Доклад Н.Тоотс

ТООТС Наталья Александровна (Россия) – главный редактор журнала «Дельфис»


Задача СМИ: воспитание потребности в истинной культуре


Люди устали от разрушений и взаимного непонимания. Они с беспокойством наблюдают, а мы, журналисты, им рассказываем, как мир сотрясается политическими переворотами, страны нападают и уничтожают друг друга, совершенствуют и хранят всё более опасные виды оружия массового поражения. Культурное достояние человечества варварски уничтожается, хотя именно оно является наиболее важной составляющей нашей жизни и истории.
Не случайно крупнейшие учёные мира, в том числе и российский лингвист В.Иванов, считают, что XXI век должен стать веком гуманитариев, что главное сейчас – понять себя и понять человечество. А это можно сделать, только изучая историю народов, которая «записана» в произведениях их культуры, но «говорит» она на общечеловеческом языке. Именно это делает культуру универсальным средством для единения и взаимопонимания людей.

И заметьте: расшифровкой языка культуры занимаются люди самых разных профессий – археологи, палеонтологи, историки, лингвисты, генетики и т.д. И что удивительно: например, достижения современных генетиков и лингвистов приводят их к одним и тем же выводам относительно праистории человека, этапов её развития и миграции по континентам. Теперь мы знаем, что, зародившись в Африке, люди мигрировали в сторону Средней Азии. Пока они не могут ответить лишь на один вопрос: как и когда у человека образовался такой большой мозг? Но шаг в понимании человечества, благодаря совместным усилиям учёных разных стран, сделан огромный.
Сбережение культурного наследия, его детальное изучение, даёт бесценные подсказки, как строить наше будущее, ибо всё в истории повторяется, пусть и на неком новом уровне. А.И.Герцен писал: «Полнее сознавая прошлое, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого, раскрываем смысл будущего; глядя назад, шагаем вперёд».
Приобщать людей к пониманию значения культуры призваны многие современные международные декларации, договоры, пакты, соглашения. Об этом заботились прогрессивные правители государств, начиная с греческого мыслителя и политического деятеля Перикла, ещё в середине I тысячелетия до новой эры. Именно при нём Афины достигли наивысшего расцвета, став культурным и духовным центром мира. Наряду с проведением демократических реформ, он заботился и о культурном «лице» своего государства-полиса. В его правление появились такие шедевры зодчества, как Парфенон в Афинах, Длинная стена, соединяющая Афины с гаванью Пирей, Одеон – здание для музыкальных состязаний в Акрополе, Пропилеи – колоннада при входе в Акрополь, сохранившаяся до наших дней, и многое другое. В его правление мир узнал имена скульптора Фидия, философа Анаксагора, писателей-драматургов Софокла, Еврипида и Аристофана. И это их усилиями была создана модель – прообраз современного демократического государства. Это был эталон, которому подражали и у которого учились. Однако современники Перикла не смогли оценить то, что им дали эти люди. В истории же это время именуется «эпоха Перикла». Совсем не многие люди удостаиваются такой чести. Говорят так: когда общественное сознание называет эпоху именем какого-то человека, оно ценит не его военные победы, а время духовного взлёта. С понятием «век» или «эпоха» в историю входят творцы, которые оставили след в культуре, а не полководцы.
В XVII веке подобные темы обсуждал в своих произведениях голландский юрист и политический деятель Гроций (Гуго де Грот), автор труда «О праве войны и мира». Можно привести и другие примеры. В XIX веке концепция государства, как произведения искусства, была выдвинута исследователем итальянского Ренессанса Якобом Буркхардтом, но она не была сформулирована им до конца.
В наше время приобщению людей к пониманию значения культуры был призван «Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников» («Пакт Рериха»), подписанный в Белом Доме (США) представителями двадцати одного государства 15 апреля 1935 года, то есть 75 лет назад. Позже, в 1954 году, он лёг в основу Гаагской конвенции ООН «О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта», одобренной ста двадцатью тремя странами.
Н.К.Рерих на протяжении многих лет разрабатывал и всей своей деятельностью проводил в жизнь эстетическую концепцию государственности, основанную на приоритете развития и защиты культуры перед всеми остальными направлениями деятельности. И его Пакт был только первым этапом процессов по изменению этих приоритетов, что должно было сначала снизить, а затем исключить опасность войн.
В Гаагской же конвенции 1954 года, в отличие от Пакта Рериха, признана «военная необходимость» в современном мире. Это подтверждает и очень яркий российский историк нашего времени Наталия Басовская. В одной из своих работ она пришла к выводу, что все цивилизации на Земле являлись и являются «цивилизациями войны».
Можно ли исправить или изменить этот ужасающий вывод? Не только можно, а необходимо. Мир подошёл к той черте, когда без изменения идеологии войны на идеологию мира и добрососедства, толерантности и диалога, невозможно надеяться на благополучный исход судьбы человечества в будущем.
Именно этому служат мирные инициативы, которые регулярно проводит в Казахстане президент республики Нурсултан Назарбаев. Конгрессы духовного согласия, Съезды лидеров религиозных конфессий, собирающие лучших представителей культурной элиты мира, стали в последние годы Зовом о толерантности, взаимном уважении и сотрудничестве народов, призывом перейти от «идеологии противостояния» к «культуре мира». Этому посвящено и наше нынешнее собрание.
Но давайте честно признаемся, что отклик в мировой прессе на эти судьбоносные события пока невелик. Чаще всего это информация о событии, и нет продолжения обсуждения этой важной темы в последующее время. А потому эта ценнейшая информация не доходит часто до простых людей, не даёт им стимула к духовному росту, уверенности в завтрашнем дне.
Недопустимо и абсолютное замалчивание в СМИ, невзирая на 75-летие, Пакта Рериха и его значения для сегодняшнего времени. Нельзя забывать, что российский художник Николай Рерих был не только талантливым живописцем и мыслителем, но и юристом, который сумел провидчески увидеть мир и предложить ему решение многих кризисных проблем на сотни лет в будущем.
И вот недавно вышла в свет книга Петра Баренбойма и Александра Захарова «Пакт Рериха в XXI веке». Авторы, будучи весьма заметными фигурами в культурном сообществе как России, так и других стран, предлагают вернуться к Пакту Рериха и принять поправки к конвенции ООН, чтобы она соответствовала требованиям третьего тысячелетия и XXI века.
Идеи защиты культуры от войн и вандализма, а также от так называемых «тихих погромов», которые творятся руками безграмотных и непрофессиональных реставраторов, от экономического пренебрежения и унижения, а также остаточного финансирования, должны были, по мысли Рериха, через конституционное и иное законодательство лечь в основу аппарата и институтов гражданского общества. И это всё так созвучно и так необходимо сегодняшнему обществу.
В связи с вышеизложенным приходится констатировать, что СМИ нуждаются в существенной реорганизации, повышении ответственности перед обществом за результаты своей деятельности. Надо перенести акцент в их работе на созидание, формирование сознания людей в соответствии с этическими нормами, вести убедительную и привлекательную пропаганду истинной культуры и её ценностей. А не быть только зеркалом господствующей идеологии или, наоборот, заниматься оголтелым критиканством, нагнетать катастрофические настроения, предлагать лицензионные и покупные развлекательные телевизионные программы. Люди хотят видеть на телеэкранах свой народ и свою культуру, а не весьма низкопробную продукцию вроде «Наша Раша» или «Наша Казаша». Для каждого народа важно сохранять и возрождать его историческую память. Иначе невозможно говорить о национальной идентичности и о том, что её формирует, понять место народа в сегодняшнем национально-историческом пространстве, а также перспективы современного человека и общества в целом.
Возрождение исторической памяти должно стать каждодневной заботой не только СМИ, но и любого человека. Он должен, предпринимая то или иное действие, чувствовать себя наследником тысячелетней традиции своей культуры. Помогают ли ему в этом сегодня СМИ, хуля и искажая исторические процессы, обливая грязью тех, кого народ ещё недавно считал национальными героями? Вероятно, нет.
Много ли делают СМИ для формирования у людей идеала жизни, основанного на высоких нравственных принципах и этических нормах поведения? Очевидно, мало, ибо культ потребления стал смыслом жизни многих. В безумной борьбе за право владеть земными благами их очень умело подстёгивают именно СМИ.
В погоне за рейтингами и тиражами мы, журналисты, стремимся заманивать читателя самыми недозволенными средствами, а о большом и вечном забываем. И если вспоминаем, то почему-то преподносим в какой-либо уродливой форме: лишь бы почуднее и понахальнее, а то ведь, считается, нынешняя публика иначе не воспринимает. Я, конечно, не против новаторства и поиска в искусстве, литературе и журналистике. Наш меняющийся на глазах мир требует и новых форм выражения старых истин. Однако пока мы не столько изобретаем что-то новое в этом плане, сколько копируем и тиражируем созданное на Западе. Но каждая культура требует своих находок, органичных её менталитету. Иначе можно и совсем раствориться в чужом национально-историческом пространстве, стать не гражданином своего отечества, а неким клерком или менеджером на службе транснациональных монополий. Наверное, отсюда появилось весьма недоброе выражение «офисный планктон» о современных молодых людях, бессмысленно тратящих свою жизнь вне заботы и интересов о своём народе и своей стране. Возможно, здесь может помочь широкая пропаганда не репродукционной культуры (диски, дайджесты, постеры, компьютерные книги и т.д.), приспособленной  к удобству людей, а истинной культуры – непосредственного приобщения к её творениям (музеи театры, выставки и т.д.). Их одухотворяющая мощь способна изменять сознание людей, возбуждать высокие эстетические чувства, потребность делать добро и служить общему благу.
По инициативе Казахстана ООН объявила 2010 год «Международным годом сближения культур». Культуры должны взаимодействовать, а не подавлять одна другую. А это возможно при расширении диалога представителей разных народов и религий. И как прекрасно, что мы с вами в нём участвуем.