МУХАШОВ Аманбек Мукашевич (Казахстан) – советник директора Международного центра культур и религий Министерства культуры Республики Казахстан ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ: КАЗАХСТАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ И ДИАЛОГА Тема нашей секции представляется чрезвычайно важной, актуальной и сегодня вызывает большой интерес. И нет сомнения в том, что участие в работе секции деятелей культуры, религии, крупных известных ученых и специалистов, которые давно и серьезно занимаются этими вопросами, и объективное, открытое обсуждение будет весьма полезным в нашей практической работе. В Дни Духовного Согласия наши, ставшие уже традиционными встречи здесь, в Астане, конечно же, не случайны. Ведь столица нашего государства – Астана, по мнению многих лидеров мировых и традиционных религий и деятели мировой культуры, успешно утверждается в качестве Духовной столицы мира.
Сегодня можно без преувеличения сказать, что созданная в Казахстане модель взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанная на демократических принципах уважения прав и свобод человека, на балансе общественных и религиозных интересов, на отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию – это итог целенаправленной и выверенной политики Главы нашего государства Н.А.Назарбаева.
Исторически Казахстан всегда был перекрестком, местом встречи и диалога различных религий, культур и цивилизаций Востока и Запада. Как сказал, наш великий казахский поэт, известный тюрколог и дипломат Олжас Сулейменов:
«Мы сами себя для жизни растим,
Мы ведь тоже верим, что:
Нет Востока и Запада нет,
Нет у неба конца.
Нет Востока и Запада нет,
Два сына есть у отца,
Нет Востока и Запада нет,
Есть восход и закат.
Есть большое слово – Земля!»
Унаследованная современным поколением казахстанцев терпимость в духовной сфере является хорошей основой для сохранения гражданского мира в настоящем и будущем.
Мы обеспечили абсолютную свободу религиозного вероисповедания всем мусульманам, православным, католикам, протестантам, иудеям и буддистам. Тем самым враждебность государства по отношению к религии, которая существовала в советский период, навсегда осталось в прошлом.
Мы известны миру сегодня своей толерантностью, межэтническим, межконфессиональным согласием и диалогом. В сфере религиозных отношений Казахстаном проводится взвешенная государственная политика.
Следует выделить три основных принципа казахстанской государственной политики в области свободы совести – это принципы нейтралитета, толерантности и паритета.
Главенствующее место при этом отводится принципу мировоззренческого нейтралитета государства, включающему в себя невмешательство во внутренние дела религиозных объединений.
Принцип толерантности означает не только терпимость, но и уважение религиозных убеждений, отличных от убеждений других.
Принцип паритета обусловливает требование равенства людей с различными убеждениями, особенно в области гражданских прав. У нас все религии и религиозные объединения равны перед законом.
Одним из важнейших достижений Казахстана является уход от политизации межконфессиональных отношений, что, несомненно, способствовало укреплению стабильности в стране. В республике не допускается деятельность политических партий на религиозной основе.
Успешное проведение в Астане, по инициативе Президента Казахстана Н.А.Назарбаева, трех Съездов лидеров мировых и традиционных религий показало не только правильность внешнеполитического курса страны, но и стало свидетельством эффективности казахстанской модели межконфессионального согласия и диалога.
Астанинские Съезды религиозных лидеров в 2003, 2006 и 2009 годах стали огромным вкладом Казахстана в глобальный диалог цивилизаций и укрепление взаимоотношений между всеми конфессиями.
За годы независимости нами создана соответствующая нормативно-правовая база, которая обеспечивает равенство прав и свобод всех граждан, независимо от их религиозной принадлежности.
В Казахстане за годы независимости произошел значительный количественный и качественный рост религиозных институтов.
Сегодня общая численность религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий и деноминации, составляет 4462. А в 1990 году их было всего 670. Наша страна входит в число немногих государств мира отличающихся огромным конфессиональным многообразием.
Как известно, большинство населения Казахстана, более 70 процентов – мусульмане. Но следует подчеркнуть, что доминанта ислама в стране никаким образом не препятствует полноценному функционированию других вероисповеданий.
Религиозные объединения имеют 3340 культовых сооружений, из которых 2370 – мусульманские мечети, 266 – православные церкви, 88 – католические костелы, 6 – иудейские синагоги, и 580 – протестантские молитвенные дома и церкви.
В настоящее время в республике работает 335 миссионеров из 22 стран, а в 1990 году их было всего 12 человек.
Сегодня религиозными объединениями выпускаются 38 периодических религиозных печатных изданий. Раньше, до независимости, не было ни одной религиозной газеты или журнала.
В республике религиозные праздники Курбан айт - у мусульман и Рождество Христово – у православных объявлены праздничными выходными днями. Дни Духовного Согласия в октябре, которые отмечаются в нашей стране с 1992 года, являются важным фактором в деле консолидации общества и укрепления межконфессиональной и межэтнической стабильности.
Вместе с тем, мы хорошо понимаем, что успокаиваться на достигнутом нельзя.
В последние десятилетия в мире наблюдается борьба двух тенденций. С одной стороны, – устанавливается новый уровень межрелигиозного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед обществом. С другой – продолжается процесс обострения наметившихся в начале 21 века политических, экономических и социальных противоречий, которые все чаще принимают форму религиозного противостояния, становясь питательной средой для экстремизма и терроризма.
В значительной степени экстремизм и религиозная нетерпимость – это неадекватный ответ на процессы глобализации, которые вторгаются в духовно-интеллектуальную жизнь наций.
Тонкая сфера взаимоотношений государства и религий требует особого, деликатного подхода.
На наш взгляд, задача религиозных деятелей состоит в том, чтобы словом и делом способствовать умиротворению конфликтов, взывать к совести людей и врачевать моральные недуги.
Роль государства мы видим, прежде всего, в создании благоприятной атмосферы, поощрении развития межрелигиозного диалога. И это у нас реализуется через осуществление государственной политики в области духовного и нравственного воспитания общества, формирования в нем установок толерантного сознания.
Динамика современных общественных процессов такова, что необходимо находить новые подходы в регулировании, казалось бы, такой консервативной и в то же время сложной сферой, каковой являются межконфессиональные отношения.
В целях конструктивного взаимодействия государственных органов с религиозными объединениями с 2000 года действует Совет по связям с религиозными объединениями при Правительстве, возглавляемый Министром культуры, а в 2006 году был создан Комитет по делам религий.
Для обеспечения научного подхода к анализу процессов развития религиозной ситуации в республике и для выработки мер по укреплению духовно-нравственных ценностей созданы Международный центр культур и религий и Научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религий. Также действует Фонд поддержки исламской культуры и образования.
На наш взгляд, действенный способ борьбы с религиозным экстремизмом – это религиозное просвещение. Человек, глубоко знающий свою религию, никогда не позволит сделать себя орудием экстремистов. Незнание элементарных основ религиозной культуры делает человека, и в особенности молодого, уязвимым перед лицом опасных экстремистских течений.
Все религии освящены святостью и призывают к миру и согласию. И поэтому духовное, нравственное и гуманитарное просвещение – это совместная задача и государства, и религиозных объединений.
Говоря о проблемах религиозного радикализма, мы убеждены, что заслон его зарождению и распространению должны поставить, прежде всего, сами религиозные лидеры как на местах, так и в центре.
С учетом того, что религиозное сознание зачастую приобретает этническую окраску, в работе по противодействию распространению идей религиозного радикализма мы опираемся также на авторитет лидеров национальных диаспор, национально-культурных объединений.
Во многом благодаря активной деятельности руководителей конфессий и национальных диаспор, у нас сегодня отсутствуют религиозное противостояние и межнациональные конфликты.
И мы делаем все, чтобы активно использовать и пропагандировать этот позитивный опыт и потенциал.
Создавшееся в Республике Казахстан мусульманско-православное содружество можно с твердой уверенностью назвать образцовым и поучительным для многих.
Принцип отделения религии от государства заложен в Конституции нашей страны, и мы дорожим этим принципом. Это хорошо понимает абсолютное большинство верующих мусульман и православных, а также представители других конфессий.
Для Правительства Казахстана отделение религии от государства вовсе не означает вытеснения религиозных организаций из активной общественно – политической жизни.
Республика Казахстан – сугубо светское государство, где Правительство и местные власти, тем не менее, предпочитают опираться на общественные ресурсы религии, активно сотрудничать с ней, а не дистанцироваться от нее.
В государственно-религиозных отношениях мы придерживаемся позиции развития партнерства мечети и церкви с государством и властью, усиления места и роли религии в общественно-политической жизни общества.
Казахстанская модель – это тесное взаимодействие государства и религии ради настоящего и будущего нашей страны.
Мы хорошо понимаем, что сегодня ислам, православие и другие религии имеют ответы на многие вопросы, по-прежнему стоящие перед обществом и народом. Поэтому мы исходим из того, что власть не должна навязывать гражданам религиозно-нравственную проповедь. Но она, равно, не должна мешать людям слышать слова о Боге.
Для этого религии и власти не нужно сливаться в бурных объятиях. Им просто надо делать общее дело, вместе трудиться на благо всех людей – мусульман и немусульман, христиан и нехристиан, верующих и неверующих.
Для нас сохранение межрелигиозного согласия, создание в обществе атмосферы диалога и взаимопонимания является важной составляющей гражданского мира и политической стабильности в стране.