Доклад Натальи Вареник (Украина) – Журналистка, корреспондент, редакция газеты «Зеркало Недели».

 

Воспитательно-образовательная система в современном мире:

от разрушения духовно-культурной модели – к созданию модели будущего.

Доклад Натальи Вареник (Украина) – Журналистка, корреспондент, редакция газеты «Зеркало Недели». Духовная культура прививается детям с самого раннего детства.
В каждой стране подрастающего ребенка воспитывают по-своему. Например, японец не мыслит себя вне коллектива. Японское общество - это общество групп. "Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни и затеряешься в ее хитросплетениях"…
Американские родители стараются развить в своих детях уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет.
Маленькие жители Британского королевства с детства понимают, что в самом понятии "англичанин" уже заложена частичка аристократизма. Это сдержанность эмоций, утонченный вкус, рафинированность в жизненном распорядке…

Подрастающий украинец очень разный, считают ученые. Он отличается огромным многообразием вследствие исчезновения тоталитарной парадигмы в воспитании детей. Это огромный успех Украины – сегодня неповторимость и индивидуальность каждого ребенка может быть реализована. Вместе с тем существует ряд негативных факторов, которые влияют на развитие детей. Например, тенденция перехода Украины на обучение детей с 6-летнего возраста передвинула границы социально обусловленного возрастного кризиса 7-ми летнего возраста на более ранний период. Проще говоря, ребенок значительно раньше переходит из периода игр в период учебы. В результате мы можем получить будущее поколение с непрожитым жизненным опытом. Такие молодые люди будут иметь тягу к играм, манипулированию, игровым формам самореализации.
Это следствие непережитых психологических конструкций ощущается уже и сейчас, пугает количество игровых автоматов и компьютерных клубов, которые находят себе клиентов из числа самых молодых. Каждый ребенок в раннем возрасте должен самостоятельно прийти к желанию подняться на другой уровень деятельности, дабы избежать психологических травм.
У современных украинцев могут быть неразвитыми такие чувства, как любовь, доброта и т.д. из-за ранней «компьютеризации» личности. Эти человеческие качества могут проявить себя на более поздних этапах - в виде, например, поздней любви.
Еще одна опасность, угрожающая юным украинцам – это высокий уровень психического напряжения. Аппаратурные исследования свидетельствуют о его наличии, это показывают определенные излучения. К сожалению, это дорогие исследования, которые сейчас свернуты из-за отсутствия средств.
Проблемой являются «дети Индиго», это явление требует исследования, а не мифологизации, как это делается некоторыми московскими изданиями. Ученые обращались к Премьер-министру Украины, но пока никакой реакции на это обращение не получили, хотя аппаратные исследования «детей Индиго», без сомнения, очень интересны и могли бы дать ответ – является ли эта часть детей своего рода определенной тенденцией развития подрастающего поколения?
Специалисты считают характерными особенностями юных украинцев тягу к украинскому языку и рост гордости за свою принадлежность к Украине. Исследования по шкале Лайкерта (это 100 вопросов, по которым опрошенные должны найти свое представление будущего), проводимое Лабораторией социальной психологии на территории всей Украины показало, что в ближайших поколениях ожидается бурное развитие самоидентификации. Например, регионы, которые были в прошлом наиболее русифицированы – Донецк, Севастополь, Крым – сравнивались со Львовом, Киевом, Харьковом. Полученный результат показал, что 4 года назад была пройдена критическая точка – 51% детей из восточных регионов соотнесло свое будущее с украинской традицией и языком.
Еще одна психологическая особенность духовного развития украинских детей – это большой познавательный потенциал. Фактом, подтверждающим это, является существование в Украине формы платного обучения в вузах. Например, когда в Нигерии правительство решило ввести доплату за обучение в высших учебных заведениях, вспыхнуло восстание, и все правительство ушло в отставку.
Украинские родители отдают последнее, лишь бы любимое чадо удовлетворило свою жажду знаний – это непомерное напряжение для нашей страны, считают ученые. Такая нагрузка несвойственна системе высшего образования Европы – в большинстве европейских стран существует мощная поддержка государства и бюджетные ассигнования…
Бережное, уважительное отношение родителей к своим детям и наоборот - это четко выраженная черта, характерная для украинской традиции.
В украинской ментальности слово «виховання» означает «ховання», «переховування» от опасности. В научных работах Пантелеймона Кулеша встречается еще одно, характерное для украинской традиции слово «викохування» ребенка – термин, обозначающий необыкновенно сильные чувства. Автор знаменитого словаря Борис Гринченко употребляет украинское слово «випещування», являющееся синонимом бережного обращения к детям.
Человек любой нации, а украинец – особенно, действует на основе генетической психологии, которая неосознанно передается из поколения в поколение. И «разворачивается» при благоприятных условиях, так же, как «сворачивается» при чужих неблагоприятных условиях. К ним относится отсутствие своего культурного информационного пространства в Украине (рекламовидение вместо телевидения), образование «пивного поколения» среди маргинальной молодежи, «компьютеризация» детей с непрожитым жизненным опытом.
В то же время в нашем обществе сейчас происходит очень бурный процесс самоидентификации, возвращения к своим историческим традициям, что дает надежду на будущие поколения, которыми можно будет гордиться…
С недавнего времени социологи, психологи и педагоги с тревогой отмечают, что человечество вступило в ХХI век, растеряв на пути развития важнейшие семейные традиции. Рушится понятие духовной культуры в семье, как таковой.
Увы, современная семья с каждым днем становится все более «универсальной» и, стало быть, лишенной неповторимых, присущих той или иной народности, отличий.
Встречаясь за общим столом только по праздникам и выходным, многие родители попросту не имеют возможности реализовать исторические традиции воспитания детей.
Между тем, сегодня в Украине проживают представители множества наций и вероисповеданий. Например, в одной только Одессе соседствуют друг с другом более 130 наций и народностей, за что Одессу называют новым Вавилоном. Украинцы, албанцы, болгары, казахи, турки, русские, евреи, молдаване и многие другие народы образовали совершенно необычный и неповторимый социум.
К сожалению, мы мало знаем о том, что нас объединяет, или является уникальным, утрачиваем многие духовные ценности прошлых поколений …
Вместо этого наблюдается поголовная компьютеризация детей.
Вроде бы неплохо, чтобы ребенок был знаком с компьютерной техникой.
Безобидная ли это «игрушка» или «шкатулка Пандоры»?
XXI век – время совершенно новых подходов, например, по методикам Глена Домана, младенца можно развивать практически с колыбели.
В то же время психологи в панике: современные дети значительно опережают в интеллектуальном развитии своих сверстников 5-7 – летней давности, а их родители совершенно не берут в расчет эмоциональный возраст и физиологическое состояние своих малышей. Хотя эта сторона развития ребенка намного важнее интеллектуальной составляющей.
Как результат – дети бегло читают по-английски, проводят часы у компьютера, но страдают десятками фобий и физически ослаблены.
Современные технологии, без сомнения, полезны. Веб-камера не хуже гувернантки присматривает за ребенком, а виртуальный репетитор вполне может заменить реального преподавателя при формировании интеллектуального развития ребенка.
В то же время тревоги умудренных жизнью бабушек и мам вполне обоснованы – без ЖК-дисплея перед глазами и hands-free в ухе ребенок гораздо лучше сохранит зрение, слух и здоровье.
Статистика утверждает, что 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкиваются с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, а примерно 5,5% готовы воплотить увиденное там в жизнь…
В сети можно столкнуться с сайтами, пропагандирующими насилие, национализм и садизм.
Ребенку могут рассказать, как приятны на вкус наркотики, какие незабываемые ощущения вызывает алкоголь и как самостоятельно изготовить самодельную бомбу.
Особо актуальна проблема компьютерной наркозависимости. Специалисты в США не первый год исследуют проблему JAD – маленькие пациенты с таким диагнозом проводят за компьютером 16-18 часов в сутки. Дети жалуются на желание как можно быстрее выйти в интернет – едва проснувшись или вернувшись из школы. Если нет возможности это сделать, наступает состояние угнетенности и депрессии. Наиболее подвержена этому заболеванию возрастная группа от 14 до 19 лет…
Что касается духовных и культурных ценностей, то они вообще у детей не воспитываются – все подменяется массовой ширпотребной культурой и компьютерным виртуальным миром.
Внедрение новых высоких технологий и рыночная экономика вызвали появление в Украине многих новых профессий на рынке труда. Сегодня уже никого не удивляют имиджмейкер, менеджер, брокер, дилер, аудитор, офисный секретарь и психоаналитик…
Каждый день появляется что-то новое, а вот правильно ли сориентированы наши дети на выбор будущей специальности? Ведь «вскормленные» на компьютерной культуре молодые люди сильно отличаются от своих ровесников, например, 1980-х годов.
В начальных классах большинство сегодняшних детей даже толком не знают о профессии своих родителей, только 35% процентов старшеклассников готовы к выбору профессии, а в 45% случаев родители навязывают детям свой выбор…
С введением 12-летнего обучения в Украине начался процесс более ранней профспециализации.
Обычно профиль обучения (например, школа с математическим или гуманитарным уклоном) и будущая профессия совпадают. Нужно только помочь ребенку и родителям скоординировать будущую специальность с профилем обучения. Даже если ребенок – ярко выраженный гуманитарий, но хочет работать в сфере вычислительной техники, у него есть шансы с минимумом затрат занять эту нишу. Задача психолога показать ребенку его слабые и сильные стороны, объяснить плюсы и минусы данной профессии. Чем младше ребенок, тем больше шансов развить в нем те или иные способности…
Удивительно, но именно старшеклассники, которым предстоит осваивать будущую профессию, оказались «на обочине» психологической службы страны: за один только учебный год индивидуальной психодиагностикой детей было охвачено много детей дошкольного возраста (192774 ребенка), в то время как учащихся старших классов - всего 122520 человек.
Индивидуально проконсультировать 1000-2000 учеников средней школы нереально - школьникам достается общая информация во время кружков и факультативов. Иногда психолог организует экскурсии в центр занятости.
Создавать новые методики по выявлению склонностей человека к той или иной профессии сейчас просто нет необходимости – их достаточно много, считают ученые. Они проверены временем и хорошо работают. Использовав с десяток существующих методик, можно определить с точностью до 95% правильный выбор профессии ребенка. Другое дело – применяет ли кто-то эти методики в условиях нынешней средней школы? 400-500 существующих методик – это и вопросник Голланда, и методика Русалова, и модифицированный вопросник Подмазина, и КОС-2…
А как же быть с теми специальностями, которых раньше не было, например, связанными с компьютером и электроникой?
Отслеживает ли кто-то появление новых специальностей на рынках труда разных стран?
В каждой стране есть что-то интересное. Например, традиционные профессии и занятия в Китае быстро вымирают. Еще поколение 80-х стремилось к стабильной работе в государственных учреждениях, фабриках и заводах. Но реформированный рынок диктует новые профессии, о которых еще лет пять назад никто не слышал. "Хит сезона" в Китае - профессии авторов и дизайнеров SMS. В стране насчитывается 207 миллионов владельцев мобильных телефонов. Многие из них подписываются на услуги SMS: сводки последних новостей, чаты и даже курсы английского языка. Высок спрос на дизайн мелодий телефонного зуммера, картинок-сообщений и даже шуток. Некоторые способы китайцев заработать на жизнь кажутся довольно экзотическими, как работа профессионального "координатора цветов", например. Он помогает клиентам подобрать цветовую гамму - от внутренней отделки интерьера до аксессуаров гардероба…
На Западе давно сложилась система стандартов видов работ, которая предполагает их подробное описание, страхование, каталогизацию и соответствующую профессиональную подготовку населения. Эта ориентация позволяет людям не искать должности на готовых рабочих местах, а создавать рабочие места для развития собственных ресурсов. Такой подход позволяет кардинально решать проблему занятости.
В европейских странах проблема трудоустройства своя: может ли человек выполнять те виды работ, которые необходимы для удовлетворения потребностей клиентов той или иной фирмы? Если да - то он нужен, востребован, а значит - может гарантированно заработать деньги.
В Украине при формировании рынка профессий прежняя ориентация - на должности и специальности. У нас при рыночных условиях до сих пор нерыночные правила. Это отражается и на рынке профессий: дети дезориентированы, они отдают немало лет учебе, получают диплом специалиста, а потом либо не могут найти работу по специальности, либо, найдя, не могут работать успешно, потому что не соответствуют современным требованиям. Наша образовательная система ориентирована на подготовку эрудированных специалистов, но не на формирование у них универсальной способности развития ресурсов, востребованных на рынке труда. А ведь будущий клиент станет платить не за диплом, а за качество работы.
Гигантские человеческие ресурсы не используются, а в отношениях к рынку профессий мы отстаем даже от стран «третьего мира».
Рынок формируется независимо от тех профессий, которые предлагают наши вузы. Единый мировой стандарт продиктован самой жизнью, в нем отражена суть современных рыночных правил: «работай качественно и ты будешь нужен». Сегодня нужна полная самоотдача, недаром девизом знаменитой Силиконовой долины (мировой центр технологий) является: «Творить наравне с Богами, управлять наравне с королями и работать наравне с рабами».
И дело тут не в новомодных названиях профессий. Сегодня появилось много якобы новых специальностей, которые являются хорошо забытыми старыми. Например, логистик (специалист, занимающийся оптимизацией поставок и перевозок сырья, товара и средств производства) во многом напоминает поставщика. Профессия мерчендайзера - специалиста по продвижению продукции в розничной торговле, (осуществление контроля расположения товара на полках, поддержки имиджа товара, контроля рекламы и цен на товар), напоминает хорошо известного товароведа.
Есть и реально новые профессии. Например, молодым людям со склонностью к психологии подойдет профессия коучера, раскрывающего потенциал личности сотрудников компании, увеличивающего их производительность и эффективность. Тем, кто имеет творческие способности и владеет языками, подойдет профессия копирайтера - человека, разрабатывающего креатив в рекламе. В его задачи входят создание концепции рекламной кампании, рекламных текстов, слоганов, пресс-релизов. Молодежи с тягой к предпринимательству, ближе профессия девелопера (специалиста по операциям с недвижимостью, который занимается покупкой недвижимости, разработкой проекта и дальнейшей продажей или сдачей в аренду данного объекта). А те, кто не боится рисковать, может попробовать себя в деятельности джоббера - специалиста-посредника на фондовой бирже, покупающего и продающего акции за свой счет, в отличие от брокера…
С развитием информационных технологий тоже связано появление целого ряда новых профессий. Это системные и сетевые администраторы, веб-дизайнеры, веб-редакторы, веб-диллеры и многие другие.
Но, пожалуй, самой интересной из профессий, связанных с информационными технологиями, сегодня является профессия internet – архивариуса. Особенно популярна она в США.
Брюстер Кале, архивариус из Сан-Франциско, считает, что средняя продолжительность жизни документов в Internet составляет лишь 75 дней. Возглавляемая Кале организация Internet Archive поставила своей целью сохранить все то, что ежеминутно бесследно исчезает в пучинах безбрежного океана Internet. Для этого была разработана специальная поисковая система, фиксирующая все новинки, появляющиеся во “Всемирной паутине”. По другому пути пошла организация Afterlife из Сиэтла (шт. Вашингтон). Ее задача - не только откладывать в архивах информацию из приватных страниц Сети, но и их поддержание в виде так называемых “дигитальных надгробий”. Подобные Web-страницы - подлинное зеркало персоналий в их повседневном проявлении - считает основатель Afterlife Дэвид Блэтнер.
Где готовят таких специалистов? У нас пока нигде - это слишком новые профессии, и система образования еще не успела отреагировать на них должным образом. Многие из специалистов получили необходимые знания и навыки в процессе практической работы и путем самообразования. Иногда к этому добавляются краткосрочные курсы, которые проводятся фирмами, специализирующимися на информационных технологиях. Сейчас во всем мире существует большой спрос на эти специальности.
Как результат – все больше украинцев отправляет своих детей получать образование за рубежом, где утрачивается их ментальность, национальные духовные ценности.
Когда несколько лет назад Министерство Иностранных Дел Украины передало функцию апостилирования документов об образовании своим коллегам в Министерство Образования и Науки (каждый выезжающий на учебу за рубеж должен получить соответствующий штамп – апостиль, подтверждающий его диплом), сотрудники Министерства были просто потрясены наплывом выезжающих – к ним ежедневно обращалось не менее 40 человек! За год это выливается в астрономическую сумму, поскольку, по наблюдениям специалистов, 95% из этих людей едут именно на учебу.
Статистического учета уезжающих получать образование никто не ведет: сейчас учащиеся не обязаны регистрироваться в консульских отделах за рубежом.
Однако, проанализировав ситуацию, в Министерстве озвучили внушительную цифру: сегодня за рубежом обучается более 35 тысяч украинских граждан…
Такого бума в сфере образования за рубежом Украина еще не переживала - даже в советское время, когда украинские студенты учились в дружественных станах на безоплатной основе.
В 1992 году обучение за рубежом перешло на платную основу, и количество счастливцев сразу сократилось: в 1993 в зарубежье училось всего 14 тысяч наших соотечественников…
На рынке таких услуг идет жесткая борьба, где каждый старается урвать как можно больше, а лидером в этой сфере являются США, в которых обучаются сейчас 560 тысяч иностранных студентов. Если принять во внимание стоимость обучения в США (от 20 до 40-50 тыс. долларов в год за одного студента), то можно представить себе колоссальные прибыли от этого бизнеса.
Украина тоже вступила в борьбу на этом рынке и не безуспешно: она опережает в некоторых странах преуспевающую на этом поприще Россию.
Какие же все-таки возможности существуют сегодня?
Во-первых, получение образования за рубежом в соответствии с международными договоренностями Украины разного уровня, в которых зафиксировано, что стороны в двухстороннем или одностороннем порядке будут обмениваться или предоставлять друг другу стипендии. Такие соглашения уже есть с Польшей, Венгрией, Болгарией, Молдовой и другими странами, где установлены соответствующие квоты на паритетной основе. К сожалению, эти квоты крайне невелики, например, с Польшей мы ежегодно обмениваемся всего 2 студентами и 2 аспирантами на полный курс обучения.
Вторая возможность: в Украине действует много зарубежных программ, которые предоставляют гранты или стипендии разных государств для получения образования за рубежом.
Например, США по своим программам ежегодно предоставляет нашим гражданам 1000 стипендий. Среди стипендиатов – 300 учеников 10 классов, студенты младших и старших курсов, молодые преподаватели и научные работники.
Программы «Акт в поддержку свободы», АЙРЕКС, обменов Фулбрайта пользуются большой популярностью среди молодежи. Из 2 тысяч стипендий, которые получает Украина в год, половина идет на систему образования, т.е. проходит через Министерство. Для получения таких стипендий главное условие – хорошее знание английского языка. Тестирование соискателей проводят представители программ в Киеве и регионах, а конкурс составляет сотни, а то и тысячи человек на место.
Хорошо себя зарекомендовала программа «ДААД», которую предоставляет служба академических обменов Германии.
Уже 3 года в Украине действует программа «Эразмус – Мундус», которая направлена для стран, не входящих в ЕС - мы занимаем третье место по квоте участия в ней. Программа Вышгородского Фонда (ее организовали Польша, Венгрия, Чехия, а курирует Словакия) действует не первый год, мы получаем по 8 стипендий для магистров и бакалавров от каждой страны.
Шесть лет функционирует Коллегиум Польско-Украинских Университетов в Люблине. Аспиранты, обучающиеся в нем, получают стипендию в сумме 400 долларов в месяц.
Однако большинство этих стипендий предназначено на короткий срок обучения - от 3 до 10 месяцев. Существует также возможность получить образование по межвузовским соглашениям, поскольку высшие учебные заведения 4 уровня аккредитации самостоятельно осуществляют международные связи…
Подавляющее большинство наших граждан получают образование за рубежом за свой счет или за счет спонсоров. Как утверждают специалисты, практически все они остаются работать за границей. Лишь те, кто едет по программам США, вынуждены вернуться домой: в документах зафиксировано, что после окончания обучения учащийся обязан уехать на родину и в течение двух лет не имеет права въезда в США.
Те, кто получил диплом за рубежом, должен, вернувшись в родные пенаты, пройти нелегкую процедуру нострификации документа, т.е. приравнивания его квалификационного уровня к нашему.
В Министерстве Образования и Науки Украины существует специальное подразделение – Управление лицензирования, аккредитации и нострификации, которое занимается этой процедурой. Кстати, придумали это не мы, во всех Европейских странах подобная процедура проводится давно, а в Украине – всего несколько лет. Она регламентируется Лиссабонской Конвенцией 1997 г. о признании квалификации в Европейском регионе.
Если 75% дисциплин и часов, заявленных в дипломе, совпадают, то он приравнивается, если нет, то магистру могут сказать, что он приравнивается к нашему…бакалавру.
Подобное случается с выпускниками частных вузов религиозного направления, но, как правило, с теми, кто закончил вузы в США или странах ЕС, таких проблем не возникает.
Сегодня Украина имеет 22 международных соглашения о взаимном признании документов об образовании, когда это происходит автоматически. Вместе тем, некоторые страны отказываются заключить подобное соглашение, например Германия.
Кроме нострификации, «зарубежных» выпускников ожидает на родине немало трудностей: они не приспособлены к нашим условиям труда, нашему законодательству, уровню наших зарплат.
Но самая большая проблема – это отсутствие в Украине своих государственных стипендий для обучения граждан за рубежом.
В то же время в Украине есть 1000 стипендий для обучения иностранных граждан в нашей стране.
И все-таки главной причиной, заставляющей наших родителей отправлять своих детей на учебу за рубеж является отсутствие отечественной воспитательно-образовательной системы с хорошими духовными и культурными традициями. Старое разрушено, новое – не создано.
Ужасно то, что подавляющее большинство студентов едет получать образование в столичные вузы и вузы крупных городов не для того, чтобы приобрести знания, а для того, чтобы провести 4-5 лет в большом городе, где много развлечений и возможностей побыть подальше от родительских глаз. Именно на эту «развлекаловку» и делают ставки многие коммерческие вузы.
Крупные города, особенно Киев и его жители, буквально страдают от засилья огромного количества студентов новоиспеченных вузов, которые привносят с собой хулиганство, создают проблемы в транспорте.
Мне кажется, что выходом из подобной ситуации была бы полная реорганизация сегодняшней системы образования.
Необходимо сократить количество вузов, а оставшиеся крупные вузы с хорошими традициями и репутацией – вынести за черту крупных городов, создав самостоятельные учебные городки. Там же, при этих вузах, можно открыть колледжи и даже начальные школы, чтобы ребенок мог пройти в таком комплексе всю систему обучения.
В таких городках обязательно должны быть храмы разного вероисповедания, чтобы дети могли исповедовать свою религию. И обязательным должно быть приобщение к культуре – какую бы профессию не приобретал студент. Этому могли бы содействовать хорошие библиотеки, концертные залы классической музыки и т.п. Традиции и дисциплина в таких университетских городках должны быть незыблемыми. Тогда и отпадет желание ехать за рубеж в поисках Кембриджа или Оксфорда.
А у любителей развлекаться за счет получения образования, сразу отпадет охота жить пять лет за родительские деньги.
Естественно, подобная реорганизация не может пройти безболезненно и встретит яростное сопротивление чиновничьего и ректорского состава многих вузов, поскольку многие останутся оторванными от «кормушки».
Однако мы должны прийти к этому ради спасения нашей духовности и культуры, ради наших детей. И это все равно неизбежно.