Доклад О.Полутиной

Олена ПОЛУТИНА (Украина) – второй вице-президент международного отдела по делам молодежи ассоциации «Мир через культуру – Европа» Межкультурная коммуникация и молодежные проекты как одни из основных аспектов современного образования Современный мир часто сравнивают с так называемой ‘глобальной  деревней’ – “global village”, образованию которой во многом способствует экономическая, технологическая и информационная интеграция. При этом на передний план выходят проблемы коммуникации между представителями различных культур на основе  межъязыкового и межкультурного взаимопонимания и взаимодействия. Цель межкультурной коммуникации заключается в стремлении к единству в многообразии и образованию за счет взаимного обогащения общей культуры наряду с национальными культурами.

Другими словами, в результате межкультурного диалога (или даже полилога) в идеале выводится квинтэссенция «своей» и «чужой» культуры, благодаря которой «чужая» культура перестает быть чужой, а «своя» культура обогащается, получая новые знания.
В условиях глобализации современный молодой человек непременно является участником межкультурной коммуникации (посредством сети Интернет, через прямое общение, путешествия и т.д.). Успех межкультурного общения, а вместе с ним стабильность и благополучие мира в третьем тысячелетии во многом зависит от способности молодого поколения проявлять терпимость, уважать не только «свои», но и иные культурные и социальные особенности, от воли и желания понять друг друга и сотрудничать друг с другом, искать и находить пути урегулирования социокультурных конфликтов.
Таким образом, целью современного образования является воспитание молодёжи, способной к успешному межкультурному общению на благо социокультурного, политического и экономического прогресса как своей страны, так и всего мира в целом. Речь идет о развитии межкультурной компетенции у учащихся (школьников, студентов). По определению профессора д-ра Мюллер-Жакьера (Германия), межкультурная компетенция – это «...стратегическая поведенческая и коммуникативная компетенция в межкультурных ситуациях, которая способна рассматривать те или иные (ситуативно обусловленные) значения с различных культурных перспектив, анализировать незнакомые («чужие») правила коммуникации и культурно-специфические указания к действию и договариваться о конструктивных ситуативных значениях. Она включает в себя способность как к культурному сравнению, так и к оценке влияния тех или иных культурно обусловленных различий (в том числе собственных, для других ‘отличных ’ манифестаций)».
Достижение межкультурной компетенции невозможно без практики. Из собственного опыта могу сказать, что только находясь в интернациональном окружении, действительно узнаешь и «проживаешь» особенности той или иной культуры. Современные молодые люди, имеющие при себе багаж знания минимум трех языков и находящиеся примерно в равной возрастной и социальной категории (например, студенты), легко найдут общий язык друг с другом, независимо от своей национальной и религиозной принадлежности. При этом стираются существующие стереотипы, а своя собственная культура пропускается через призму приобретенных знаний. Таким образом, происходит переоценка своей национальной культуры и ярко выраженная идентификация себя как частицы этой культуры. В конечном итоге сочетание патриотизма с уважением к своему соседу по «глобальной деревне» ведет к достижению уровня гражданина мира без утраты собственных корней.
Различные молодежные проекты (например, волонтерские программы) и академические обмены (школьники, студенты, молодые ученые, преподаватели) значительно повышают мобильность современных молодых людей, тем самым обеспечивая им возможность окунуться в мир различных культур и достичь необходимой межкультурной компетенции. Свое распространение молодежные проекты получили практически во всех странах мира, и их спектр довольно широк. Но если традиция подобных проектов в странах  Западной Европы, Северной и Южной Америки существует достаточно давно (с конца 40-х гг. XX в.), то на постсоветском пространстве они появились относительно недавно (с 1989 года), хотя и активно развивается. Примером этому являются стипендиальные программы ERASMUS, ERASMUS MUNDUS, DAAD, ACCELS, Fullbright и т.п., партнерские отношения между школами и вузами различных стран и связанный с этим академический обмен, программы Work & Travel, Au-Pair т. д.
К сожалению, количество мест для участия в подобных программах строго ограничено, так что только малая часть студентов может рассчитывать на место. Одной из основных причин этому и проблемой дальнейшего распространения подобных проектов и программ (в первую очередь, в странах СНГ) является недостаточная государственная поддержка и, прежде всего, финансирование. Большинство проектов в странах СНГ финансируются приглашающей стороной, т.е. чаще всего странами Западной Европы и Северной Америки, а не страной-участником программы (исключение: Международная стипендия Президента Республики Казахстан «Болашак»). Между тем финансовая поддержка государства смогла бы обеспечить большую мобильность учащихся, студентов, молодых специалистов и ученых и тем самым развитие компетентности в межкультурных вопросах.
Следует отметить, что недостаточная информированность молодёжи о проектах, а также неподготовленность многих учебных заведений к ответному приему иностранных учащихся и студентов также тормозит развитие и расширение сети молодёжных проектов. Поддержка проектов на государственном уровне во многом помогла бы в решении данных проблем.
Таким образом, центральным тезисом данного доклада является то, что поддержка международных молодежных учебных, научных и культурных проектов на государственном уровне является необходимой составляющей подготовки высококвалифицированных специалистов и духовной элиты на основе уважения и взаимопонимания. В конечном итоге это ведет к более высокому развитию культуры в целом и созданию мира без границ.