Доклад Н.Зальцман

НИНА  ЗАЛЬЦМАН (Израиль) – объединение Тнува, Израильское общество живой этики


Духовное единство и национальное многообразие


Любовь и Свет –
Извечный зов Вселенной
И Высшая Идея
Всех религий.

Взаимоотношения между религиями, культурами и нациями сегодня являются камнем преткновения на пути к миру. Именно по этим признакам мы сегодня разделены и по этим же признакам объединяемся. Для того, чтобы найти согласие, без которого сегодня уже не выжить, нужно искать то общее, что нас объединяет.

В науке, например, множество открытий происходит благодаря анализу, где через общее, единое, всегда просматривается частное, и наоборот.
Если же непредвзято рассмотреть основы религиозных знаний, то во всех древнейших системах обнаружим единую «Эзотерическую Философию, которая примиряет все религии и, снимая с каждой ее внешнюю оболочку, человеческую, указывает на тождественность корня каждой с основою всякой другой великой религии» (Е.П.Блаватская, ТД, т.1)
Например, «немало ученых, подтверждающих факт, что никогда не было религиозного основателя, будь то ариец или семит, который изобрел бы новую религию или открыл новую Истину. Все эти основатели были передатчиками... единой мудрости». (Е.П.Блаватская, ТД, т.1) Они были авторами новых форм и толкований, но истины, на которых их учения основывались, были стары, как само человечество». «Потому Конфуций, очень древний законодатель в исторической хронологии, хотя и очень современный мудрец в мировой истории, … говорил: «Я только передаю, я не могу создавать новых вещей». (Жизнь и Учение Конфуция, стр.96)
Подтверждением единой основы знания является и «золотое правило», упоминаемое в основном документе конференции, которое гласит «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12). Эти слова Христа еврейская традиция, например, связывает с именем мудреца Гилеля, жившего в 1-м веке до Рождества Христова. Он этим предложением сформулировал суть всей Торы (в переводе с иврита Тора (תורה) означает Учение). Подтверждение преемственности единой мудрости найдем в словах Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». (Матф.5:17) Он исполнил и вынес эту основополагающую мудрость из иудаизма, осветил ею жизнь других народов, и не изменил ни йоты в ней самой.
Существует еще один фактор, подтверждающий аксиому единства мудрости – это символизм. Покажу только самую суть символов, используемых в различных религиозных традициях.

Крест в христианстве (взят один из видов)

Две основные линии, вертикальная и горизонтальная, есть, соответственно. дух и материя. В центре их пересечения – человек, носитель и того, и другого. Крест обозначает единство мужского и женского начала, силы и материи, вместе творящих новую жизнь. Двуполюсность проявленного мира, (+) и (-) электричества, разность потенциалов, которая рождает движение вообще, а любая жизнь и есть движение. От атома до Галактик.

Звезда Давида (Соломонова печать) в иудаизме.
 
Два треугольника – восходящий и нисходящий, переплетающиеся между собой. Дух, опускающийся в материю, и материя, восходящая силою духа. Двое в одном. Внутренняя точка – золотая середина, Бог в человеке, искра, дарованная каждому из нас. Та же двуполюсность и те же возможности – обретение посредством гармонии и знания – божественности.

Знак Вишну – священный древнеиндийский, точнее, древнеарийский знак.
 
Шестиконечная звезда, составленная из двух переплетенных между собой треугольников. Внутри – точка. Она вместе с 6-ю углами составляет совершенное число 7, на котором построен наш мир (7 цветов, 7 нот, 7 тел человека, 7-й принцип в человеке – атма, тот же Бог в человеке). 2 треугольника – двуединая жизнь, дух и материя, два начала – мужское и женское, пассивное и активное.

Полумесяц и звезда в мусульманской традиции.
 
Полумесяц – символ женского начала, материи, и звезда – дух, мужское начало. Зарождение жизни, двуполюсность. И все, уже сказанное, уместно повторить.
Надо ли еще?
Проф. Макс Мюллер еще в позапрошлом веке сказал: «Люди сражаются за религию на Земле; на небе они увидят, что существует лишь одна истинная религия – почитание Божественного Духа». Op.cit. стр.257.
«Жизнь Рамакришны» Ромена Роллана  описывает путь погружения святого в ту или иную религиозную традицию, его отрешение от себя и духовное проникновение через молитву и атрибуты этой религии каждый раз к Единому Свету, не зависящему от форм, одежд и традиций.
Мы далеки от возможностей святого, но те потрясения, которые каждый по-своему, испытал в прошлом веке, да и в нынешнем, привели и нас к пониманию этих истин. К сожалению, не всех. По-прежнему самыми жестокими являются религиозные войны. Хотя «самое дикое проявление свободной воли заключается в войне»… «Древние Заветы правильно указывали, что поднявший меч от меча и погибнет. Различна карма (судьба) нападающего и обороняющегося». «Вторгающиеся в земли соседей, разве никто никогда не сказал вам, какие следствия вызовет ваше братоубийство?» Вот где проявляется закон кармы – «око за око, зуб за зуб». Все знают это выражение, но многие ли понимают, что это его око пострадает, если он нарушит око другого? Коротко и ясно.
Учение Живой Этики  дает глубокое понимание сути накопленных претензий, выливающихся во взаимное насилие. Недопустимо «вмешиваться в споры о религиях. Творить добро – да, но не убивать друг друга во имя Единого Милосердного Бога. Учение, имеется в виду религиозное, хорошо, когда оно находится в достойных руках. Можно это же применить ко всем человеческим установлениям. Давно замечено, что форма жизни народа зависит от добропорядочности Правителей, т.е. достойных рук. Нужно проявить всю терпимость, чтобы не вмешиваться в соседние верования. Можно осторожно внести в образование ознакомление со всеми верованиями, но этот предмет должен быть преподан мудро, чтобы не произошло вреда, который получается от насилия. Любое насилие есть отравление сознания. Каждый волен следовать своим основам, близким его народу, его культуре, его вероисповеданию. Но пусть он выражает их за себя и ради себя, чтобы не было подозрения в желании совратить кого-то или навязать свое понимание.
При нынешнем сознании трудно признавать право на свободу выражения основ жизни, и, при этом не насиловать своим видением. А ведь сегодня правильно понятые и примененные в жизни основы религий смогли бы много послужить делу мира. (Бр, ч.3, 564, свободная интерпретация)
«Передают, что к Чингисхану прибыли послы от Старца Горы. В ларце лежали золотая чаша и многие разноцветные покрывала. Надпись гласила: «Пей из одной чаши, но покрывайся платами всех народов» (Сердце, 295).
Строки Учения Агни-Йоги подтверждают мысль о единстве основ: «Разные народы принесут свое претворение начал духовности. По ним можно судить о пригодности сердец» (Сердце, 295).
Каждый народ складывался в неповторимых условиях, географических и исторических, формировал свою культуру языка, обычаев, мышления. Учился защищать свое духовное, накопленное им богатство, а не только землю, на которой существовал. И практически до 20-го века, благодаря расстояниям и времени на их преодоление, оставалась возможность сохранения индивидуальности каждого народа. 19-й, а за ним и 20-й век совершили открытия, многие из которых изменили материальный мир человека. Подарив ему удобства – привязали к материальному больше, чем раньше. Изменив системы сообщения – ускорили возможность взаимопроникновения культур до мгновенного. Потрясения войнами, революциями смешали и разбросали многие народы, заставляя или нивелировать национальную и религиозную принадлежность, или активно утверждать ее, чтобы не раствориться. На этом фоне бурно разыгрывалась и продолжает разыгрываться драма взаимоотношений народов, религий, отдельных людей.
При всем сказанном нельзя забывать, что принадлежностью к народу воспитываются и преданность, готовность защищать духовные ценности народа, и понятие родины. Даже при осознанном «служении человечеству, несомненно, большая часть его (души) будет принадлежать родине». «Можно знать несовершенство дел на родине, но, тем не менее, устремление к ней не уменьшится. Карма приводит человека не только к определенному месту, но и к определенному заданию послужить некоему народу». Глубоко заблуждается тот, кто цинично скажет: «где хорошо, там и родина». «Большое заблуждение в таком цинизме. Поистине, тот может лучше служить человечеству, кто сделает это от родины», (Бр.3.565) понимая, что отдельный народ не потонет в общем понятии человечества.
При этом чуткий человек почувствует, что «прикасание к различным народам создает особую близость или отчужденность», которая объясняется  прежними, сложившимися или не сложившимися отношениями. И это нормально. Ненормальна животная, разрушающая ненависть, прививаемая сегодня, в наш «просвещенный век» теми, кто заинтересован стравливать народы, властвовать и разрушать. И это ничего общего не имеет с истинным лицом народа, который хранит подвиги своих героев и слагает о них легенды. Эти же герои ведут за собой и другие народы. И думаем ли мы, читая Шекспира, что он англичанин, если то, что он написал, помогает узнать нас самих? Цитируя Конфуция, прилагая мудрость его ко дню сегодняшнему, важна ли нам его национальность? «Или разве великое имя Соломона не является символом огромнейшей всемирной психологии?»… «Неоспоримая планетарная ценность выявляется при отборе этих строительных прекрасных имен-понятий»,… «ставших синтетическими мировыми понятиями». (Н.К.Рерих. Душа народов, стр.165) Прививаемый с детства интерес к культуре и верованиям других народов откроет дверь понимания, воспитает  дружелюбие, обогатит духовно. Именно культура – ключ к мирному сосуществованию народов.
Каждый народ имеет самобытную культуру, она является его лицом, нотой в симфонии человечества. Но при всем разнообразии звуков в симфонии космоса, к которому принадлежит и человек, звучит основная тема, сущность которой любовь, гармония и красота. Это божественная доминанта, на которую приходится основной акцент. Такая доминанта звучит в сердце каждого творца, какой бы национальности он ни был. Это то, что нас объединяет – это универсальный язык сердца. По сердцу, где хранится искра божья – источник нашей силы и чистоты, мы все, соединенные этой божественностью, братья. Форма – нация, лицо, цвет глаз, религия – все временно. Неизменно то, что остается в сердце, то, что преумножает его свет – это любовь, милосердие, справедливость, сострадание. Только сердце объединит «я» и «мы», уберет противоречия между человеком и обществом. Недаром наше время провозглашено эпохой сердца. Нынешняя драма человечества от искусственного, навязанного разделения сердечного.
И мы все участники этой драмы. И когда ты сам, или твой ребенок оказывается втянутым в игру под названием жизнь или смерть, а посягательство на твою национальную или религиозную принадлежность, так же, как и на землю, на которой ты существуешь, становится реальностью, то страдания открывают простую правду жизни, которую уже невозможно предать.
Израиль, где я живу сегодня, это мини-модель мира, где соседствуют носители различных культур, так как каждый житель нашей страны впитал культуру и менталитет страны исхода. Здесь дети, после обязательной армии, путешествуют по миру, знакомятся с другими культурами. Здесь слезы смешиваются со смехом, а народ мгновенно сплачивается с приближением опасности. Здесь Армагеддон приобретает конкретность – это Ар Мегодо – гора Мегидо, где в древности происходила жесточайшая битва, именем которой названо наше, такое сложное время, в котором происходит не менее жестокая битва между Светом, культурой, и невежеством, тьмою. Так же близок и небесный, обещанный всем Иерусалим. Его образ витает над горой Мория, или Храмовой, которую выкупил царь Давид, и на которой Соломон построил сам Храм. Израиль – это светское общество с высокоразвитыми технологиями и глубоко религиозная среда, сохраняющая тысячелетние традиции. Это мирное и немирное соседство трёх религий, если не считать еще и различные духовные течения Востока и Запада, которые тоже привносятся в жизнь страны их почитателями.
И мы существуем во всем этом разнообразии. Это, по-видимому, возможно потому, что на некоем глубинном уровне присутствует понимание того, что религии, философии, народы – это сестры и братья, все дети Отца Единого. Сложенные вместе знания и усилия детей и родителей обогащают семью. И печальна участь семьи, в которой дети враждуют друг с другом. При отсутствии должного воспитания невежество обретает силу и власть, приводит к болезни души и общества, к страданию.
Пришло время семье народов осознать свое единство и взаимозависимость. Вероятно, Вы все наблюдали, как соединяются вместе отдельные шарики ртути. Сила, соединяющая их воедино та же, что и притягивающая друг к другу народы в тот момент, когда сознание становится способным преодолеть разделяющие их силы. Тогда ненависть и безразличие сменятся живым интересом друг к другу и мы, наконец-то, различим  корень русского слова друг-ой – друг. Разгадка всегда в корне, в основе. Пора переставить акценты. Искать не то, что нас разъединяет, а то, что объединяет.
Время вдохнуть жизнь в те великие символы, которые я упомянула вначале, олицетворяющие суть каждой мировой религии. Возвращенный им смысл, широко и верно оповещенный, для многих уже раскроет суть единства мира.
И когда основание Храма станет единым, на нем уместятся все пределы, и радость красоте будет общей. Каждый народ во всем его своеобразии имеет место в сердце Бога. И мы все умещаемся там.