Доклад В.Правдивцева

ПРАВДИВЦЕВ Виталий Леонидович (Россия) – сценарист, режиссер до-кументального кино, кандидат технических наук

Концепция управляемого хаоса, современное телевидение
и научно-популярное кино


Вопрос о научно-популярном кино, как это не покажется кому-то странным – вопрос стратегический!
Нужен ли нам сегодня научно-популярный кинематограф? Убежден: абсо-лютно необходим. Может быть, больше, чем когда бы то ни было. Это не частный вопрос. Речь идет о будущем России.
Посмотрите, что происходит с сегодняшней российской культурой. Чем нас потчует всесильное и всепроникающее телевидение? Идет потакание самым низ-ким вкусам и воспитание самых низменных потребностей. Нас отучают думать. А заодно внушают самую примитивную систему ценностей.

Если вдуматься, то даже реклама на телевидении – в первую очередь реклама не товаров, а образа жизни: «Бери от жизни всё!», «Ты этого достоин!», «Живи легко!», «Заставь всех играть по твоим правилам!», «Это слишком вкусно, чтобы делиться с другими!» и т.п.
Нам навязывается мода на весьма сомнительную культурную парадигму – так называемый «постмодернизм». Что стоит за этим красивым названием?
Достаточно ущербное мировосприятие, для которого единый и целостный мир просто «неподъёмен». Постмодернизм испытывает страх перед определенно-стью и порядком. Постмодернизм не ищет истину, да и не ставит такой цели. Не-способность к целостному восприятию мира, фрагментирование, деконструк-тивизм, преклонение перед хаосом – вот главные черты постмодерна.
Естественно, отсюда вытекают и излюбленные способы самовыражения. Внимательный телезритель их прекрасно знает.
Во-первых, это пренебрежение истиной ради занимательности. Для по-стмодернизма важен не смысл, а стиль говорения. «Как» несоизмеримо важнее, чем «что» и «почему». Важны не идеи и цель повествования, а его занимательность, манера изложения. Ради нее можно спокойно пренебречь истиной. Ведь она вовсе не важна!
Во-вторых, это мозаичность структуры. Постмодернизм разлагает, разма-зывает мир на бесконечные мозаичные фрагменты. В этом смешении, «свалке про-явлений» невозможно выявить ни логических приоритетов, ни общих линий или идей. Результат закономерен: лишая сознание привычной логики, постмодернизм не расширяет, а лишь дезориентирует его.
Третья специфика постмодернизма – это нечеткость, многословность, ложное глубокомыслие. Псевдоглубокие пространные раз¬мышления по самым незначительным поводам не только не проясняют предмета, но напротив – делают его еще более неопределенным, зыбким. Мысль так и не уходит в глубину предме-та, поставленная проблема не решается, а лишь обозначается и размазывается по поверхности. Порой забывается, ради чего затеян весь разговор.
Один из способов самовыражения постмодернизма – это всепроникающая ирония, ёрничанье и насмешливое пародирование действительности. Стремле-ние не быть, а казаться. Пародисты и самозванцы заполонили все сферы жизни: разного рода «кривые зеркала» на ТВ, конкурсы двойников, липовые награды и ге-неральские звания, липовые дипломы и ученые степени, мифические академии с академиками без высшего образования и прочая мимикрия. Всё объясняется про-сто: психологи знают, что так обычно камуфлируются беспокойство и беспомощ-ность, несамостоятельность мышления, глубинный страх перед действи-тельностью. Там, где смех, там нет сильных эмоций, там человек уже не присут-ствует всерьез даже в собственном бытии.
Есть еще одна особенность постмодернизма: для него нет ничего святого. Он отвергает прошлые достижения, отрицает значение всего созданного до него. С каким-то злорадством и настойчивостью он уничтожает границы между добром и злом, прекрасным и безобразным.
Подобная пропаганда уже дает плоды. Многие деятели культуры, не особо вдумываясь в глубинный смысл и подоплеку постмодернизма, даже гордятся при-надлежностью к нему.
Есть и другие отличительные черты постмодернизма. Это и суетливость, и псевдотворческая активность, и усиленная пропаганда индивидуализма, и стремление к манипуляции сознанием. Цель такой манипуляции – разрушить пси-хологическую защиту человека, его способность к критическому восприятию ин-формации.
Особая роль в этом отводится телевидению.
В одном весьма серьезном зарубежном исследовании в СМИ были сделаны вбросы правдивого и заведомо ложного сообщения. Выяснилась довольно показа-тельная картина. Среди радиослушателей сознательно (т.е. не угадывая) различили правду 46,6%, то есть практически половина. Среди читателей газет таковых бы-ло несколько меньше – 28%, но все же почти треть. Но самое интересное было с телезрителями. Среди них правду сознательно различили лишь 3,6%. Меньше че-тырех процентов! Вывод, к которому пришли исследователи, был однозначным: по самой своей природе ТВ таково, что правда и ложь в его сообщениях практиче-ски неразличима.
Почему телевидение оказалось гораздо более эффективным средством вну-шения и манипуляции сознанием, нежели печать и радио? Откуда у него эта уди-вительная способность «стирать» различие между правдой и ложью? Почему ТВ обладает воистину аномальной силой внушения? Почему даже явная ложь, представленная через телеэкран, не вызывает у телезрителя автоматического сиг-нала тревоги? Как отключается его психологическая защита?
Оказывается, секрет в том, что ТВ многократно умножает мощность прин-ципа комиксов. Комиксы, то есть короткие упрощенные тексты, каждый фрагмент которых снабжен иллюстрацией, первоначально были рассчитаны на людей, не привыкших читать. Но вскоре выяснилось, что это – мощный жанр, формирующий сознание «масс». Дело в том, что обычный человек способен контролировать, «фильтровать» сообщения, которые он получает лишь по одному каналу, напри-мер, через слово или через зрительные образы. Соединение же двух каналов раз-рушает «фильтры» и резко повышает эффективность внедрения информации в под-сознание.
ТВ обладает и еще одним очень важным свойством – «убаюкивающим эф-фектом». Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки расслабляет мозг, обеспечивает пассивность восприятия, чему способствует и умелое построе-ние программ.
Сегодня телевидение – это особая технология, при которой программирова-ние поведения человека идет, прежде всего, путем создания фиктивной реально-сти. Целая серия (более 70) исследований в США показала, что все большее число людей, особенно детей и подростков, уже не способны различить телевизионную фикцию от реальной жизни.
Для профессионалов сегодня очевидно: ТВ стало мощной разрушитель-ной силой. Разрушая культурные устои, оно интенсивно пробивает брешь в духов-ной защите человека, и через эту брешь можно внедрить самые разные установки. Всё это делалось совершенно целенаправленно.
Сегодня наше ТВ, сознательно или бессознательно, вступило в конфликт с российским менталитетом и нашими традиционными ценностями. Так уж было угодно истории, что нашей сильной стороной всегда была универсальность. В под-готовке творческой личности видело свои задачи и наше образование. У нас всегда понимали, что в творчестве решающую роль играют универсальность и широкий кругозор. Именно они являются источником неожиданных и интересных ассоциа-ций, которые, в свою очередь, как считают психологи, – залог оригинальных твор-ческих решений.
Что нам навязывают сегодня? Западную модель цивилизации «нажимателей кнопок» с нетворческим трудом, узкую специализацию. Там уже давно поняли, что узкая специализация – очень удобный способ управлять социальными процессами. Спрос на узкую профессию невелик, и это делает работника более управляемым, зависимым, если не сказать закабаленным. На Западе сознательно и целенаправ-ленно выращивается так называемый массовый человек – субъект с чрезвычайно суженным кругозором. Для чего всё это делается? А чтобы человек массы не ана-лизировал, не рассуждал и послушно двигался в указанном направлении. Образо-вание заменяется натаскиванием на тесты. Самым большим мысленным усилием для массового человека становится выбор между предлагаемыми ему несколькими точками зрения или позициями – уже изначально сформулированными (не им са-мим, но для него).
Подобным образом строятся и наши телевизионные шоу-программы, бес-стыдно скопированные с западных образцов. Они – на принципах того же тестово-го подхода. Мнение участников никого не интересует. Надо просто выбрать тот или иной вариант ответов – заранее уже кем-то заготовленных. Реального обсуж-дения проблем нет. Оно заменено на умело срежиссированный спектакль.
По тому же пути пытаются пустить и наши образование и культуру. Тесто-вый подход усиленно насаждают буквально с детского сада. Результаты уже есть. И весьма печальные…
Деградации и оскудению творческого потенциала нации противостоять мож-но и нужно. В частности, серьезную роль в этом может сыграть научно-популярный кинематограф. В чем важность фильмов по этой тематике?
Во-первых, они способны (и должны) будировать мысль, расширять ми-ровоззренческие горизонты зрителей. Особенно кругозор подрастающего поко-ления.
Кое-кто уверяет, что научно-популярные фильмы уже не пользуются спро-сом, особенно у молодежи. Это не соответствует действительности! Научно-популярные фильмы, которые касаются «непознанного» – это беспроигрышный вариант. Хотя бы потому, что загадка, тайна – всегда притягательна для человека. Гипотезы мироздания, происхождения человека и человечества, загадки погибших цивилизаций, удивительные находки, загадочные явления и сверхспособности че-ловеческой психики, таинства рождения и смерти и многое другое, что пока не на-ходит объяснения в рамках существующих научных теорий. Всё это неисчерпае-мый кладезь тем для научно-популярных фильмов.
Во-вторых, грамотно сделанные научно-популярные фильмы могут по-мочь нашим ученым обнародовать свои идеи, привлечь широкое внимание к но-вым направлениям в науке и технике.
Это особенно важно сейчас, когда идет искусственное замалчивание или дис-кредитация целого ряда перспективных направлений в науке. Это и альтернативная энергетика, и изучение аномальных явлений в природе, исследование особых со-стояний сознания человека, его информационного взаимодействия с окружающим миром, виртуальные реальности и прочее. Исследования в этих областях интенсив-но ведутся за рубежом. Там уже понимают, что за ними – будущее.
В то же время, ни для кого не секрет, что в мире есть силы, которым невы-годно развитие образования и науки в России. Эти силы часто действуют чужими руками. Для них все средства хороши: от искусного передергивания фактов до пря-мой клеветы и наветов. В нашей стране, искусно эксплуатируя лозунги борьбы с лженаукой и шарлатанами (которых, к сожалению, немало) ведется шельмование целых научных направлений. В результате перспективные направления в России лишаются финансирования, исследования тормозятся, мы начинаем отставать и становимся всё более зависимыми от западных технологий. Высококвалифициро-ванные специалисты, чтобы осуществить свои научные идеи, вынуждены уезжать за рубеж. В итоге мы можем оказаться беззащитными перед лицом суровой реаль-ности. Ведь многие исследования, которые у нас попадают под неофициальный за-прет, за рубежом активно проводятся. И далеко не всегда с мирными целями.
Научно-популярный кинематограф на ТВ может внести свой вклад в борьбе с этой ситуацией. Хотя бы тем, что предоставит трибуну нашим исследователям для обнародования своих идей и результатов своей работы.
И последнее. Должны ли научно-популярные фильмы расставлять все точки над i и давать ответы на все вопросы? Не думаю. Такие фильмы – скорее повод по-говорить о тайнах, которые реально существуют в нашей жизни, разбудить интерес к познанию. Ведь мир еще далеко не познан, и его главные тайны не разгаданы…