САЦКОВА Оксана Владимировна (Россия) – аспирант, младший научный сотрудник Московского государственного университета культуры и искусств
Совесть как духовно-нравственная основа
традиционного общества
Традиционная культура любого народа является бесценной составляющей его бытия, в ней сосредоточен наиболее ценный социальный опыт народа и содержатся ключи к пониманию человеческой жизни, собранные по крупицам множеством поколений, бережно хранимые. Но в то же время традиция представляет собой естественную живую подвижную систему, содержание которой регулируется потребностями человека: с обретением нового опыта сокровищница народной мудрости пополняется знаниями, а утратившее актуальность трансформируется. Традиционная культура выполняет важнейшую функцию – помогает уберечь ее носителя от возможных ошибок, вооружая проверенной временем системой знаний. Этим обеспечивается выживание человека как вида и поступательное совершенствование уже существующих условий жизни. Таким образом, можно утверждать, что традиция функционирует во вполне рациональной, логически обозримой плоскости.
Однако, проводя анализ составляющих традиционной культуры, следует отметить настоятельный упор на ценностях не материального порядка. В обществе, живущем традицией, вопросы нравственности всегда составляют краеугольный камень культуры, поскольку развивают именно человеческое в человеке. Но духовные ценности не являются врожденными качествами, они воспитываются социально-культурной средой, и здесь ведущую роль играет народная педагогика. Она является продолжением традиции и стремится не навязать моральные ценности и регламентировать действия, а предложить размышлению сценарии последующего развития событий в зависимости от осуществленного нравственного выбора.
Это находит повсеместное отражение в устном народном творчестве, которое является хранителем народной философии. Например, в центре сказки – моральный выбор, выбор пути перед главным героем (символический образ – витязь на распутье): какие действия будут приняты как внутренне осознанные и необходимые.
В основе традиционного мировоззрения лежит понимание поступка как ответственного действия, которое должно быть произведено с учетом всех возможных взаимосвязей со всеми уровнями бытия. Так, следствием благих дел станет помощь и людей, и богов, в противном случае – гнев и отчуждение (находим отражение в пословицах: «Что посеешь, то и пожнешь»; «Как аукнется, так и откликнется»). Поэтому, с точки зрения традиции так важно устанавливать личную ответственность за совершаемые поступки, стремиться предвидеть их последствия, учиться жертвовать временными интересами во имя наиболее важных.
Сюжет сказок наглядно иллюстрирует, что добровольно принятые повышенные обязательства, благодаря которым решается конкретная общественная проблема, позволяют в итоге обрести и личное счастье. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в традиционном обществе нравственный выбор осуществляется не силой слепого страха перед судом общественности; это скорее подсознательный страх, возникающий при угрозе реальной опасности в случае принятия неправильного решения, иными словами – сила совести.
Совесть основывается на представлении о последствиях поступка; поэтому в некоторых языках это слово образовано от корня, обозначающего «знание». Речь идет о знании не только рациональном; совесть по праву считается неким органом моральной интуиции, проводником божественного в человеке, позволяющим в любой ситуации найти индивидуальное, наиболее правильное решение даже в том случае, когда нет времени совершать долгие аналитические операции.
Безусловно, именно совесть дает возможность ощутить свободу, но при этом сама свобода является непременным условием для проявления совести – в поступках, когда человек имеет власть над собственным выбором.
Сегодня власть чаще рассматривается как форма социальных отношений и все больше отождествляется со способностью человека подчинять себе других людей. В традиционном обществе категория власти воспринималась шире – как воля над чем-либо, свобода действий и распоряжений, управление. Она подразумевает условия, при которых человек имеет возможность совершить нравственный выбор. Роль власти в традиционном обществе сложно переоценить. Пословица «Всяк своего счастья кузнец», имеющая аналоги на многих языках, у многих народов, утверждает, что человек, имея власть над своими поступками, таким образом влияет и на следствия этих поступков. Следовательно, любая власть, проявляясь в волевом решении, с точки зрения традиционного мировоззрения, должна быть прямо пропорциональна способности нести моральную ответственность за его следствия.
И этот мировоззренческий принцип имел место в реальной социально-культурной практике традиционного общества. В частности, атаманом казачьего войска выбирался по общему согласию наиболее мудрый, опытный, умелый воин, на плечи которого ложилась и наибольшая ответственность. При этом наблюдалось отсутствие безоговорочного принятия нерушимости его власти; каждый имел право выносить голос на общий круг — тоже в соответствии с уровнем принятой ответственности. Подобные модели честной общественной организации приносят наибольший наглядно ощутимый результат, о чем убедительно свидетельствует история.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что традиционная культура представляет собой богатейший кладезь знаний, который еще не усвоен человеком; не поняты и не приняты должным образом мировоззренческие принципы, традиционные ценности и идеалы, прошедшие многовековую шлифовку.
Но современная действительность настойчиво призывает человека к разумным созидательным действиям. Пытаясь пройти мимо традиции, мы будем вынуждены вновь совершать уже допущенные человечеством ошибки. Поэтому без опоры на традицию невозможно ни разрешение существующих проблем, ни дальнейшее культурное развитие.