16 октября 2024 г. в Астане прошли традиционные мероприятия, посвящённые Дню духовного согласия.

26.10.2024

Доклад В.Патрушева

ПАТРУШЕВ Владимир Иванович (Россия) – профессор АНОО ВПО "Одинцовский гуманитарный институт", доктор социологических наук, академик РАЕН НООСФЕРНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Сегодня в мире происходит осознание того факта, что его стабильность, устойчивость не может быть достигнута за счет разрушения природных, социальных и духовных начал, преобладания на планете Земля разрушительных технологий, истощающих источники жизни. Глобальные противоречия, которые сегодня стоят перед человечеством, требуют объединения усилий всего мирового сообщества на созидание, формирование новых правил жизни для большинства на принципах континентальности, духовности, справедливости, законности и устойчивости. Особо подчеркнем тот факт, что противоречия между глобальным объектом управления, в качестве которого выступает теперь вся планета Земля, и субъектом управления – мировым сообществом, не только не разрешаются, но еще более усугубляются.

Причина тому – мировой системный кризис глобального управления и первая фаза экологической катастрофы. Суть противоречия в том, что процессы сегодня носят глобальный характер, а управленческое воздействие ограничивается интересами узкого круга лиц, иногда расширяющихся до интересов «золотого миллиарда».
Одним из глобальных противоречий современного мира является резкое отставание темпов социального прогресса от научно-технического. Достижения в области науки и техники создают благоприятные возможности для строительства ноосферного гармоничного социального пространства, обустроенного социального дома на каждом континенте, в том числе в Африке. Современные технические средства, методы генной инженерии, достижения медицины, биологии, нанотехнологий в совокупности способны избавить человечество от болезней, накормить голодных, обеспечить всех качественной питьевой водой, жильем, работой. Это, с одной стороны, открывает перспективу безграничной власти человека над природой, с другой – свидетельствует о возрастающей ответственности человечества перед жизнью на Земле, использованием во благо наукоемких технологий, современных методов управления. Следовательно, главным условием выживания является ускорение темпов социального прогресса по критерию ноосферизма, включение коллективного разума, общественного интеллекта, инновационных ресурсов обновления жизненного пространства, достижения гармонии в мире в русле управляемой социоприродной эволюции.
Особенность современного этапа глобального развития состоит не только в том, что кризис носит системный характер, охватывает финансовую, промышленную, экологическую и иные сферы. В технологическом обновлении нуждаются и те страны, которые опережают Россию, и те, которые от нее отстают. От того, какие страны и с какими результатами преодолеют технологическую составляющую глобального кризиса, будет зависеть их место в глобальной системе финансовых, экономических, военных и других координат. Это как бы выравнивает стартовые позиции стран, обладающих потенциалом развития, и дает России уникальный шанс. Она может, сокращая образовавшуюся дистанцию и не повторяя ступени развития США, Японии и ряда других государств, начинать «разбег» в равных с ними стартовых условиях. В шестой по счету технологический уклад Россия может войти, минуя не до конца пройденную дистанцию предыдущего, пятого уклада.
Действительно, в современной научно-технической революции (НТР] все более доминирует технологический вектор. Технологии как способ достижения целей приобретают универсальный характер. Прослеживается ориентация почти всех технологий на человека, а также их «междисциплинарность». Почти все нововведения носят «комплексный» характер, находятся на «стыке» нескольких сфер жизнедеятельности и требуют для разработки усилий представителей нескольких областей науки. В докладе «Глобальная технологическая революция – 2020», подготовленном одной из ведущих американских корпораций RAND, выделены следующие перспективные направления:
•    дешевая солнечная энергия;
•    технологии беспроводной связи и телекоммуникационные устройства;
•    генетически модифицированные растения;
•    эффективные методы быстрого детектирования биосубстанций;
•    технологии фильтрации, очистки и обеззараживания воды;
•    «целевая доставка» лекарственных препаратов в различные органы и ткани;
•    дешевое автономное обеспечение электроэнергией домашних хозяйств;
•    «зеленая индустрия»;
•    радиочастотная идентификация коммерческих продуктов и индивидуумов;
•    гибридные средства передвижения.*
Техническое решение этих проблем мировой наукой позволит намного эффективнее, чем сейчас, использовать потенциал человека и общества, каждой страны, ускорить переход от индустриального технологического уклада к постиндустриальному, ноосферному.
Социальная роль Человечества – его сознательно организованная деятельность как гаранта сохранения природы и ресурсов жизнедеятельности, обустройства мест проживания отдельных социальных групп на Земле и во Вселенной. Научные исследования убедительно доказывают, что дальнейшее развитие цивилизации может происходить только в согласии и гармонии с законами природы. В.В. Путин, выступая на деловом саммите АТЕС «Бизнес и глобализация» 15 ноября 2000 года в Брунее, сказал: «Наш соотечественник Владимир Вернадский еще в начале XX века создал учение об объединяющем Человечество пространстве – ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природы и общества, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития».
Поэтому переход к ноосферной парадигме предполагает: во-первых, освоение нового стиля мышления, биоадекватного, природосообразного; во-вторых, формирование концептуально-стратегического освоения мира – прогностического, направленного на получение конечного результата с наименьшими социальными затратами; в-третьих, создание организации, имеющей перспективную генеральную цель развития, с которой знакомы все граждане мира и мотивированы к ее достижению; в-четвертых, постоянное развитие ноосферных знаний, навыков в опережающем режиме по отношению к требованиям ныне существующей внешней и внутренней среды, что позволяет вовремя инновировать цели организации и не отставать от требований времени, совершенствовать технологии принятия решений в режиме их выполнения: «цель-средство-результат»; в-пятых, социальные и духовные приоритеты являются доминирующими. «Экономический» человек должен уступить место «социальному», «духовно-творческому», «ноосферному», для которого авторитет неформальной организации и неформального мира не менее важны, чем требования нормативных предписаний, правил, инструкций, поступающих от управляющих; в-шестых, духовно-творческие и нравственные начала в управлении становятся определяющими в системе целеполагания. Субъекты управления постоянно расширяют сферу духовного в системе своего воздействия на объект управления, широко пользуются не только экономическими, политическими, административными, но и аналитическими, информационными, прогностическими, диалоговыми методами управления, относящимися к числу научных и составляющими органическую часть духовно-культурной сферы общества. Непрерывное совершенствование интеллектуальных систем в управлении, повышение конвенциональности в принятии управленческих решений и их реализации, в осуществлении контрольных функций – важнейшая закономерность ноосферного управления в XXI веке.
Ноосферно-технологический вектор развития современной цивилизации характерен все более основательным интересом меганауки к проблематике взаимоСодействия человека, общества и природы, гармонизации складывающихся между ними отношений. Перед всем человечеством во весь рост встала задача научиться проектировать и использовать ноосферные технологии применительно к своей жизнедеятельности, воспитанию и образованию своих детей.
Грамотное проектирование и эффективное применение ноосферных технологий требует разработки современной парадигмы научного видения социальной реальности – ноосферной. Воспроизведение ноосферной парадигмы достигается, как мы полагаем, именно при ноосферно-технологическом подходе, поскольку для него главное – ноосферная социализация индивида и социума, самореализация личности, гармонизация жизненного пространства.
Происходит воспроизводство естественной логики жизни человека и общества в экодиалоге с природой.
Нынешний переход к ноосферной цивилизации очевиден. Западно¬европейская рационально-технократическая потребительская цивилизация на основе монетаризма и либерализма, превращения денег в товар, привела жизнь и деятельность человечества к непримиримым противоречиям с биосферой Земли, угрожающим взаимоуничтожением.
Именно сегодня так востребованы многовековые мечты русских космистов на рубеже XX века: Н.В.Федорова, B.C.Соловьева, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского и др.
Ноосферизм предстает как ноосферная парадигма синтеза всех наук, новая, научно-мировоззренческая система, как меганаука, если следовать терминологии П.Г. Кузнецова, и, одновременно, как идеал устойчивого развития человечества в виде управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества (А.И. Субетто).
В настоящее время человеческое общество представляет собой систему, в которой наблюдается резко выраженная дисгармония как между ее элементами, подсистемами, так и в их взаимодействиях с окружающей средой, с биосферой и космосом.
Н.Н. Моисеев, размышляя о будущей «эпохе ноосферы», писал: «Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Кто их будет создавать»?
В международных документах устойчивое развитие трактуется как развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Оно включает два основных понятия: понятие потребностей, в частности, потребностей, необходимых для существования беднейших слоев населения, которые должны быть предметом первостепенного приоритета, а также понятий ограничений, обусловленных состоянием тех.
Сегодня, оглядываясь на сотни и тысячи лет назад, всматриваясь в историю человеческой цивилизации, понимаешь, что люди мало чему научились. Мир такой же агрессивный, а войны за ресурсы не прекращаются.
С какой целью и для кого, в чьих интересах будут использоваться достижения нано-, био-, психо- и социотехнологий? Научно-технический прогресс в медицине, технике, новых материалах и технологиях может породить как взрыв человеческой энергии, так и новый виток разрушений социума. Спрашивается, есть ли выход из системного кризиса, первой фазы глобальной катастрофы? Убежден, что теоретическая концепция ноосферизма в определенной мере приближает нас к ответу на этот сложный вопрос. Гуманно-коллективистское и индивидуально-личностное начала жизни, соединенные ноосферной тканью, не должны угасать.
Иначе теряется смысл жизни. Производимая социальная энергия народов и государств, в соответствии с теорией С.А. Подолинского, не должна расхищаться и распыляться, а максимально использоваться на пути к ноосферной цивилизации. Человек накапливает энергию для нормальной благополучной жизни согласно законам: каждая система стремится к сохранению энергии; каждая систем стремится с минимальными усилиями достичь своих целей; каждая система стремится накопить максимум энергии и минимум энтропии. Поэтому внимание науки и практики приковано к ноосферным технологиям созидания, уменьшению влияния анти- и квази- технологий.
В ходе эволюционно-космической динамики человечество от невежества, характеризующегося в иерархии ценностей культом силы и тела, стремлением обладать, владеть, грубостью и бесправием слабого, потребительством, чрезмерным давлением на природу переходит к образованности, воспитанности, духовности, когда общественный интеллект является носителем прогресса, гуманистических ценностей, самосовершенствования и самореализации, развития ноосферного мышления, чуткости восприятия и тяготения к творчеству. Такой переход обеспечивает методология ноосферного образования, которая переводит человечество на уровень способности к синтезу и высшей культурности, характеризуется преображением мира внешнего и внутреннего, наличием космического мышления, мудростью и духотворчеством. «Я глубоко убежден, - говорит Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, - что если весь наш народ, народ исторической России, сможет сопрягать небесное и земное, божественное и человеческое, веру и знание, нравственность и проявления человеческой личности в социуме, мы будем очень сильными, мы будем сильнее всякого кризиса».
Ноосферное крыло российской науки во главе с академиками РАН В.Л.Макаровым и В.А.Черешневым, инициируя ноосферное общественное движение, интегрируя все здоровые силы на осмысление и становление ноосферной цивилизации, наполняя процесс модернизации и глобализации ноосферным содержанием, призывают все здоровые силы мира, в полной мере, используя технологии ноосферной социологии, ноосферного образования, воспитания и управления, преобразовать социальное поле планеты. И наш конкретный результат на этом поле – новое поколение здоровых, целеустремленных, творческих людей. Способ обработки социального поля – ноосферная психология, ноосферное образование, ноосферная социализация. Для этого у нас есть отечественная научная школа и подготовленные кадры.
Научное сообщество, объединенное в Международную академию инновационных социальных технологий, будет содействовать строительству многополярного ноосферного мира на принципах континентальности, духовности, справедливости, законности и устойчивости, проектировать и предлагать сообществу технологии ноосферной социализации населения. Развертывается общественное гражданское движение «Ноосферная Россия», начало которому закладывается в ОБРАЩЕНИИ УЧЕНЫХ НООСФЕРНОГО КРЫЛА ОБЩЕСТВЕННОСТИ СНГ К МИРОВОМУ СООБЩЕСТВУ: РАЗРУШЕНИЕ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В XXI ВЕКЕ ЕЩЕ МОЖНО ПРЕДОТВРАТИТЬ.

* См.: Синергетика: Будущее мира и России / под ред. Г.Г.Малинецкого. - М.: URSS. 2008.