Доклад Н.Толоконской

ТОЛОКОНСКАЯ Наталья Петровна (Россия) – президент региональной общественной организации «Институт Человека» (г. Новосибирск), доктор медицинских наук, профессор Гуманная педагогика – путь к здоровью Человека Появиться на свет и побыть ребенком – значит, испытать и запомнить всем своим существом, что есть счастье и здоровье. Если следовать этим ощущениям и дальше, вся жизнь становится настоящим университетом родительства, когда все лучшее бережно сохраняется, находит продолжение и приумножается в собственных детях. Но как же так получилось, что память счастья стирается уже в ребенке, и тем более во взрослом. В XXI веке жизнь дарит нам особый опыт наблюдения за новым поколением детей, называемых по-разному – дети индиго, дети света, тем самым напоминая о природной сущности самого человека, творческом процессе самоорганизации жизни, о забытых взрослыми радостных ощущениях бытия.

Их отличает новый уровень сознания, совершенно особый дар восприятия мира, жизни во всей ее сложности, небывалых по мощи потоков информации, освоение новых информационных каналов, что оказывается непосильным предшествующим поколениям. И вся жизнь, как легкое дыхание, с радостью, без устали, но только если по велению собственного сердца, если это собственный сценарий жизни. Так раскрывается образ человека, подобно цветку, без подсказки человеческого разума, подпитываемый восхищением, поддержкой и поощрением. Во всем движении жизни усматривается главное – естественность, чувствительность, целостность. Взрослые считают, что готовят детей к будущей жизни, но они по-настоящему живут именно сейчас, а здоровье и счастье взрослого могут быть только плодами большого труда, совершенного  в детстве. Такая вовлеченность маленького, но уже совершенного человека в сложные тонкие гармоничные процессы жизни позволяет  по собственному меняющемуся  внутреннему запросу  организма приобщать все необходимое для его развития и здоровья – свет, тепло, звуки, вибрации, запахи, пищу, тонкие энергии.
В реальности же стало правилом рождение человека с ослабленной конституцией, уязвимого любым ничтожным фактором – взглядом, словом, прививкой, лекарством. И смолоду жизнь многих являет собой целостную картину болезни – не физической, хотя и здесь за прежними названиями стоит иное худшее качество. Глубина болезни кроется в ментальных нарушениях, беспримерных формах бесплодия как информационного сбоя программы всей жизни. Негативные эмоции и чувства – страх, гнев, зависть доминируют в человеке, держат  его на низком уровне сознания. В итоге перед нами сломленный человек, а это уже не медицинский диагноз. Сломленный – означает полную утрату здоровья (даже если внешних физических проявлений болезни нет!), надежды, обвал и упадок всего, опустошенность. Нет больше смысла пытаться создавать что-либо и быть плодотворным. Это так болезненно, так сильно подавляет, что человек сдается полностью, чтобы не стало еще хуже. Человек ходит с опущенной головой, олицетворяя собой отцветший и не принесший плодов сад. Не остается ничего другого, кроме как утонуть в бездне безразличия. Человек перестает быть тонким приемником жизни, преемником наследия прошлого, теряет связь с питающим источником жизни, а значит, перестает ей служить, не исполняет своего предназначения.
Открытие новой физической реальности стало приближением к тайне самоорганизации жизни, где мысль признается главной формой творящей энергии. Грубое вторжение в человеческую жизнь, будь то на физическом, эмоциональном или ментальном уровне, подчинение чужому сценарию жизни несет особую опасность фрагментарного мышления, утраты целостности. Именно здесь кроются причины серьезных проблем со здоровьем человека и его самоопределением в жизни.
Медицина здесь бессильна, если представляет собой, как сейчас, дорогостоящую ремонтную базу, протезирование недостающих функций. Лекарствами не вернуть человеку всю полноту счастливой здоровой жизни. Но именно медицине, исконно принадлежащей культуре человека, дано право сегодня поторопиться и воссоединить современные знания естественных наук в едином видении природы человека, вооружить его знанием о себе, тем самым направляя его жизнь к лучшему.
Значит, возвращение к жизни, природному образу – в исцелении, т. е. в восстановлении целостности, в основе которого воспитание мысли, возвращение веры! В прошлом это было существом искусства врачевания, но теперь стало чуждым для врачей, но не по их вине, а в силу той же фрагментарности мышления, в которой формировалась их жизнь.
Здесь, на грани безысходности, спасительной силой является гуманная педагогика – в образе мудрого родителя, друга, учителя или врача – из прошлого и настоящего. Ее сущность – в особых отношениях, где царят глубинное слушание, чуткость, тишина, созерцание, открытость, доброжелательность, возрождающие в душе исконный сложный узор смысла простых слов, которые теперь остались только звуком. Словесность, как и дано по природе, становится волшебным языком взаимопонимания, счастья, особой формой сотрудничества. Слова, которые рождаются и воспринимаются чувством, обретают большую силу, объединяя в себе прошлое, настоящее и будущее, открывают сущность явлений. Знания, обретенные чувствами, оберегают человека, направляют к истине, дают свободу. Тонкая восприимчивость, впечатлительность натуры дают верность реакций, соизмеримость событий жизни, выстраивая траекторию здоровья. Так выбирается из многого и объединяется нечто бесспорное для всех – независимо от возраста, национальности, веры – духовная общность. Ее воплощением становится счастье и здоровье не каждого по отдельности, а всех вместе – семьи, нации. Так являет себя культура как вдохновенное проявление природного совершенства человека, высший уровень самопознания. Целостное знание жизни находит продолжение в успехе профессии. В таких отношениях понять другого человека, значит, сделать его важной частицей питающего источника жизни. В мгновенной связи сердец любых дистанций в квантовом пространстве творятся чудеса, непостижимые человеческим разумом!