Доклад Умара И.Вадильо

шейх УМАР ИБРАХИМ ВАДИЛЬО (Испания/Малайзия) – управляющий директор государственной компании «Келантан Голден Трейд», основатель Всемирного Исламского Монетного двора, основатель Всемирной Исламской Торговой Организации Суждение о Рибе Принято считать, что, с точки зрения материальных благ, положение никогда не было лучше, чем сегодня. Это несмотря на то, что закончилось самое кровавое столетие в истории человечества, которое впервые увидело применение оружия массового уничтожения на гражданском населении, колоссальное уничтожение экосистемы и фауны и самое большое число жертв голода, известное в истории. Все прошлые и нынешние бедствия забываются на фоне общего предположения о том, что сегодня уровень жизни среднестатистического человека не сравнится с тем, как когда-либо прежде. И все же это касается не всех людей, живущих в этом мире. В то время как были сделаны определенные достижения в материальном плане для относительно маленькой доли человечества, другая часть все еще живет с доходом ниже черты бедности в 2 доллара в день и в целом имеет доход меньше дохода 387 богатейших людей мира.

Этот дисбаланс в распространении богатств идет рука об руку с таким же дисбалансом в политике и военной мощи, который превратил одну нацию в мирового полицейского.
В ходе этого массивного перехода богатства в маленький уголок мира мусульмане потеряли значительную часть своего прошлого экономического и политического статуса. Политическое единство, представленное Халифатом, который даровал мусульманам голос в международных делах, было потеряно, и вместо него появилась череда маленьких государств под покровительством и в новой правовой системе ООН. Огромная часть нашего населения принадлежит к той группе, чей доход ниже черты бедности, и наш общий ВВП не достигает 10% от ВВП США. Политически разобщенные и проигравшие при экономическом разделении, мусульмане столкнулись с перспективой стать аутсайдерами в нынешней экономической системе. В этом режиме неизбежна продолжительная эрозия нашей социально-культурной жизни, которая, в свою очередь, приводит к нарастанию ярости и разочарования в сердцах нашей молодежи.
Настоящая система экономического дисбаланса сохраняется путем отвлечения внимания от экономических вопросов в пользу политических. Экономическая система, приводящая к дисбалансу, становится привычной, а отдельные политические тираны становятся во главе политической борьбы. В таких условиях экономическая система остается неоспоримой и, следовательно, продолжит свое существование.
По своей сути, эта система дисбаланса, которую мы называем капитализмом, основана на ростовщичестве. Ростовщичество само по себе является дисбалансом. Механизированное ростовщичество через банковскую систему превратило преступный договор в средство экономического господства. До тех пор, пока мы остаемся рабами Рибы, наша мусульманская нация будет оставаться в рабстве.
Обществу, неправильно понимающему динамику мира, трудно сосредоточиться на установлении своих целей. Оно утопает в море эмоций. Итак, акции, призванные «творить добро», теряются из-за недостатка этой нацеленности. В таких условиях никакие усилия не принесут плодов.
Понимание Рибы является основным условием понимания капитализма. Исламское понимание Рибы открывает путь к восстановлению нашего собственного муамалата и, тем самым, к созданию инструментов, которые могут победить настоящую систему. Риба имеет не только отрицательный характер. Она открывает путь к положительному строительству халала. Только когда мы путаемся, что такое халал и что такое харам, наши враги могут легко разрушить наши усилия. В этом документе мы собираемся пролить немного света на понятие Рибы. Аллах говорит в Коране: «Аллах разрешил торговлю и запретил рост».
Риба представляет понятие, обратное понятию торговли, это развращение торговли. Ни торговля не может существовать без рибы, ни риба не может существовать без торговли. И все же риба стала ядром сегодняшнего лица куфра – капитализма. По этой причине риба является важнейшим политическим вопросом, с которым сегодня столкнулось наше мусульманское сообщество. Риба затрагивает каждый аспект нашей жизни, и можно проследить ее воздействие на два основных института: Банк и Государство. Несмотря на свою важность, это понимание остается неглубоким для многих мусульман. Многие просто думают, что риба – это всего-навсего процентный доход. В действительности же риба – это более сложное явление. Это неправильное понимание – не только результат ошибки в расчетах, это продукт неправильного образования и наставлений, который вылился из двух явлений: падения политической силы Халифата и последующего процесса так называемой «реформы Ислама». Это недопонимание привело к исламизации важнейшего института капитализма: банка. То, что для открытого рынка есть торговля, то для банка есть риба. «Реформированная риба» позволила бы новым сторонникам исламского банкинга оправдать свои действия. Именно по этой причине важно вернуться к правильному пониманию этого ключевого понятия в фикхе, которое может помочь нам разобраться, где харам и где халал. Решающим моментом является преодоление капитализма и его иллюзии власти.
В этом кратком изложении постараемся обрисовать как можно проще тему Рибы в Исламском Праве и устранить недопонимание, созданное «реформаторами» и модернистскими учеными.
Риба в переводе с арабского дословно означает «приращение». Кади Абу Бакр Ибн аль-Араби в своей книге «Ахкамуль Коран» дает следующее определение: любой излишек между стоимостью выданных товаров и их контрстоимостью (стоимостью полученных товаров). Этот излишек касается двух вещей:
1)    Дополнительная прибыль, связанная с неоправданным увеличением веса и меры;
2)    Дополнительная прибыль, связанная с неоправданной отсрочкой.
Эти два аспекта привели наших ученых к определению двух типов рибы. Ибн Рушд сказал: «Правоведы единогласно согласились о том, что существует два типа рибы в торговле: долговая риба (наси’а) и риба-излишек (тафадул)».
Иначе говоря, есть два типа рибы:
1)    риба ал-фадл (излишек или несоответствие)
2)    риба аль-наси’а (отсрочка платежа)
Риба ал-фадл относится к количеству. Риба аль-наси’а относится к временной отсрочке. Сущность рибы ал-фадл очень легко понять. При займе риба ал-фадл представляет собой завышенный процент. Но, в общем, это случай, когда одна сторона требует дополнительный прирост к контрстоимости. Одна сторона дает что-то стоимостью в 100 единиц взамен чего-либо стоимостью в 110 единиц. Также запрещен случай, когда две торговые сделки связаны одним контрактом (известным как «две сделки в одной»), в котором одна сторона обязана продать что-нибудь по одной цене, и другая сторона затем перепродает это через определенное время первоначальному продавцу по сниженной цене. На самом деле, это только отговорка для маскировки долга под процент под видом продажи. Сегодня никто уже не нуждается в этих уловках, потому что можно взять кредит прямо в банке. Но исламские банки прибегают к этому старому трюку, чтобы сбить с толку своих клиентов неправильно интерпретируемым словом «мурабаха».
Понять сущность рибы аль-наси’а сложнее. Это превышение во времени (отсрочка), искусственно добавленное к сделке. Это неоправданная отсрочка. Это связано с владением (’айн) и невладением (дайн) средства оплаты (золото, серебро и продукты питания, которые также использовались в качестве денег). ’Айн – это материальные товары, часто называемые наличным расчетом. Дайн – это обещание оплаты долга или чего-нибудь еще, доставка или оплата которого задерживается. Обмен дайна на ’айн такого же рода является рибой аль-наси’а. Обмен дайна на дайн также запрещен. В ходе обмена разрешено менять только ’айн на ’айн.
Ученый Ханафитского мазхаба Абу Бакр аль-Касани (ум. в 587 г. по хиджре) писал:
 «Что касается рибы аль-наси’а, то это разница (превышение) между завершением отсрочки и периодом отсрочки и разница (превышение) между владением ('айн) и невладением вещей как различных, так и одинаковых размера и веса. Это, в соответствии с аль-Шафии (мир ему), разница между истечением срока и отсрочкой в вопросе продуктов питания и драгоценных металлов (в валютной стоимости) в частности».
Риба аль-наси’а относится в основном к использованию дайна в обмене (сарф) вещей одного и того же рода. Но запрет распространяется на продажу в общем, когда дайн, представляющий деньги, превосходит свой частный характер и заменяет ’айн в качестве средства платежа.
Имам Малик, да будет Аллах милостив к нему, подтверждает эту точку зрения в своем труде «Аль-Муватта»:
«Йяхья передал мне от Малика, что тот слышал, как во времена Марвана ибн ал-Хакама людям выдавались сертификаты (сукук) для создания рынка аль-иджара. Люди покупали и продавали сертификаты друг другу перед тем, как получить товары. Заид ибн Сабит, один из сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение, подошел к Марвану ибн Хакаму и сказал: «Марван! То, как ты занимаешься ростовщичеством, халал?» Он ответил: «Я ищу убежища у Аллаха! Что это?» Он сказал: «Эти чеки, которые люди покупают и продают, прежде чем принять товары». Марван послал охранников следовать за ними и принимать их из рук народа и возвращать их владельцам».
Заид ибн Сабит специально называет рибу сертификатами (дайн), «которые люди покупают и продают перед тем, как получить товары». Разрешено использовать золото и серебро или пищу для оплаты, но нельзя ИСПОЛЬЗОВАТЬ долговое обязательство. В нем есть излишек, который не разрешается. Если у вас есть дайн, вам нужно получить ’айн, который он представляет, и потом вы можете совершить сделку. Нельзя использовать дайн в качестве денег.
В  целом правило звучит так, что вам не следует продавать что-либо материальное за что-либо, чего нет. Это называется Рама’, и это есть Риба. Малик продолжает рассказывать:
«Йяхья передал мне от Малика, от Абдуллаха ибн Динара, от Абдуллаха ибн Умара, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Не продавай золото за золото, если только золото не передается из рук в руки в равных количествах. Не продавай серебро за серебро, если только серебро не передается из рук в руки в равных количествах. Не продавай часть одного, что существует, за часть, которой нет. Если кто-то просит тебя подождать оплаты, пока он не придет домой, не оставляй его. Я боюсь, ты имеешь дело с рамой. Рама есть ростовщичество».
Рама’ сегодня широко распространена на всех наших рынках. Валюта дайна (бумажные деньги, чеки) заменила валюту ‘айна (динары, дирхемы). Это то, что и имел ввиду Умар ибн аль-Хаттаб, когда говорил: «Я боюсь, ты имеешь дело с рамой».
Продажа с отсрочкой не ограничивается металлами, она касается и еды. Малик говорил: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запрещал продажу еды до получения ее».
Поэтому, что запрещено в рибе аль-наси’а, так это добавление искусственной отсрочки, которая не принадлежит к природе сделки. Что значит «искусственная», и что значит «природа сделки»? Это значит, что каждая сделка имеет свои собственные естественные условия времени и цены.
Заём включает отсрочку, но не превышение в количестве. Один человек дает определенную сумму денег, через какое-то время (превышение срока) человек возвращает деньги без процентов. Превышение во времени оправданно и является халал, но надбавка к количеству денег, подлежащих к оплате, неоправданно и является харам. Это риба ал-фадл.
Обмен не подразумевает ни отсрочки, ни превышения во времени. Один человек дает деньги и без какой-либо отсрочки получает эквивалент. Отсрочки неоправданны при обмене. Если вы хотите задержать оплату, то вам нужно взять заём, вы не можете взять заём под видом «отсрочки обмена». Отсроченный обмен есть риба аль-наси’а.
Сдача внаём может включать отсрочку и превышение и является халал. Когда вы арендуете дом, вы берете дом на время (превышение) и возвращаете его с оплатой за аренду (превышение). Эти превышения во времени и количестве оправданны и являются халал.
Но вы     можете взять в аренду только товары, которые можно взять напрокат. Можно арендовать машину, дом или лошадь. Но вы не можете взять напрокат деньги или пищу (взаимозаменяемые товары). Брать деньги напрокат под ложным видом, значит, извращать природу сделки и это становится рибой.
Таким образом, каждая сделка имеет свои условия, касающиеся ее природы. Вы не можете взять условия одного типа сделки и применить их к другому без извращения самой сделки. Добавление неоправданных условий или превышения к сделке есть риба.
Поскольку дайн сам по себе является отсрочкой, то использование дайна ограничивается частными сделками и его использование запрещается в качестве общепринятого средства платежа (денег). В то время как дайн по сути является халал, его использование в качестве денег уже не халал. Дайн – это частный договор между двумя людьми  и должен оставаться частным. Передача дайна одним человеком другому может быть сделана по законам ислама, но только путем исключения первого дайна и создания нового. Дайн не может использоваться независимо от того, что он представляет. Владелец должен взять товары и ликвидировать дайн. Дайн не может быть использован при обмене и не может быть использован в качества средства оплаты. Особенно запрещается использовать дайн для оплаты закята.

Неправильное понимание Рибы исламскими реформаторами

Исламские реформаторы и модернистские ученые сделали отчаянную попытку приравнять рибу к рибе ал-фадл и проигнорировать рибу аль-наси’а. Выражение «риба – это процент» является частью этого неправильного понимания.
Это недопонимание берет начало от более ранних реформаторов, таких как Рашид Рида. Рашид Рида представил новую классификацию рибы. Он разделил правовые квалификации того, что он назвал «рибой по Корану» и «рибой по Сунне». Рида утверждал, что основная форма Рибы запрещена Кораном, и этот запрет должен сохраняться вечно. С другой стороны, тексты Сунны запрещают более легкий, второй тип рибы (по его классификации), который в основном хоть и является запрещенным, однако может быть разрешен в случае необходимости (дарура).
Он также утверждал, что риба, запрещенная Кораном, это риба, известная как «риба аль-джахилия» (когда человек не уплачивает свой долг в течение установленного времени, продавец может повысить цену), которую он ошибочно приравнял к рибе аль-наси’а. И он ошибочно заявлял, что риба аль-наси’а (полностью искажая ее значение) была харам, только когда заключала сложные проценты, и поэтому простой процент был освобожден из-под запрета. На этом он сделал вывод, что простой процент, назначаемый или оплачиваемый банками, не был запрещен положениями ни Корана, ни Сунны.
Он также утверждал, что сохранение запрета со стороны Сунны относилось к определенным событиям обмена. Так, например, если два человека обменивались друг с другом золотом, то количество золота должно было быть одинаковым по весу у обеих сторон, и обе стороны должны были передать его друг другу на том же месте, в то же время.
Он доказывал, что в отличие от рибы аль-джахилия, этот тип не был известен арабам, поскольку было трудно понять, почему два человека должны обмениваться равными количествами одного и того же товара одновременно. Риба ал-фадл рассматривалась как часть забытой практики бартера, когда люди обменивали золото на золото (и т.п.), однако сейчас это уже не практикуется.
Известный хадис о принципе «из рук в руки» и «равное за равное», относящийся к рибе, не был понят модернистскими учеными. Они не могли понять значимость довода и форму, в которой он был приведен. Золото за золото, равное за равное и из рук в руки – описание баланса сделок. Один аспект относится к равенству в количествах, что относится к рибе ал-фадл; другой – к незамедлительности сделки, что относится к рибе аль-наси’а. Это не дает возможности произведения обмена «золота, которого нет в наличии» (дайн) на «золото, которое имеется в наличии» - ‘айн.  Это очень существенно, потому что именно так мусульмане были обмануты и лишены своего золота, когда они обменяли его на фальшивые обещания золота (первоначальный вид бумажных денег). Отсюда следует, что для того, чтобы бумажные деньги были халал, модернистские ученые должны были игнорировать значимость этого хадиса и эту формулировку.
Хадис относится положительно к обмену динарами и дирхемами различных деноминаций; негативно – к невозможности использовать обязательства оплаты при обмене. Оба случая существенны и важны для нас.
В обобщённом виде, взгляды Рашида Риды были следующими:
А) Рибой аль-наси’а была только риба аль-джахилия. И она запрещает только сложные проценты.
В) Риба ал-фадл близка к обмену. Она была второй по порядку и могла быть использована в случае необходимости (дарура).
Последователи Риды в основном приняли эту классификацию, но приняли другую позицию в отношении сложных процентов. Они согласились, что простой процент также был харам, но отметили, что можно применить дарура. И они считали рибу ал-фадл второстепенной, относящейся к тому, что они считали бартером.
Правда в том, что и риба аль-наси’а и риба ал-фадл запрещены Кораном. На самом деле, риба по Корану и риба по Сунне – одно и то же. Сунна просто действует в качестве живого комментария к Корану.
Риба, известная как риба аль-джахилия, содержит как рибу аль-наси’а так и рибу ал-фадл. В такой сделке платеж задерживается (наси’а) в обмен на увеличение (фадл). Но риба аль-наси’а включает больше, чем риба аль-джахилия.

Следствия модернистской позиции

Игнорируя истинную природу рибы аль-наси’а, модернистские ученые избежали вопроса бумажных денег. Посмотрим на этот вопрос, пропущенный модернистами. Бумажные деньги могут рассматриваться как ‘айн или как дайн.
А) Если мы признаем тот факт, что деньги – это дайн, имея в виду, что это обязательство заплатить определенное количество ‘айн, то бумажные деньги не могут быть использованы при обмене и запрещены в двух случаях:
1. Дайн нельзя поменять на дайн. Бумажные деньги за бумажные деньги – это долг за долг, что запрещено. Малик говорил: «(Неоправданная сделка, когда) отсрочка за отсрочку – это продажа долга одному человеку за долг другому человеку».
2. Дайн, основанный на золоте или серебре, не может быть обменен на золото или серебро, потому что это противоречит основной заповеди: «Йяхья передал мне от Малика, от Нафи, от Абу Саида аль-Худри, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Не продавай золото за золото, кроме как подобное за подобное, и не увеличивай одну часть  над другой частью. Не продавай серебро за серебро, кроме как подобное за подобное, и не увеличивай одну часть над другой. Не продавай то, чего нет в наличии, за то, что имеется в наличии».
В) Если мы признаем, что бумажные деньги – это ‘айн, то их ценность – это вес бумаги, а не то, что написано на ней. Если ценность бумаги увеличивается по принуждению, то ценность извращается и сделка аннулируется согласно исламскому праву. Бумажные деньги используются государством как (незаконный) налог и не могут быть представлены как средство оплаты, принятое исламом.
Понимание рибы аль-наси’а является основополагающим для понимания нашей позиции касательно бумажных денег. Причиной того, почему модернистские ученые приняли неясную позицию касательно рибы, ясно было утверждение немыслимого: банкинга. Это оправдание позднее превратилось в исламский банкинг. Принцип дарура, смешанный с исключением рибы аль-наси’а, позволил им утвердить использование бумажных денег и, в свою очередь, утвердить банкинг частичного резерва, который лежит в основе современной банковской системы.
Правильное понимание рибы аль-наси’а показывает, что бумажные деньги сами по себе являются формой рибы, потому что они предназначены для использования запрещенным путем.