Доклад Тэрасавы Cэнсэя (Япония) – буддистский монах и учитель, буддистский орден Ниппонзан Мёходзи, учредитель Пагоды Мира.

 

Героизм скифского братства свободы

По материалам интервью Скифскому Национальному Конгрессу

9 февраля 2012 г., Россия, г. Москва, Музей Сахарова

Монашеские заповеди – не религиозные запреты, а путь к истинной свободе

Доклад Тэрасавы Cэнсэя (Япония) – буддистский монах и учитель, буддистский орден Ниппонзан Мёходзи, учредитель Пагоды Мира. Более 40 лет назад я оставил всё и стал странствующим монахом. За всю свою жизнь ни разу не работал ни в одной компании ни по какой специальности, ни разу не получал зарплаты и не имею ни какого диплома об образовании. Зато, никто не может указывать мне, что я должен делать и в любой момент я могу отправиться туда, куда хочу. Я совершенно свободный странник, живущий жизнью буддистского монаха, самой основной заповедью которой, является полная свобода и непрерывное странствие.

Существует множество монашеских заповедей, которые, на первый взгляд кажутся контролирующими нравственно-религиозными запретами. Чаще всего они именно так и понимаются - не делай того, не делай этого и т.д. Такой подход крайне негативен. В начале, я тоже думал, что заповеди буддистского монаха являются разновидностями множества нравственных запретов. Но после того как я просто пожил, странствуя и перемещаясь без какой либо собственности, мне стал полностью ясно почему монахам нужно соблюдать заповеди, основополагающим принципом которых, является поддержание духа свободы. Причина появления заповедей и соблюдения их буддистскими монахами лишь в необходимости поддержания свободы: от страха перед опасностями и смертью, от страха не выжить в бедности, от страха что-либо потерять, свободы от собственности и от привязанностей, вызванных желанием жить на одном месте. По сути заповеди не имеют ничего общего с нравственными запретами, моралью и гордостью, что ты хороший, так как не делаешь то-то и то-то.

Постепенно я стал осознавать, почему монашеские заповеди хранились как принцип образа жизни непрестанных странствий, являющихся обязательным условием достижения истинного духа свободы и бесстрашия. Свободное физическое движение и свобода от имущества дарят своду от привязанностей, престижа, собственности и от страха потерь. Только после обретения такой свободы можно стать истинно свободным. Зачем? Без этого наш дух не сможет обрести безграничную космическую мудрость. Именно для достижения истинной безграничной духовной свободы и космической мудрости учатся  образу жизни странствующего монаха, которому я следую вот уже более 40 лет.

Этот жизненный опыт помог мне открыть глаза на современную систему образования. Она предназначена и устроена таким образом, что бы лишить нас шанса освободиться из рамок идеи прогресса материалистического общества, направленного на развитие современного государства.

Концепция современного образования ошибочна

 Всемы сегодня живём в современном обществе, в котором все проходят через систему образования, находящейся в плену ложной точки зрения на историю и развитие человечества, относительно того что есть цивилизация и человеческое общество. В нашей жизни довлеет  современная концепция прогресса. Мы верим, что распространение современной системы образования, перенятой из Европы – благо способствующее прогрессу. Но, в действительности она даёт информацию, создающую крайне ограниченную, условную, перевёрнутую историческую картину общемирового развития человечества, от которой нам необходимо освободиться.

Все мы сегодня живём в системе современного национального государства, так же позаимствованной из Европы, где приблизительно в XVIIвеке оформилась её идеология, породившая индустриальную цивилизацию, для подержания которой необходимо было использовать народ, преданный только его стране - национальному государству, в котором на данный момент живёт человек. Для этого был придуман национальный патриотизм, пропагандирующий преданность только своему национальному государству, гарантирующему защиту, работу и зарплату. Но для того чтобы получать  зарплату нам приходиться иметь постоянные место жительства и работу – из страха потерять которые, мы не можем обрести свободу. Таким образом, нас «привязывают» и мы становимся зависимыми. А система современного образования нацелена на обучение людей не для того чтобы они стремились к Истине и мудрости, но для того что бы сделать из них инженеров и учёных, которых можно, подобно слугам и рабам, просто использовать для обогащения, усиления и прогресса современного национального государства.

В своё время вам даётся работа, зарплата, безопасное место жительства, а потом вам приходится отдать своих детей для того чтобы им промыли мозги в современной системе образования. Правительство требует, что бы каждый ребёнок был отдан в школу. Родители тоже считают, что их дети должны учиться в школе, ведь власть обязывает к этому. В европейских странах гуманитарными достижениями считается существование посещаемых людьми больниц и школ - это расценивается, как доброе дело. Родители и всё общество верят в то, что это прогрессивно. «Долг гражданина приносить пользу его стране - все дети должны посещать школы». Но эта современная система, порабощает всё общество. Она постоянно заставляет всех получать специальность и работать ради дохода, что делает невозможным обретение истинной духовной свободы.

Надежды и разочарования эпохи «перестройки»

С 1991 года я начал надолго останавливаться в России и после развала СССР у меня появилась возможность странствовать по его бывшей территории. Меня впечатлил провал августовского путча, во время которого я присоединился к защитникам баррикад пред Белым Домом для того чтобы бить в барабан и молиться. Августовская революция в Москве прошла бескровно - погибли только три человка, да и то в результате несчастного случая. В тот момент я думал: как хорошо что, благодаря Президенту Горбачёву, советская империя исчезает мирно и бескровно! Затем я стал свидетелем множества скоротечных неуправляемых изменений, приведших к закату СССР. Тогда мне подумалось, что в этой части света, вместо провалившегося коммунистического эксперимента, произойдёт совершенно новый эксперимент. Однако во всём мире стала преобладать идея, что западный капитализм – это хорошо. И жители бывшего СССР пришли к выводу, что нужно перенять систему западного капитализма, якобы победившую в «Холодной Войне». Все поверили в рыночную экономику, глобализацию, банковскую систему, капитализм, коммерцию - в самые знаменитые западные бренды - «madein» из Лондона, Парижа и Рима. Люди в бывшем СССР думали: «Теперь мы можем покупать самые лучшие товары со всего мира и нам больше нет смысла волноваться о том, что у нас производится». Таким образом, постсоветские перемены были захвачены слепым следованием западной - «хорошей» модели развития. «Демократия», «прогресс», «права человека», «свободное образование» - всё это воспринималось, как хорошее само по себе, просто потому что исходило из Западной Европы. Но слепое примитивное подражание западной модели породило большие проблемы. Всё было извращено и возможность для совершенно нового исторического эксперимента была упущена.

Сразу же после окончания «Холодной войны» армия США напала на Ирак. На постсоветском пространстве возникло напряжение в Чечне, пожелавшей независимости, и новая Россия развязала войну на Кавказе. Всё это объясняется тем, что Военно-Промышленный Комплекс - как в США, так и в Российской Федерации - использовал войну в Ираке и Чечне для того, чтобы снова взять инициативу в свои руки. Так ход истории был перенаправлен, и возможность нового исторического эксперимента в постсоветскую эпоху была у нас отобрана. Начиная с развязывания войн США в Персидском заливе и Россией в Чечне, стало быстро нарастать противостояние, которое, в конце концов, привело к трагедии 11 сентября и войне с Аль-каидой – по сути, охоте на террористов, скрывающихся на своих базах в Афганистане и Пакистане. Весь мир совершенно запутался. Дошло до того, что даже ЕС, как казалось наиболее прогрессивный демократический институт, оказался полностью беспомощен как идея и система - сегодня вся экономика ЕС может в любой момент рухнуть.

Знакомство с уникальной духовной культурой чеченцев

В то время, когда мир погружался в этот кризис я смог посетить Чечню. Это случилось перед началом первой войны. Сразу после провала августовского путча я пришёл к выводу, что здесь должно произойти что-то очень важное и мне просто необходимо находиться в Москве. Я остановился в гостинице «Украина» и с горечью наблюдал за тем, как общество всё больше запутывается и повсюду разрастается хаос. В то время судьба свела меня с чеченской мафией, группа которой жила в той же гостинице. Именно её представители были первыми чеченцами, с которыми я познакомился. Имея за плечами огромный опыт странствий, я с интересом наблюдал за их манерой общения и поведения. Я заключил, что они относятся к совсем другой «звериной породе», с которой мне ранее не приходилось сталкиваться. С некоторыми из них я завязал приятельские отношения, мы подружились и потом стали просто как братья. Их менталитет и манера поведения были далеки от современного индивидуализма. Я стал замечать, что эти чеченские горцы блюдут  какие-то свои особые обычаи. Меня всё это сильно привлекало. Затем так случилось, что мой самый близкий чеченский брат погиб в автомобильной катастрофе. И я отправился на его родину для того чтобы участвовать в его похоронах.

Так я впервые увидел жизнь горных аулов Чечни и понял, что в них сохранился первозданный образ жизни общин древности. Каждая семья здесь подобна монастырской общине и каждый род – тейп  соблюдает строгие ограничения. В их менталитет хранится неписанный код того, как следует внутри семьи и рода вести себя со старшими, путниками, странниками, женщинами, молодёжью, родственниками. В этом есть некая глубина, отдаляющая чеченцев от современного общества. Их культура уникальна. Прежде всего, говоря о них, нужно подчеркнуть их умение с благородством чтить родителей, старших, учителей и гостей. В этом отношении они совершенны. Именно степенью совершенством в этих достоинствах чеченцы оценивают высоту человеческих качеств.

Они всегда рады гостям и полностью открыты им. Если к ним приходит гость, то они должны отдать ему всё и они действительно так поступают. Они берут гостя под полную защиту, даже если это может навлечь опасность на всю их семью. Их долг защитить гостя и ни за что не предать его. Предательство у них считается самым позорным поступком. И любой гость, вступавший в родовое селение чеченцев, может рассчитывать на гарантию гостеприимного приёма и полной защиты со стороны этого рода.

Другой важный момент - это даяние. Чеченцы должны уметь отдать всё, что у них есть. Ничего нельзя хранить только для себя. Такое поведение впечатляет до глубины души.  Мой образ жизни буддистского странствующего монаха открыл мне насколько сохранение этого достоинства жизненно-необходимо для путников.

Знакомство с кавказцами, и прежде всего чеченцами, подарило мне богатый опыт познания.

Но откуда исходит эта высокая духовная культура, в такой полноте сохранившаяся в чеченском традиционном обществе?

Единство духовной культуры народов Центральной Азии и эдиктов Ашоки

Побывал я и в Центральной Азии, Кыргызстане, Алтае. Там я увидел существование одной общей для всех этих регионов особенности – той же что я заметил в чеченских общинах. Исконные жители хранят здесь живую традицию древней духовной культуры, которая была когда-то общей для всех человеческих существ. Хороший человек, тот, кто обладает достоинствами - почтителен, гостеприимен, блюдёт честь, правдив, благороден, смел и бесстрашен. Плохой человек –  тот, у кого этих достоинств нет. Это относится ко всем людям вне зависимости от их вероисповедания - и к христианам, и к мусульманам, и к тэнгрианцам. Такой культурный код поведения в общине универсален для всего человечества. Видя это, я стал размышлять о том, как смогла развиться и так широко распространиться эта древняя духовная культура?

У меня за плечами опыт долгой практики в Индии. Там сохранились самый древний, из когда-либо записанных буддистских текстов. Его именуют наскальными эдиктами царя Ашоки, которые так же являются и одними из самых древних на сегодня письменных памятников человечества, сохранившихся благодаря тому, что они были высечены в камне. Эти письмена – ценнейший археологический материал. И о чём же они повествуют? Главным образом – это изложение послания Будды и описание того как люди должны себя вести. Это называется Дхарма. Заключается она в почитании и уважении родителей и старших, в гостеприимстве к путникам, в создании колодцев и посадке деревьев и целебных трав во благо людей и животных. Так написано в этих наскальных эдиктах. Они утверждают лучшие человеческие ценности: гостеприимство, щедрость, искренность, уважение, заботу о родителях и учителе, помощь нуждающимся. Особое внимание в них уделяется даянию. Я увидел идентичность древних наскальных эдиктов Ашоки, в которых раскрывается послание Будды, с народными традициями, хранимыми в Чечне и Центральной Азии.

Каковы истоки этого единства?

Поразительный феномен сако-скифских курганов

Затем я стал размышлять над другим археологическим явлением – курганом – единственным, что после себя оставили древние кочевники. Археологический феномен курганов широко распространен по всему Северному Причерноморью и Кавказу, по всей Центральной Азии и Евразийской Степи в Украине, России и Казахстане, на Алтае, по всему северному Китаю, вплоть до Кореи и Японии. На всём этом гигантском пространстве археологическая культура курганов полностью идентична. Их создатели изготавливали бесподобные золотые изделия, имели очень близкие взаимоотношения с лошадьми, сакрально связывали звериный и человеческий дух и одинаково понимали космологию кургана во взаимосвязи со звёздами, солнцем и луной - возводили их в ландшафтах с одинаковыми особенностями. До сегодняшнего дня ни один историк не объяснил, почему на столь обширном пространстве была распространена эта единая духовная культура - кто и как её распространил?

Курганы являются археологическими останками кочевников, которых в одних местах называли скитами или скифами, в других саками или шакьями. Названия их созвучны и все они возводили курганы, доказывающие неопровержимый исторический факт того что эти кочевники древности, не будучи  одной этнической группой, создали единую универсальную духовную культуру.

Все курганы имеют одинаковое устройство, содержание и предназначение. Они возводились для чествования умерших. Кого же в них погребали?

Скифские герои были прообразами Будды и Иисуса

Постепенно мне открылось, что для всех скитов, скифов, шакьев, саков было универсальным почитание истинных героев и курганы возводились, как памятники им. Но кто были эти герои? Это были те, кто достигли высот общечеловеческих достоинств в безусловном даянии всего, что у них было. Герой был тот, кто отказывался от собственности и никогда ни кого не предавал. Для героя благородство было дороже жизни и он никогда не поддавался страху смерти, потому что вступил на Путь осознания Космической Свободы и Мудрости, что позволяло ему доносить послания Небес народу. Таковы были герои погребённые в курганах. Они могли раскрыть людям волю Небес для того чтобы предотвратить несчастья, эпидемии, конфликты и войны. Они приносили исцеление и мир, и были прообразом пророков, основателей всех религий: Иисуса Христа, Будды и др. - которые следовали тем же духовным ценностям истинного героизма и космической мудрости, так же, не жили на одном месте, не строили для себя дворцов, не стремились к богатству, никогда не боялись смерти, направляли народ, указывая людям Путь мудрости ради торжества мира. Они были такими же истинными героями, как и те, кто захоронен в курганах и кого звали скитами, скифами, саками, шакьями.

Будда сам себя называл Шакьямуни – Сакский Святой и после того как он вступил в Паринирвану над его шарирой (мощами) люди возводят курганы, которые называют ступами. Из всех основателей мировых религий только останки Будды погребают согласно сако-скифской традиции в курганах. Будда – Герой в честь, которого возводят курганы, излучающие, согласно скифской космологии, вечное единство и освобождение. В них соединяются силы неба, земли и человеческого духа. Такова символика кургана - ступы, монумента являющегося посланием скифов.

Скифское братство - пример позитивного мирового правления

Скифы не имели письменной истории. Они ни чего не записывали. Но у них был особый способ разделять духовные откровения через совместное многодневное чтение по памяти героических былин – эпосов и они могли видеть все вместе всё, что слышали во время пения этих эпосов. Они жили единым духом и видели одно и то же без всякого визуального воспроизведения на экране. Таким образом, без письменности и книг, они хранили живую народную память.

Предания гласят  о том, что скифы не имели никакого правительства и верили, что только истинный герой может объединить людей  и страну ради торжества мира. Скифы смогли распространить героизм космической мудрости и свободы удивительно широко на огромнейшей территории от Чёрного Моря до Корейского полуострова без помощи правителя, властей и вооружённых завоеваний. Всё это пространство было свободно от управления правительства и военного руководителя. Это было лучшей моделью древней духовной федерации, которую я называю древним скифским братством.

До сегодняшнего дня ни один учёный, историк, антрополог не освятил важный исторический факт существования скифской духовной федерации, объединявшей людей на огромнейшей территории. И это не смотря на то, что ничего подобного не было ни до, ни после её существования. Эта духовная федерация превосходила по своим размерам империи Александра Великого, Чингисхана, и даже СССР.

Нам необходимо признание скифской духовности для того чтобы освободиться от слепого упорства в идее современного прогресса, который преподносится как накапливание собственности, а те кто в этом преуспел сегодня считаются самыми передовыми и развитыми. Лишь для достижения такого прогресса сегодня создаются и существуют современные государства.

В XXIвеке ради будущего всего человечества нам нужно найти новую модель позитивного мирового правления и для этого нам необходимо серьёзно изучить пример скифской духовной федерации.

Ключ в стремлении к: равенству, человеческому достоинству, благородству и братству, поддерживаемому непрестанным даянием. Делится всем, никогда не стремясь к накапливанию имущества и собственности. Довольствоваться тем, что нужно на сегодня, а тем что остаётся поделиться, вместо того чтобы припрятать на завтра. Таков код скифа. И что интересно – такие же религиозные обычаи до сох пор сохранились у индуистов и мусульман. Для них тоже очень важно делиться и стыдно оставлять что-то на завтра для себя. Лучше просто раздать. Это совершенно отлично от современной идеи частной собственности и прогресса, который сегодня понимается как вера во всё большее обогащение - пополнение своего банковского счёта и комфортное жильё. Ради чего все сегодня и получают образование в школах и ВУЗах. Но это совсем не похоже на то, как жили скифы.

Истинная свода – это свобода от идеи и самоидентификации

Скифское братство смогло объединить в духе различные культуры и народы. Это стало возможно благодаря героизму. Скиф – это тот кто стремиться быть героем. В этом смысл жизни, ради которого мы рождаемся и существуем в этом мире. Нам нужно реализовать природу истинного героизма находящуюся в каждом из нас. Любое человеческое существо может стать скифом. Идеал скифского героя в буддизме называется путём бодхисаттвы - они едины в своём стремлении к совершенству.

Скифы никого не отвергали. Для них была важна всеобъятность. Все мировые религии имею одни корни, исходящие из скифской духовности. Будда, Иисус, Мухаммед учили одной и той же Истине, в которой скифы просто жили.

Весь космос и всё живое едино. Для осознания этого необходимо Пробуждение. Мы постоянно загоняем себя в рамки различных религиозных идей, культурных и этнических самоидентификацией. Скифы учили освобождению от всех этих рамок. Свобода - это не просто физическое понятие, она означает, прежде всего, свободу от идеи как таковой - свободу от любой самоидентификации.