Доклад О.Андарало

АНДАРАЛО Ольга Александровна (Беларусь) – председатель Белорусского отделения Международного общественного движения «Родительская забота», врач-невролог О духовных истоках и сущности семейно-родовых связей Если все явления материальной и установки душевной жизни человека осознаются в их духовной глубине, все жизненные процессы открываются в своей сущности и могут быть приводимы в соответствие с их истинным назначением. Это относится и к семейно-родовым взаимосвязям. Род, родство, родительство, Родина, народ, природа – все эти краеугольные понятия для осознания интимных взаимосвязей человека с миром имеют общий корень. И каждое из них несет в себе тайну жизни в бесконечности и загадку воспроизведения жизни во времени и месте, а, кроме того, имеет ту же троичную структуру, присущую как человеку, так и всему его жизнетворчеству.

По словам С. Булгакова: «Родина есть священная тайна каждого человека, так же, как и его рождение. Теми же таинственными и неисследимыми связями, которыми соединяется он через лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан через родину и с матерью-землей, и со всем Божиим творением».
Место и среда, в которых зачинается и проходит жизнь человека, рода и народа, имеют особое  значение для их развития, жизненного и исторического пути и, в свою очередь, претерпевают обратное преобразующее воздействие в результате их жизнедеятельности. Как пишет В. Вернадский: «…в одном из своих значений слово «место» в русском языке – это не что иное, как плацента. Такая языковая интерпретация локуса и отношений с ним в терминах материнской связи не случайна. Давая имена урочищам, поселениям или улицам города, ставя памятники, сохраняя легенды и предания, человек символически организует бывшее для него безличным пространство, претворяя его в место своей жизни» (3).
Каждый человек по месту рождения, языку и кровным связям принадлежит к определенной стране и народу, однако при этом не каждому удается стать истинным патриотом и сыном своей Родины. Это достигается лишь полнотой самосознания человека. При глубоком рассмотрении вопроса оказывается, что условием истинного нахождения земной родины является обретение человеком своей Духовной, Небесной Родины. «Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство», - писал Н.В. Гоголь в письме В. Белинскому. В работе «Путь духовного обновления» И. Ильин, исследуя явление Родины в человеческом восприятии, утверждает: «Не кровь сама по себе решает вопрос о родине, а кровь как воплотительница и носительница духовной традиции. …Родина воспринимается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек, совсем лишенный его, будет лишен и патриотизма» (1).
Аналогично происходит и со всеми другими родовыми связями, имеющими внешние и внутренние аспекты. Познание внешней формы должно устремлять к проникновению  в сущность явления, в которой открывается смысл целого. По мнению П. Флоренского: «Жизненная задача всякого – познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого – познать собственное свое место в роде и собственную свою задачу… Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества» (2).
С расширением сознания понятия родины и родства могут также расширяться и  выходить за пределы родовых и национальных уз. Человек обретает  родину в Матери-Земле и Природе-Матери, обнимает мыслью человечество, вмещает сердцем все живое и восходит к осознанию своего родства со всем мирозданием, постигая космическое всеединство и братство. При этом, как пишет И.Ильин, «истинная вселенскость не только не отрицает национализма, но вырастает из него и закрепляет его, так что истинный националист может вступить во вселенское братство только как живой представитель своего народа и его национального духа. …только он сумеет увидеть ширь духовной вселенскости и не соблазниться ею — не соскользнуть в духовную беспочвенность» (1).
«Я родом из Вселенной», – заявляет о себе Сократ. «…Появился новый гражданин Вселенной», – сообщает о своем рождении в автобиографической книге К. Циолковский (4). Братьями и сестрами называет Франциск Ассизский Солнце, Луну, Звезды, Ветер, Огонь и Воду. «Мы – дети Космоса… Кровь общая течет по жилам всей Вселенной», – утверждает А.Чижевский (5).
Вселенная духоматериальна; Дух космичен; Космос духовен. Пока такое сознание – нечастое явление. О нем свидетельствуют достижения мировых гениев и высоких духовных подвижников, которые намечают будущие эволюционные вехи человечества и прокладывают к ним пути. Они же, будучи выразителями скрытых духовных устремлений человечества, его Учителями и Духовными Водителями протягивают ему ту Серебряную Нить Духа, которая указывает Путь в бескрайних просторах внутренней и внешней Вселенной...
Новорожденный человек обретает свою первую земную родину в родной матери, в ее союзе с отцом, в своей семье и роде. Зрелый человек, направляя мысленный взгляд к микрокосму и микромиру, родину может воспринять еще глубже – в животворящей тайне материи - и придти к тому же объемлющему все живое родству, исходящему из единой Матери – Материи, при этом расширив и одухотворив понятие родственных взаимосвязей осознанием их духовных корней и высот. Так Материя и Дух в их глубинном единстве и сокровенной взаимопричастности обретаются возросшим сознанием как два Животворящих Начала Бытия, порождающих неисчислимые богатства всех форм и состояний жизни в мироздании.
Однако известно, что на интуитивном уровне сознание сопричастности всему миру и чувствование во всем живой души имеют и маленькие дети, вестники гениальных возможностей человечества. У знатока детского сердца Я. Корчака читаем: «Близки ему собака и птица, ровня – бабочка и цветок, в камушке и ракушке он видит брата. Чуждый высокомерию выскочки, ребенок не знает, что душа только у человека. …Я знаю мальчика (теперь он уже большой), который собирал на дороге камушки и относил в лес: там их уже никто не потопчет» (6).
Земля и Небо связаны корнями и кроной Мирового Дерева. Осознание в человеческом родовом древе духовных соков вечного Древа Жизни дает ему прочную основу для бытия и роста, а всем его частям и элементам – внутренний смысл, программу эволюционного развития и возможность полноты реализации. Так в основе наиболее глубоких и плодотворных внутрисемейных связей, как и всех содержательных межличностных отношений – истинной дружбы и любви, сотрудничества и сотворчества, находятся узы, прежде всего, не кровного, а духовного родства.
Исток земной жизни человека и ее венец – семейный союз – может восходить в любви, красоте и мудрости отношений в соответствии с духовным ростом и преображением сознания ее членов. Путь к такому восхождению открыт каждому, «истинно устремленному к Красоте». При этом само явление Красоты осознается в ее духовном, спасительном смысле. Восходя к Небу своего внутреннего мира, человек открывает свое предназначение на Земле, сущность начал, истину любви, смысл семьи и свет родительства. И тогда весь земной путь становится школой самопознания, совершенствования и служения Матери-Жизни.
Духовный смысл семьи открывается нам в гениальных прозрениях мыслителей и творцов, способных соединять широту и глубину мысли с силой сердечного чувства. Именно этот союз высокого Разума и Великого Сердца дает человеку возможность постигать глубинный исток и предназначение Мужского и Женского Начал и проникать в Тайну их Союза, т. к. Сердце и Разум в их духовном аспекте представляют символическое выражение мужчины и женщины во внутреннем мире каждого человека. Закон подобия макро- и микрокосма открывают сущность начал и в их космическом аспекте. Выдающаяся духовная подвижница и философ Елена Рерих пишет: «Истинное устремление к Красоте приведет нас к пониманию высшей красоты законов, управляющих Вселенной, выраженных в Совершенном Разуме и Совершенном Сердце» (7).
Духовный смысл семейного союза издревле утверждался в народных традициях, в религиозных заповедях и обрядах. Так, при венчании в православной церкви жених и невеста трижды обменивались кольцами, символически соединяя свои физические, душевные и духовные тела. Затем вслед за священником они трижды обходили аналой с Евангелием в знак предстоящего совместного пути во всех трех мирах, освященного заповедями Триединого Бога. Восхождение к триединой целостности супругов, к этому истинному целомудрию, – задача подвижническая, но именно на этом пути любовь открывает свою чудесную преображающую силу.
В беседе о «Таинстве любви» митрополит Антоний Сурожский раскрывает нам это так: «…единственный способ возродить человека, единственный способ дать человеку раскрыться в полноте – это его любить; любить не за его добродетели, а несмотря на то, что он несовершенен… Нам надо учиться видеть человека таким, какой он есть в самой своей глубине, в самой своей сущности, и соответственно к нему относиться. …Каждый из нас представляет собой икону, образ Божий, но мы не умеем этого помнить и не умеем соответственно относиться друг к другу. Если бы только мы могли вспомнить, что перед нами икона, святыня!.. И мы можем решить, порой, всю жизнь отдать на то, чтобы все поврежденное в этом образе… – восстановить… Любовь – это именно и есть крайнее, предельное страдание, боль о том, что человек несовершенен, и одновременно ликование о том, что он так изумительно, неповторимо прекрасен… Это – то, что называется целомудренным отношением к человеку, это – настоящее начало любви, первое серьезное видение» (8).
В этом прозревании в другом человеке его высшей, духовной сути заключается важнейшая одухотворяющая способность и миссия любви. Превращение гусеницы в бабочку, гадкого утенка в прекрасного лебедя – примеры любви Матери-Жизни и наглядные уроки Матери-Природы. Но внешние превращения – лишь итог кропотливой и мудрой внутренней работы. В духовном вынашивании прекрасного духовного образа любимого человека и воплощении его в во внешней реальности и заключена сущность духовного родительства. Знание духа и подвиг сердца любящего становится ведущим и преображающим началом для любимого.
Понятия духовного материнства и отцовства закономерно связываются в общественном сознании прежде всего с религиозной сферой. Однако священный смысл родительства должен войти и в сферу личной жизни человека, так как изначальный смысл и высшее предназначение мужского и женского начал заключены именно в духовном порождении, о чем свидетельствуют многие философские и религиозные источники. У христианского подвижника иеромонаха Онисима находим следующее понимание Начал в мировом бытии: «…задача мужчины – открывать Бога твари, низводить благодать Божию, будучи как бы священником, а задача женщины – собирать в сердце своем вселенную благодатно-материнской любовью» (9).
Итак, идеал Мужа (Мужчины) и его всемирное назначение – Святой Отец, Духовный Учитель, Герой и Гений, в высшем выражении – Богочеловек. Одухотворяя свое сознание и свою внутреннюю природу, он прокладывает пути к Свету, т.е. – к большей осознанности – для всех окружающих его братьев по жизни, иными словами, прорубает туннели для Духовного Света во мраке плотной материи с ее ограниченным сознанием.  Борясь за Свет для собратьев, он преисполняется внутренним Светом, который может выявляться в гениальных творениях и деяниях.
А вселенская суть Жены (Женщины) – Матерь человека, которого она напитывает всеми животворящими энергиями своего существа, чтобы выносить на путях человеческой истории свое дитя в Богочеловека и самой возрасти до Матери Мира, способной охранять и насыщать все живое  Благодатью Всеобъемлющего Сердца и устремлять Любовью и Мудростью к Свету.
Соединение земного и духовного родительства, учительства и сотворчества – и есть полнота назначения начал, тот идеал, к которому можно и нужно стремиться, который должен войти в жизнь семьи и общества и преобразить их. В этом путь к исцелению (обретению целостности) и возрождению (духовному рождению) человека, народа и человеческого сообщества.
Союз двух триединств – мужа и жены, скрепленный Божественной Любовью, дает те семь первичных начал – «семь Я», которые составляют полноценное семя, воспроизводящее новую жизнь на земле в полноте ее природно-духовных возможностей. И только такая семья способна создать благодатное  пространство, необходимое для полноценного развития всех трех ипостасей приходящего в мир человека.
Одухотворение семьи возрождает народ и страну. Духовно возрожденный народ, благодатно преображая свою и окружающую жизнь, становится благословением для своей родины и планеты. Следование этим путем приблизит время, когда одухотворенная общечеловеческая семья в гармоничном союзе единого Сердца и общепланетного Разума вольется в Божественную Симфонию Вселенской Жизни.

Литература
1.    Ильин И.А. Основы христианской культуры. – СПб.: «Шпиль», 2004. – С.223, 232, 233, 240, 245.
2.    Отец Павел Флоренский о воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост.-редактор А.П. Фурсов: - М.: Школьная Пресса, 2004. – С. 42, 43.
3.    Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века. – Пермь: изд-во Пермского университета, 2000. – С. 22.
4.    Циолковский К.Э. Черты из моей жизни. – Калуга: «Золотая аллея», 2002. – С. 26.
5.    Чижевский А.Л. Поэзия. – М.: «Издательский Дом “Компьютерный аудит”», 1998. - С.208.
6.    Корчак Я. Право ребенка на уважение. - М.: Правда, 1989.
7.    Письма Елены Рерих, 1929 - 1938. В 2 т. Т. 1. –Мн.: ПРАМЕБ, 1992. - С. 156.
8.    Антоний Сурожский. Таинство любви. – Мн.: Минское епархиальное управление. - С. 19; 20.
9.    Иеромонах Онисим (Поль). Любовь как условие возможности Царства Божия // Человек. – М., Наука, №5, 1991. - С.117.