды на абсолютную модернизацию и глобализацию, и не обращает внимание на роль религии в установлении мира и международного взаимопонимания. Вторая группа – радикальные ученые, которые с религиозной точки зрения выражают тотальную оппозицию к этой тенденции в целом и подталкивают общество к насилию. Насилие и терроризм последних нескольких лет, а также односторонняя, стилизованная конфронтация Соединенных Штатов с этим явлением, к сожалению, окрашены в религиозный цвет.
Молчание действительных религиозных лидеров открывает путь для односторонних, радикальных действий и идей. Следовательно, представляется, что на данном этапе необходимо вернуться к религии и восстановить ее роль в установлении международного мира и всеобщего взаимопонимания. Только диалог может блокировать путь к безудержной, недвусмысленной глобализации с одной стороны, и религиозному радикализму, с другой.
К сожалению, глобализация и современность сегодня распространяются таким образом, который напоминает нам о втором принципе термодинамики. Согласно основе этого принципа - замкнутая система, которая питается сама собой, неизбежно разрушает и уничтожает себя. Этот принцип подтверждается всеми активными системами вокруг нас.
К сожалению, современное светское общество в значительной степени напоминает нам замкнутую систему. Опираясь на позитивистский подход, эта система возлагает все свои надежды на научные методы, чтобы решить все проблемы человечества. Как  можем мы оставить судьбу человека в этой системе, которая действительно может перестать функционировать в любое время? В условиях, когда наркотики и алкоголь, наркомания пропитали мир, в то время, когда молодежь из развитых стран открывает огонь по своим одноклассникам при свете дня, в то время, когда уровень разводов коснулся показателя в 80 процентов в развитых странах и основа института семьи рушится, и, когда Соединенные Штаты и Россия, две важнейшие страны мира, где в каждой более двух миллионов заключенных, только подтверждает тот факт, что нам нужен диалог между религиозными лидерами больше, чем в любое другое время.
Похоже, что глыба этих проблем связана с тем, что современное светское общество лишено духовности. Современное общество должно осознать, что без духовности и религии, невозможно достичь таких священных целей, как свобода, мир и справедливость. К сожалению, сам факт, что современное общество отказалось от духовности, вызвало то, что первоочередные цели  погружены в забвение.
В современном мире около 40 стран в 25 регионах мира втянуты в конфликты или охвачены кризисом, около 174 миллионов детей в возрасте до пяти лет в развивающихся странах недоедают, 230 миллионов детей отстают в развитии и ежегодно в Соединенных штатах, которые руководят модернизмом, фиксируется 25 000 убийств.
В условиях, когда некоторые из защитников современности обвиняют религию в международных конфликтах и террористы, рассерженные безудержной глобализацией, прибегают к оружию, религиозные лидеры могут помочь восстановить международный мир и безопасность, а также взаимопонимание и мирное сосуществование путем распространения толерантности, которая существует в религиозных учениях. Таким образом, межрелигиозное и внутрирелигиозное сотрудничество крайне необходимо на сегодняшний день.
Эти диалоги, с одной стороны, помогут обеспечить прозрачность отношений между религиями и глобализацией, а с другой, подчеркнут роль религии в установлении мира, предотвращении напряженности и урегулировании конфликтов в мире.