Доклад З.Кодар

КОДАР Замза Муташовна (Казахстан) – кандидат философских наук, университет «Туран»

Гендерная политика Республики Казахстан
как шаг к толерантности в обществе


Суверенный Казахстан, следуя международным нормам соблюдения прав человека, проводит политику гендерного равенства. Республика Казахстан в 1998 году присоединилась к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин. В 2003 году была принята Концепция гендерной политики Республики Казахстан. Указом Президента Н. А. Назарбаева от 29 ноября 2005 г. за № 1677 была утверждена «Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 – 2016 годы».
В этом документе сказано: «Стратегия является основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, инструментом её реализации и осуществления мониторинга со стороны государства и гражданского общества, важным фактором становления демократии.

В этой связи в каждый раздел Стратегии включены разработанные совместно с региональным офисом Женского фонда ООН (ЮНИФЕМ) индикаторы по достижению гендерного равенства в политике, экономике, образовании, семье, вопросах охраны здоровья и предотвращения насилия в отношении женщин и детей» [1, c. 43]. В декабре 2009 года был приняты два важных Закона Республики Казахстан «О государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин» и «О бытовом насилии».
В Стратегии дано определение гендерной политики: «Гендерная политика – государственная и общественная деятельность, направленная на достижение равенства мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества» [2, c. 44]. Государственная деятельность в гендерной сфере реализуется в соответствии со Стратегией, где прописаны стратегические задачи и условия их реализации  в 9 разделах. Были разработаны планы мероприятий, которые утверждаются Постановлением Правительства по реализации Стратегии. Первый план на 2006-2008 годы уже исполнен, теперь на повестке дня исполнение следующего плана мероприятий на 2009-2011 годы. Для этого предусмотрены бюджетные программы: «Проведение государственной политики в области внутриполитической стабильности и общественного согласия» и «Услуги по совершенствованию мер обеспечения гендерного равенства и улучшении положения семьи».
Раздел первый Стратегии предусматривает обеспечение реального равенства прав и возможностей мужчин и женщин.  Главной задачей видится достижение 30-процентного представительства женщин на уровне принятия решений. И если сравнивать с 1999 годом, когда в Парламенте было всего 11,2% женщин, то сейчас 14 %, или 21 женщина. В 2005 году министрами являлись – 4 женщины, 8 – заместителями министров, 3 – председателями комитетов, 5 – заместителями акимов областей, 1 – акимом района. Сейчас, по приведенным сведениям Гульшары Абдыкалиховой, министра труда и социальной защиты населения, председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК, данным газете «Казахстанская правда» 28 января 2010 года: министр – 1 женщина, 1 – председатель агентства, 1 – заместитель руководителя Канцелярии Премьер-министра, 4 – ответсекретаря, 5 – вице-министров. Нетрудно заметить тенденцию уменьшения числа министров и их заместителей, однако впервые женщина получает ответственный пост – заместителя руководителя Канцелярии Премьер-министра, что повышает статус женщины в управленческом аппарате. Здесь, мне бы хотелось затронуть одну проблему, о которой говорят многие исследователи: «Инертность казахстанских женщин, медленное вторжение в управление обществом следуют, в основном, из медленного изменения патриархального сознания, из предпочтения  женщинами приватной сферы, из-за гендерных стереотипов». К 2016 году планируется повышение числа женщин в правительстве до 30 %. Для этого проводятся все необходимые мероприятия. Для политического продвижения женщин создана целая сеть, носящая название Республиканская сеть школ женского лидерства, состоящая из 69 НПО из всех областей Казахстана. Принятый новый закон «О государственных гарантиях равных прав и возможностей мужчин и женщин» будет способствовать реальному политическому продвижению женщин.
Еще одним важным направлением гендерной политики нашего государства является достижение экономического гендерного равенства. Политика государства в отношении женского малого предпринимательства действительно принесла свои плоды, и среди предпринимателей число женщин составляет уже 40%.
Своевременно появление закона «О бытовом насилии». Не секрет, что от бытового насилия в первую очередь страдают женщины и дети. Это реальная поддержка и способствование появлению эгалитарных отношений в обществе. В настоящее время в Казахстане существуют 20 кризисных центров для женщин и уже 4 кризисных центра для мужчин. О чем это говорит? Агрессия порождает ответную агрессию. И от этого страдают не только женщины, но и мужчины. Известны случаи избиение женами своих мужей и матерями своих детей. Раньше мы говорили только о случаях физического насилия, но в последнее время отмечается рост психологического насилия. Предотвращение любых видов насилия – одна из главных задач гендерной политики в нашей республике и для этого предпринимаются все усилия.
Как отмечает известный гендеролог Казахстана Г.Г.Соловьева: «Государство с помощью законодательства и других механизмов призвано создать такие условия, при которых индивиды могли преодолевать гендерные стереотипы и дискриминационные барьеры, как в отношении женщин так и мужчин; формировать новое гендерное самосознание с позиции идеологии равных прав и возможностей; способствовать трансформации всего комплекса социальных отношений между мужчинами и женщинами под углом зрения гендерного баланса и гендерного паритета во всех сферах деятельности» [3, c. 18].
Огромная роль международных организаций в продвижении гендерной политики в Казахстане. Это ОБСЕ, ЮНИФЕМ, ПРООН и другие.
ОБСЕ с 2001 года проводит гендерные мероприятия на территории Казахстана. Первой была образовательная программа для женщин, детей и родителей по предупреждению трафика из Казахстана и Центральной Азии. Далее проводились мероприятия по женскому лидерству, по продвижению женщин в политику.
ЮНИФЕМ начал работу в 2001 году с проведения Региональной кампании в защиту прав женщин на жизнь без насилия. Были проведены социологические исследования в 9-ти странах СНГ, объектом исследования явилось домашнее насилие.
Международная организация ПРООН одной из первых начала работать в нашем регионе. Первый масштабный проект был посвящен экономическому положению и продвижению женщин в Казахстане и продлился 7 лет. Одним из удачных проектов было внедрение гендерного образования в вузы и выпуск первого учебного пособия совместно с Институтом философии и политологии МОН РК «Внедрение в теорию гендера» в 1999 году.
Гендерные исследования в Казахстане дисциплинарно и институционально оформились с начала 90-х годов. Первой организацией, публично поставившей проблему гендерного равноправия, использовав при этом понятие «феминизм», стала созданная в 1993 году «Феминистская лига». Появление годом позже сразу двух монографий – Натальи Усачёвой «Женщина: ее статус, судьба и образ в мировой культуре» [4] и Зии Мукашева «Женские образы как символы культуры» [5], посвященных женской проблематике, знаменует растущий интерес к научным философским аспектам гендерных исследований. Со временем научная составляющая дисциплины все более активно рефлексирует над собственными основаниями, находясь, с одной стороны, под влиянием западной феминистской методологии, а с другой – под влиянием стратегий поиска собственного (национального) гендера и других, чем западные, методологических оснований истории возникновения и развития гендерных исследований в Казахстане. Как заметил известный философ А.А.Нысанбаев, директор Институтом философии и политологии: «Рассматривая ситуацию в историческом аспекте, следует отметить, что на гендерные отношения в Казахстане влияют три рода факторов исторического характера. Во-первых, традиционные отношения мужчин и женщин, сложившиеся в казахском социуме в прошлые века, но сохранившиеся и приспособившиеся к новым условиям. Во-вторых, наследие советского прошлого, включая стереотипы сознания и поведения, сформировавшиеся под воздействием политики коммунистического режима в отношении женщин, семьи и т. п. В-третьих, новые реалии положения и статуса полов, их взаимодействия, сложившиеся в условиях большой открытости казахстанского общества, влияния на него других культур и веяний в переходный период» [6, с. 20].
В Казахстане за период с 1995 по 2010 годы были защищены 2 докторские диссертации и более 30 кандидатских диссертаций по гендерной проблематике. В основном диссертации были защищены политологами и социологами. Среди этих работ следует отметить диссертационные исследования по гендерной политике А.А.Самаковой [7] и по рыночной экономике Р.Сарсенбаевой [8]. Философскому направлению были посвящены докторская диссертация Н. Усачёвой [9], и кандидатские диссертации С.Шакировой [10], Г.Адаевой [11] и др.
В Казахстане были проведены по различным аспектам гендерной проблематики десятки научных конференций различных уровней, среди которых I съезд женских и гендерных НПО Казахстана (7-8 ноября 2008 года), более 30 конференций и 8 Летних школ: «Гендерные исследования: с Запада на Восток» (14-19 июля 2002 г.), «Гендерные проблемы в мире и в Казахстане» (7-14 июля 2002 года), «Человеческое развитие: теория и практика» (июнь 2003 года), «Равные права и возможности мужчин и женщин»(2003), «Гендерное образование: контекст, технология и политика» (7-9 июля 2006 г.). Еще 3 летние школы гендерного равенства для юношей и девушек были проведены с 2001 по 2002 годы Гендерным Информационно-Аналитическим Центром (ГИАЦ).
В настоящее время в Казахстане, кроме «Феминистской лиги», активно работают и несколько научно-исследовательских гендерных Центров: 1) Центр Гендерных исследований (ЦГИ), созданный в 1998 году; 2) НИИ социальных и гендерных исследований при Казахском Государственном Женском Педагогическом Институте, созданный в 2001 году; 3) Центр Гендерного Образования при Казахском Национальном Университете имени Аль-Фараби, созданный в 2005 году. Каждый из этих Центров имеет веб-сайты, издает монографии и статьи, проводит многочисленные акции. Кроме того, создаются гендерные Центры и в регионах Казахстана, например в городе Караганде работают 2 гендерных центра: Гендерный Информационно-Аналитический Центр (ГИАЦ) и Центр гендерных исследований «Нисса».
В Казахстане издаются учебники и учебные пособия, сборники материалов конференций, круглых столов.
По нашему мнению, гендерная политика проводимая в соответствии с международными стандартами, с участием международных и зарубежных организаций, а также неправительственного сектора в суверенном Казахстана способна помочь развитию толерантности в обществе и будет способствовать поднятию духовной культуры людей.

Список использованных источников:

1. Қазақстан Республикасында 2006 – 2016 жылдарға арналған гендерлік тендік Стратегиясы. Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 – 2016 годы. – Б.м.: Б. изд., Б.г. – 74 с.
2. Там же.
3. Соловьева Г.Г. Гендер… и деконструкция территории политики // Гендерные исследования, гендерная политика и женское движение в странах Центральной Азии: попытка диагноза. Материалы международной научно-практической конференции «Женское движение Центральной Азии: от опыта прошлого десятилетия к поиску новых технологий», г. Алматы, 18 – 19 октября 2005 г. – Алматы: Фонд им. Фридриха Эберта; Центр гендерных исследований г. Алматы; Центр гендерного образования КазНУ им. аль-Фараби, 2005. – С. 7-18
4. Усачёва Н. Женщина: ее статус, судьба и образ в мировой культуре. – Алматы: Гылым, 1994. – 218 с.
5. Мукашев З. Женские образы как символы культуры. – Алматы: Гылым, 1994. – 318 с.
6. Нысанбаев А.Н. Гендер и народонаселение // В кн.: Проблемы гендера в контексте трансформации казахстанского общества. – Алматы: КазГосЖенПи, 2001. – С. 19 – 26.
7. Самакова А.Б. Гендерная политика в контексте социальной трансформации казахстанского общества: диссер. … канд. полит. наук: 23.00.02: Алматы, 2004. – 168 с.
8. Сарсенбаева Р.Б. Гендерные аспекты системных социально-экономи-ческих реформ в Казахстане: социологический анализ: диссер. … докт. социолог. наук: 22.00.04: Алматы, 2005. – 310 с.
9. Усачёва Н.А. Гендерное измерение культуры: диссер. … докт. филос. наук: 09.00.13: Караганда, 2000. – 282 с.
10. Шакирова С.М. Феминизм как философская проблема: диссер. … канд. филос. наук: 09.00.02: Алматы, 1996. – 147 с.
11. Адаева Г.А. Қазақ халқының дәстүрлі дұниетанымындағы гендер мәселесі: тарихи философялық талдау: диссер. … филос. ғыл.  канд.: 09.00.03: Алматы, 2007. – 128 б.