Доклад З.Буххайстер

Зигрун БУХХАЙСТЕР (Германия) – руководитель международного отдела по делам молодежи ассоциации «Мир через культуру – Германия» Особое значение искусства и творческой деятельности в этическом развитии человека Когда говорят о таком понятии как искусство, то, как правило, его связывают с эстетикой. Эстетика, в свою очередь, определяется как наука о прекрасном, а также как учение о закономерностях и гармонии в природе и искусстве. При этом речь идет об эстетическом вкусе и красоте. Если заглянуть глубоко в историю человечества, мы обнаружим, что уже Платон, один из самых мудрых и до сегодняшнего дня самыaх влиятельных мыслителей Запада, говорил о ценности красоты и ее воспитательном значении. Красота, согласно Платону, как в поступках, так и в духовном познании является целью, к которой должен стремиться человек, так как последняя способствует усовершенствованию жизни каждого.

По Платону, прекрасное тождественно истине, а безобразное – лжи. Истинная красота для Платона лежит в основе любви к Высшему, поэтому любовь к подлинной красоте – это верный путь к истине.
Следовательно, искусство никоим образом не связано с безобразным или несовершенным. Искусство есть поиски прекрасного и выражение совершенствования во всем, что только может сформировать и создать человеческий дух. Потому каждое человеческое стремление к совершенству приближается уже к сфере искусства и соприкасается с ним тем или иным способом. Природа есть выражение высшего искусства. Она постоянно порождает новые и все более совершенные комбинации в проявлении своих форм. Искусство – это совершенствование ради совершенствования.
Поскольку воспитание и просвещение играют решающую роль для этического развития человека, следует обратить внимание на значение этих факторов.
Когда мы говорим о воспитании, мы склонны думать только о наставлении детей. В большинстве случаев абсолютно не учитывается область самовоспитания и формирования характера. Воспитание детей представляет собой, несомненно, большую часть всей проблемы воспитания, однако и взрослый человек нуждается в дальнейшем развитии как в отношении своего характера, так и в вопросах продолжения своего профессионального образования.
Следующей важной и актуальной задачей человечества является просвещение народа. Народ, осознавший свое назначение на Земле и познавший свою ответственность, вряд ли будет склонен к революциям и эксцессам. Он будет стремиться оказывать благотворное влияние на другие нации и будет миролюбиво и планомерно идти по пути эволюции.
Так, необходимо тщательно обдумать, как искусство влияет на воспитание молодежи и взрослых.
Значительно важнее, чем чрезмерные занятия спортом или просмотр сомнительных фильмов, для молодежи было бы занятие искусством. Дух и характер формируются, в первую очередь, хорошей литературой, а также активными занятиями музыкой, живописью и стремлением к расширению своего кругозора. Как жаль прекрасного времени, которое молодежь тратит попусту, не понимая огромного значения фактора времени в жизни человека.
Однако героями сегодняшней средней молодежи являются не творческие личности и лучшие представители рода человеческого, но, прежде всего, спортивные знаменитости и кинозвезды всех видов. Ни концерты, ни хорошие спектакли, ни художественные мероприятия, ни серьезные естественнонаучные доклады, не говоря уже о духовно-научных, даже близко не привлекают столько людей, как футбольные матчи и другие виды спорта.
К сожалению, на сегодняшний день человек, обладающий соответствующей чуткостью или восприятием красоты в жизни, скорее наталкивается на насмешки со стороны окружающих и воспринимается  сентиментальным мечтателем, далеким от реальности.
Более того, воспитание духа и характера зачастую наталкивается на препятствия в виде насилия или насмешек. При этом можно со всей очевидностью доказать, что бедность и нищета, террор и закабаление являются, в первую очередь, результатом невежества и духовной нищеты.
Духовные ценности являются, таким образом, главной основой нашего Бытия и должны создаваться посредством воспитания. Человечество живет не хлебом единым, оно, прежде всего, нуждается в духовных ценностях и в свободе самопроявления. Воспитание духа первично, укрепление тела, напротив, вторично.
Таким образом, истинный смысл жизни лежит в постоянном совершенствовании и преобразовании жизни и характера человека, причем искусство является незаменимым подспорьем в данном процессе, ибо будит в человеке чувство совершенной красоты. Kaждaя формa облaдaет определенным хaрaктером, и чем более он облaгорожен, тем прекрaснее и чище будет ее вырaжение. Taким обрaзом, человек в своем стремлении к совершенству тaкже должен трaнсмутировaть свои кaчествa. Eму необходимо преобрaзовaть свои низшие кaчествa в высшие, т.е. рaзвивать в себе больше любви, увaжения, порядочности, великодушия и тем сaмым преобрaзовывать негaтивные кaчества в позитивные.
Kто не хочет прожить свою жизнь бессмысленно и нaпрaсно, тому не остaется другого пути, кроме духовного облaгорaживaния. Поэтому необходимо познaвaть высший смысл бытия. Hе в удовлетворении земных потребностей со всеми своими пресловутыми бaнaльностями кроется глaвнaя цель жизни, но в том, чтобы жить мудро и осмысленно и остaвить после себя блaгодaтный след в деле служения ближнему и всему человечеству.
В заключение следует указать и на объединяющий характер искусства. Искусство обладает интернациональным и всеобщим характером. В своем стремлении к прекрасному оно объединяет все проявления человеческого духа, и, кроме всеобъемлющей творческой деятельности, выполняет еще более важную задачу объединения человечества на интернациональной и национальной основе. Благодаря своим универсальным качествам искусство является всеобщим достоянием и выполняет в значительно большей степени задачу объединения народов, чем превозносимый людьми спорт.