Доклад Усупбаева А.

УСУПБАЕВ Анарбек Чолпонкулович (Кыргызстан) – президент Международной ассоциации «Манас-Ордо», кандидат технических наук Эпос «Манас» – древнейшее наследие космогонической культуры номадов, кочевой цивилизации Сегодня мы говорим о цивилизации, которая когда-то полностью господствовала в мире. Имя ее – кочевая цивилизация, или номадическая культура и образ жизни. Не секрет, что нынешнее состояние человеческой культуры и цивилизации находятся в глубоком упадке. Западная культура и восточная, мусульманская, христианская или любая другая – это, прежде всего, культура оседлых народов. Задумаемся об этом: если рыночная экономика и демократия так хороши, если ислам, католицизм, православие или любая другая современная религия способствует миру и стабильности – то почему нет этого мира на Земле?

Мы слишком долго верили, что оседлая культура намного прогрессивнее кочевой, что в городах зарождаются высокие нравственные начала, и теперь, судя по всему, само время заставляет нас пересмотреть эти стереотипы, если мы хотим выжить и сохранить нашу планету.
Итак, о чем свидетельствует номадическая культура, которая долго считалась варварской, отсталой и архаичной? Скажем сразу, что кочевая цивилизация не только во много крат древнее оседлой, но продолжает сохраняться и по сей день, и именно с ней связаны самые великие проявления человеческого духа и нравственного начала.
Да, первая письменная цивилизация – шумерская – была оседлой, но она была порождена номадической культурой и обязана кочевникам такими великими открытиями, как выплавка бронзы, железа, изобретение колеса, ткацкого станка, одомашнивание коровы, лошади мелкого скота и так далее.
Но я сегодня не хочу говорить о техническом прогрессе и культурных достижениях номадов. Гораздо важнее, что культура и мировоззрение кочевых народов были изначально миролюбивыми, толерантными, благородными, – то, что древние кочевники и номады и современные кыргызы и казахи вкладывают в понятие аруу и от которого и происходит название «арийская культура». Этот термин является ключевым в мировоззрении тенгрианства, оказавшего влияние на все более поздние мировоззрения и религии.
Даже коммунистические идеи потому так привлекают людей, что они основываются на извечных ценностях тенгрианства, христианства, иудаизма, ислама и других религий. Кыргызы и народы Алтая корни тенгрианства находят в нашем гениальном эпосе «Манас», который насчитывает более миллиона стихотворных строк и в этот отношении является самым большим эпосом в мире.
По данным лингвистов, распад тюркского языка произошел 12 тысяч лет тому назад, поэтому кыргызский и тюркские народы являются одними из самых древних народов на планете. Они были и остаются по духу номадами, кочевниками, арийцами.
До сих пор у многих существует предвзятое отношение к эпосу «Манас» и к личности самого Манаса с точки зрения его достоверности. Да, это народный эпос, но это не выдумка и не фантастика. На территории современного Кыргызстана существуют сотни топонимов, так или иначе связанных с именем Манаса и Тенгира. Это высокие горы, перевалы, урочища, долины. Может ли кто-нибудь сказать нечто подобное про других былинных богатырей?
Но, самое интересное, – именем Манаса издревле называются могучая река в Индии объемом воды 5000 м3 в секунду, длиной в 400 километров и современный национальный парк. Доподлинно известно озеро Манас в Тибете на высоте 4557 м над уровнем моря, общей площадью 500 кв.км.
А что вы скажите по поводу горной вершины на Алтае, которая носит имя нашего батыра и является священной? Там же – на Алтае – есть высокогорное священное озеро Манаса. А в Непале есть гора высотой в 8128 метров, которая считается святой и носит имя Манаса. Есть священные озера в Монголии, Китае, в странах Закавказья. И это только малая часть таких удивительных вещей. Задумаемся об этом и полистаем еще раз древнейшие индийские трактаты, где о Манасе говорится как о высшей божественной силе.
А теперь обратим свой взор  на Россию. Русские ученые сами признают, что слово монахи происходит от термина «манаси» – так называли паломников на святом озере Манаса в Алтае. Отсюда же происходит и слово монастырь, которое в буквальном смысле по-кыргызски означает трон Манаса. Те, кто знает немецкий язык, могут подвергнуть критике эти предположения, утверждая, что русское слово монах по другой версии происходит от немецкого «монк», что значит монах.  Но дело в том, что и в немецком языке все эти термины происходят от слов Манус, Манас, Маназ. Более того, в этом языке издревле, как и в кыргызском, существует одно и то же понятие Эрманас или Германас, означающее «богатырь или герой Манас», от которого происходит название этой страны. Я напомню вам исторический труд Тацита «О происхождении германцев», в котором говорится о Манусе или Манасе как о предке немцев. Неужели все это – просто совпадения?
Сегодня благодаря  Интернету наши ученые получили доступ к мировым архивам и как бы заново раскрыли глаза на свою самобытность, язык и историю.
Мы многое узнали о Манасе из трудов древних китайцев, римлян, религиозных трактатов индусов, знаем, что древние шумеры называли свою страну и народ Кенгиром, а древние хананейцы – Кинниром, что все эти слова происходят от кыргызского слова "тенгир", "тенгри". Так же, как и то, что древние египтяне поклонялись богу солнца, которого называли Хемпри. А богиня весны и плодородия у древних римлян Майа происходит от древнекыргызской богини весны Умай эне.
Теперь уже почти никто не отрицает, что кыргызский и алтайские языки являются родственными – генетически и в культурно-религиозном плане – шумерскому. Так же, как и наличие родства между алтайскими народами и коренными народами Америки – индейцами.
Эпос "Манас" насквозь пропитан идеей высшей справедливости, и образ народного героя, сплотившего народ (его кланы и роды) в борьбе за отстаивание своей независимости, разве сегодня не является примером для подражания нашим политикам?
Сегодня главным достижением демократии считается избирательный процесс. Однако он тоже изобретен арийцами, нашими с вами предками. Об этом говорит эпизод в «Манасе», посвященный выборам хана. И как естественно происходили выдвижения и выборы глав родов, руководителей боевых дружин, старейшин. Этот избирательный процесс изначально был делом народа, но регулировался самой жизнью. Читая эпос, невозможно даже представить, что при подборе своих кадров Манас занимался бы протекцией и коррупцией. Почему? – спросите вы. Потому что справедливость, открытость и демократичность были одними из главных условий выживания народа и одними из неотъемлемых качеств и сутью тенгрианства и кочевой цивилизации.
Главой рода автоматически становился тот, кто мог создать наилучшие условия жизни для своих подчиненных, а идеология тенгрианства настойчиво требовала равенства, справедливости среди людей. Но не равенства в нищете и бедности. А, наоборот – равенства в богатстве и величии духа. Вот почему главы родов стремились к тому, чтобы их подчиненные богатели, чтобы не было нищих и попрошаек. Собственно говоря, Тенгир в переводе с кыргызского означает "выравнивать", "возвышать".
А вот ряд других свидетельств древности “Манаса”. В тексте эпоса нет упоминания пророков, нет понятия рабства, что свидетельствует о том, что эпос зародился в дорабовладельческую эпоху.
Три вещи рассматриваются как святыни:
Тенир – под этим понятием подразумевается божество, космос, небо, Вселенная;
Окружающий мир и природа также являются объектом поклонения и святыней;
Культ поклонения предкам и почитания умерших.
Ключевым моментом в мировоззрении номадов является космоцентризм, который ставит превыше всего космос, небо, Всевышнее Божество, а человек и его достоинство проявляется в неразрывной связи с божественной сутью всего мира. В отличие от антропоморфизма, который полностью отделяет высшие силы от так называемых низших, полностью контролируя их, что характерно для современных религий, и учения антропоцентризма, в котором человек ставится превыше всего и которое характерно для многих современных мировоззрений, материализма и коммунистической идеологии.
Несомненно, космоцентризм – это отблески древнейшей эпохи в истории развития человека так же, как и свойственный эпосу «Манас» тотемизм, то есть культ поклонения тигру, орлу и другим животным.
А что вы скажете о таком замечательном определении в эпосе «Манас» нашей Земли как шара, заключенного  в воздушный чехол и подвешенного в пространстве.  Древние предки каким-то образом знали, как выглядит наша планета, в то время как вплоть до 15 века господствовало мнение, что наша земля плоская, что ее поддерживают черепахи, слоны или кит.
Об особенностях космогонии древних кыргызов свидетельствуют так называемые святые числа и цифры. Это 40, 9 и 7, которые связаны с циклами движения Венеры и Луны. Луна возрождается раз в 28 дней (7 умноженное на 4). То же самое происходит и с Венерой, через каждые 40 дней она меняет позицию на небосклоне, превращаясь из утренней звезды в вечернюю и наоборот. А число 9 связано с числом планет в Солнечной системе.
И, наконец, о древности «Манаса» свидетельствует равенство в правах мужчин и женщин, что является вещью немыслимой для более поздних религиозных или мировоззренческих традиций. Исходя из этого глубокого уважения к женщине и матери, равенства прав мужчин и женщин наши кочевые предки весьма бережно относились к проблеме сохранения генофонда. Наши предки, в отличие от представителей других мировоззрений, строго запрещали близкородственные браки, и, исходя именно из этой традиции, требовалось строгое знание семи родословных. Знание своих семерых предшественников не допускало близкородственных браков. То есть молодые люди могли пожениться только в случае, если их родители не были в родстве до седьмого колена. Это давало не только здоровое в генетическом плане молодое поколение, но и обеспечивало единство кыргызского народа, его племен и родов. А ведь именно по причине близкородственных браков так же, как и от загрязнения экологии, нынешнее человечество страдает вырождением, деформациями, ростом раковых заболеваний и так далее.
Понятно теперь, почему нам не совсем подходит так называемая западная модель демократии, у которой много недостатков и пороков, неприемлемых для кочевой цивилизации и арийского мировоззрения. Поэтому кыргызский народ находится в процессе поиска своей модели демократии, возврата к своим историческим корням.
Наш народ хорошо знал не только своих предков до седьмого колена и дальше, но эта информация была доступна всем и играла ключевую роль при выдвижении  кандидатов в руководители родов, а также при избрании биев, манапов и ханов. Человек с плохими корнями или подпорченной репутацией никогда не мог стать руководителем.
Как я уже говорил, природа обожествлялась древними кыргызами во многих ее проявлениях. С особенно глубоким почтением наши предки относились к арче, березе, тополю, или по-нашему байтереку, воспринимая его как Древо жизни. И то, что уважаемый президент Казахстан Нурсултан Назарбаев построил в Астане величественный комплекс Байтерек еще раз свидетельствует об этом. Как и то, что благодаря его поддержке происходит сегодняшняя конференция.
 «Манас» – живое наследие кыргызского народа. Кыргызы воспроизводят его через генетическую память, и в этом абсолютная уникальность этого произведения. Все остальные эпосы и произведения существуют в письменных источниках, «Манас» же каждый раз рождается в устах наших сказителей. И вечно живет и развивается в наших генах.
Нас, кыргызов, принято считать мусульманами. Но главное отличие кыргыза от мусульманина в том, что он апеллирует в своих молитвах не к Аллаху, а к Тенгиру, а после него уже к Манасу как к батыру, который был благословлен Тенгиром.
Посмотрите, что творится в мире, который ныне раскололся на враждующие и противоборствующие религиозные группировки. Повсюду свирепствуют самый дикий терроризм и нетерпимость. Фанатики взрывают самих себя, убивая ради веры ни в чем не повинных людей, направляют самолеты на высотные здания, воюют в лесах, в горах, на суше и на море. А скоро эти боевые действия перекинутся в открытый космос. И все они уверены, что после смерти сразу же попадут в рай. Что я хочу этим сказать? Пожалуйста, верь в своего Бога, как ты этого хочешь, но соблюдай, прежде всего, законы равенства, толерантности, бережно относись к природе и миру, соблюдай принципы демократии, не навязывай своего мнения остальным.
У нас есть свое исконное и древнейшее мировоззрение – поклонение Тенгиру, олицетворяющему небо, совершенство, природу. Вот в этом направлении и надо вести поиски своего универсального подхода к высшему разуму.