Speech at the International Jubilee Conference “Spiritual Renewal is the Path to Prosperity and Harmony”, Astana, 17 October 2017.

Tolegen Mukhamejanov, President of the International Association "Peace through Culture"

         Dear participants of the Conference!

         On behalf of the International Public Fund "Congress of Spiritual Concord" and the international association "World through Culture", I thank all the organizers, participants and guests of this conference for supporting the tradition, established 25 years ago, to celebrate the Day of Spiritual Concord together.

         Exactly 25 years ago, on October 18, 1992, the first World Congress of Spiritual Concord was held in Almaty. For the first time in the history of humanity, representatives of all religions, spiritual public organizations, well-known scientists and cultural figures concerned with the problems of spirituality gathered at one table.

         The date of the Congress was chosen not by chance. A hundred years before, an attempt to convene such a congress was made in Chicago (USA), but, unfortunately, it did not find its continuation in the future.

         The main motto of the Congress in Almaty was the following words: "Space. Earth. Mankind" These capacious words briefly but broadly express the basic ideas of the Congress, and during the Congress, they were able to unite people of almost all continents on a wide range of perspectives and religions.

         A common prayer at the time of the opening of the Congress in the Palace of the Republic was the most unforgettable episode, when three thousand people under one dome, in one impulse addressed the Creator with the most sincere impulses of their hearts. They sounded in unison with the call to preserve peace on Earth, to give patience and wisdom to all people, regardless of their religion and worldview, to provide food and shelter to the destitute and orphans. It is difficult to express with words our inspiration  that was at that time of general meditation. At that time there emerged the aura that for all these 25 years gave life-giving energy to support that great undertaking, it gave strength and opportunities to continue the deeds and aspirations of those people who stood at the origins of our movement.

         The role of Nursultan Abishevich Nazarbayev, the Head of our state, is invaluable in holding the First Congress.  Without his support, this Congress would simply not be possible. Let's remember the time when it took place. Kazakhstan as an independent state has not yet turned a year. At a time when everyone was faced with the questions of the elementary physical survival of the country and each individual person, it was necessary to have the wisdom and vision of our President to understand that the main thing is the spiritual core within us, that social and spiritual harmony is our priceless asset and the most important condition of a dignified life. That is why in conditions when some countries did not consider it possible to host the Congress, Nursultan Nazarbayev took it under his patronage and invited delegates to Kazakhstan.

For the respect of faith! For differences without strife! For concelebration in charity! "- these principles have become fundamental for the work of the Congress of Spiritual Concord. In the adopted Manifesto, its participants called for announcing October 18 a moratorium on conflicts and clashes, a day of seeking reconciliation, establishing mutual understanding between people, a day of mercy and helping one's neighbor.

         Looking back over the past quarter of a century, we sum up the results and wonder what we managed to do from what was planned then and what remains to be done.

         On our initiative, a socially significant date, the Day of Spiritual Concord, is included in the Kazakhstan calendar. It is widely celebrated by the public of the country with the full support of state bodies.  The President himself repeatedly congratulated his compatriots on this day, hosted the delegates of the Congress of Spiritual Concord in his residence. There is no such a unique celebration yet in any other calendar of the world, but it is celebrated by our like-minded countries.

         With the observance of the Days of Spiritual Concord, we revived the traditions of charity after they were lost for many decades. And tomorrow, a thousand volunteers will bring food kits to socially vulnerable groups in Astana.  And this is going to take place all over the country. Charity events on October 18 are not just a beautiful gesture, but really the creation of good, a heart's impulse. And if it comes from the soul, then it gives rise to awe in the soul of the one who gratefully accepts it. Thus, a special spiritual connection is born among people.

         The International Public Fund "Congress of Spiritual Concord" and the Association "World through Culture" annually conduct meaningful international scientific and practical conferences focused on the spiritual and moral problems of human survival. Such topics as "The future of peace - in the consent of civilizations and religions", "Historical, cultural and religious traditions - the basis of spiritual consent of the peoples of Eurasia", "Through tolerance - to spiritual unity "," Spirituality and culture against extremism and terrorism " were among the most acute problems of our life and spirituality, which we discussed in recent years.

         To promote our ideas, we used such forms of communication with the population as press conferences, regular appearances in the media and even telethons. I take this opportunity to thank the media for its continued support and solidarity.

It probably will not be an exaggeration to say that the Spiritual Concord Movement has largely prepared the ground for the further implementation of such a global project as holding congresses of world and traditional religions in the capital of Kazakhstan. Five such congresses have already been held in Astana with great success. Kazakhstan initiated the dialogue of civilizations in the format "Muslim World - West".

         Now, when the idea of achieving Spiritual Concord has become more clearly defined, it is understood that Spiritual Culture is the key link in achieving Spiritual Concord.

         The World Forum of Spiritual Culture, which was held in Astana on October 18- 20, 2010 was the most important stage of our activity. More than 600 delegates from 72 countries of the world attended it. For the first time in world practice, the Forum was called upon to connect two wings of spiritual culture: religious and secular spirituality, which implies all that is related to human activities outside material culture.         

         During the World Forum of Spiritual Culture, it was talked about the deep crisis of modern technocratic civilization and the need for a transition to a civilization of spiritual culture. The World Forum of Spiritual Culture drew the attention of the world community to the vital need to overcome the global crisis of spirit and morality. It called upon everybody to mobilize their internal forces and physical capabilities to restore harmonious relations between people, individuals, the Space and nature, states, the world community, peoples and the Upper World. Thus, the Forum on the new development cycle took the baton of the first World Congress of Spiritual Concord in Almaty with its motto, "Space." Earth. Mankind"

The work begun seven years ago at the World Forum of Spiritual Culture did not stop the whole past period. The Presidium of the Forum permanently operates, coordinated by three co-chairs - Iosif Kobzon (Russia), Tolegen Mukhamedzhanov (Kazakhstan) and Wilhelm Auguststat (Austria). There is a Forum website in three languages - Russian, Kazakh and English, which was visited by hundreds of thousands of people around the world. A solid volume of materials of the Forum held in 2010 was published. Famous Hollywood actor and director Armand Assante made a documentary about it. I was able to speak about the World Forum of Spiritual Culture at the International Round Table on Nuclear Disarmament in Geneva, the World Sufi Forum in New Delhi, the 5th St. Petersburg International Cultural Forum and other major international events. Similar work is being carried out by my colleagues, the co-chairmen of the Forum. Members of the Presidium of the Forum participate in the sessions of the Assembly of the People of Kazakhstan, which is always our ally and partner.

         In 2016, the World Forum of Spiritual Culture and the International Association "World through Culture" put forward the idea of launching a global anti-nuclear campaign "Chain Reaction".  Contrary to the way in which the atomic bomb is being ravaged by the principle of a chain reaction of the fission of radioactive elements, the chain reaction must be the action of all people of good will. Our initiative has been supported by many influential international non-governmental organizations.

         In Kazakhstan, students and teachers of Shakarim University gave the start of the international action «For a Nuclear-Free World». It was held on September 30 on the Polkovnichij  Island at the monument "Stronger than death", erected in memory of victims of tests at the Semipalatinsk nuclear test site. After Semey, the action moved to Astana and went further throughout the country. From Kazakhstan, "The chain reaction" has spread throughout the world. Humanitarian community organizations from Europe, Asia, Africa and America conducted it in their own countries.

         Colleagues and like-minded people put interesting initiatives forward from Russia, the United States of America, Ukraine and other countries.

         This morning there was held a meeting of the Presidium of the General Council of the Eurasia Assembly. This international public movement, established in May this year in Moscow as an instrument of people's diplomacy in the development of ideas of Eurasian integration.    Its Presidium considered celebrating the Day of Spiritual Concord by all the peoples of Eurasia as the first issue on the agenda of today's meeting. In addition, this is the best evidence that the movement that we started 25 years ago lives, gathers strength and authority, and attracts all the new allies and supporters!

Глава государства побеседовал с первостроителями и поздравил их с 20-летним юбилеем столицы.

06.07.2018

Доклад на Международной юбилейной конференции «Духовное возрождение – путь процветания и согласия» Астана, 17 октября 2017г.

Толеген Мухамеджанов, Сопредседатель Всемирного Форума Духовной Культуры, Президент Международной ассоциации «Мир через культуру», Композитор, Почётный гражданин города Астаны

         Уважаемые участники конференции!

         От лица Международного общественного фонда «Конгресс Духовного Согласия» и международной ассоциации «Мир через культуру» я благодарю всех организаторов, участников и гостей настоящей конференции за то, что вы поддержали заложенную 25 лет назад традицию вместе отмечать День Духовного Согласия.

         Ровно 25 лет назад, 18 октября 1992 года, в Алматы прошёл 1-й Всемирный Конгресс Духовного Согласия. Впервые в истории человечества за одним столом собрались представители всех религий, духовных общественных организаций, известные учёные и деятели культуры, которых волнуют проблемы духовности.

         Дата проведения Конгресса была выбрана не случайно. За сто лет до этого попытка созыва такого съезда была предпринята в г. Чикаго (США), но, к сожалению, она не нашла своего продолжения в дальнейшем.

         Основным девизом Конгресса в Алматы стали слова: «Космос. Земля. Человечество». Именно в этих ёмких словах очень коротко, но всеобъемлюще были выражены основные идеи Конгресса, которые смогли объединить в дни его работы очень разных по мироощущению и вероисповеданию людей почти со всех континентов.

         Самым незабываемым эпизодом стала общая молитва в момент открытия Конгресса во Дворце Республики, когда три тысячи человек под одним куполом, в едином порыве обратились к Создателю с самыми искренними порывами своих сердец. Они звучали в унисон с призывом сохранить мир на Земле, дать терпение и мудрость всем людям, независимо от их вероисповедания и мировоззрения, предоставить пищу и кров обездоленным и сиротам. Трудно передать словами наше воодушевление и вдохновение, которое было в тот момент общей медитации. Именно тогда возникла аура, которая все эти 25 лет давала живительную энергию для поддержания того великого начинания, давала силы и возможности продолжить дела и чаяния тех людей, которые стояли у истоков нашего движения.

         Неоценима роль в проведении Первого Конгресса Главы нашего государства Нурсултана Абишевича Назарбаева.  Без его поддержки этот Конгресс был бы просто невозможен. Достаточно вспомнить время, в которое он собрался. Казахстану как независимому государству не исполнилось ещё и года. В то время, когда перед всеми стоили вопросы элементарного физического выживания страны и каждого отдельного человека, нужно было обладать мудростью и прозорливостью нашего Президента, чтобы понимать, что главное – это духовный стержень внутри нас, что общественное и духовное согласие – наше бесценное достояние и важнейшее условие достойной жизни. Вот почему в условиях, когда некоторые страны не сочли возможным принять у себя Конгресс, Н.А.Назарбаев принял его под свой патронаж и пригласил делегатов в Казахстан.

«За вероуважение! За различия без раздоров! За сослужение в милосердии!» – эти принципы стали основополагающими для работы Конгресса Духовного Согласия. В принятом Манифесте его участники призвали объявить 18 октября днём моратория на конфликты и столкновения, днём поиска примирения, установления взаимопонимания между людьми, днём милосердия и помощи ближнему.

         Оглядываясь на прошедшие четверть века, мы подводим их итоги и задумываемся, что нам удалось осуществить из задуманного тогда и что ещё предстоит сделать.

         По нашей инициативе в казахстанский календарь внесена социально значимая дата – День Духовного Согласия. Он широко отмечается  общественностью страны  при полной поддержке государственных органов.  Сам Президент неоднократно обращался с поздравлениями к соотечественникам в этот день, принимал у себя в резиденции делегатов Конгресса Духовного Согласия. Такого уникального праздника нет пока ни в одном другом календаре мира, но его отмечают наши единомышленники и в других странах.

         С проведением Дней Духовного Согласия мы возродили традиции благотворительности после того, как они были утрачены на долгие десятилетия. Вот и завтра тысяча волонтёров доставят в Астане продуктовые наборы социально уязвимым слоям населения.  И так будет происходить по всей стране. Благотворительные акции 18 октября – это не просто красивый жест, а действительно сотворение блага, добра, порыв сердца. И если она исходит от души, то и рождает ответный трепет в душе того, кто её с благодарностью принимает. Таким образом, рождается особая духовная связь между людьми.

         Международный общественный фонд «Конгресс Духовного Согласия» и ассоциация «Мир через культуру» ежегодно проводят содержательные международные научно-практические конференции, ориентированные на духовно-нравственные проблемы выживания человечества. Среди наиболее острых проблем нашего бытия и духовности, которые мы обсудили за последние годы, были такие темы, как «Будущее мира – в согласии цивилизаций и религий», «Исторические, культурные и религиозные традиции – основа духовного согласия народов Евразии», «Через толерантность – к духовному единению», “Духовность и культура против экстремизма и терроризма”.

         Для продвижения своих идей мы использовали такие формы связи с населением, как пресс-конференции, регулярные выступления в СМИ и даже телемарафоны. Пользуясь случаем, я благодарю средства массовой информации за постоянные поддержку и солидарность.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что Движение Духовного Согласия в значительной степени подготовило почву для осуществления в дальнейшем такого глобального проекта, как проведение в столице Казахстана съездов мировых и традиционных религий. В Астане с большим успехом прошло уже пять таких съездов. Казахстан  выступил с инициативой диалога цивилизаций в формате «Мусульманский мир – Запад».

         В настоящее время, когда идея достижения Духовного Согласия обретает все более четкие очертания,  пришло понимание, что ключевым звеном в достижении Духовного Согласия является Духовная Культура.

         Важнейшим этапом нашей деятельности стал Всемирный Форум Духовной Культуры, который  прошёл в Астане с 18 по 20 октября 2010 года. На него прибыло более 600 делегатов из 72 стран мира. Впервые в мировой практике Форум был призван соединить два крыла духовной культуры: духовность религиозную и светскую, к которой можно отнести все, что связано с деятельностью человека вне материальной культуры.         

         На ВФДК говорилось о глубоком кризисе современной технократической цивилизации и необходимости перехода к цивилизации духовной культуры. Форум обратил внимание мировой общественности на жизненную необходимость преодолеть глобальный кризис духа и морали. Он призвал всех мобилизовать свои внутренние силы и физические возможности для восстановления гармоничных отношений между людьми, человеком, Космосом и Природой,  государствами, мировым сообществом  и народами, человеком и Высшим Миром. Так Форум на новом витке развития принял эстафету Первого Всемирного Конгресса Духовной Согласия в Алматы с его девизом «Космос. Земля. Человечество».

Начатая семь лет назад на Всемирном Форуме Духовной Культуры работа не останавливалась весь прошедший период. Постоянно действует Президиум ВФДК, работу которого координируют три сопредседателя – Иосиф Кобзон (Россия), Толеген Мухамеджанов (Казахстан) и Вильгельм Аугустат (Австрия). Действует Интернет-сайт ВФДК на трёх языках – русском, казахском и английском, который посетили сотни тысяч человек по всему миру. Издан солидный том материалов прошедшего в 2010 году Форума. Знаменитый голливудский актёр и режиссёр Арманд Ассанте снял документальный фильм о нём. С информацией о Всемирном Форуме Духовной Культуры мне довелось выступать на международном Круглом столе по ядерному разоружению в Женеве, на Всемирном суфийском форуме в Нью-Дели, на V Санкт-Петербургском международном культурном форуме и других крупных международных мероприятиях. Аналогичную работу проводят мои коллеги–сопредседатели ВФДК. Члены президиума ВФДК принимают участие в сессиях Ассамблеи народа Казахстана, которая всегда является нашим союзником и партнёром.

         В 2016 году Всемирный Форум Духовной Культуры и Международная ассоциация «Мир через культуру» выдвинули идею развернуть глобальную антиядерную кампанию «Цепная реакция».  В противовес тому, как в основе разрушительного действия атомной бомбы лежит принцип цепной реакции деления ядер радиоактивных элементов, в цепную реакцию  должны соединиться действия всех людей доброй воли. Наша инициатива была поддержана многими влиятельными международными неправительственными организациями.

         В Казахстане старт международной акции «За безъядерный мир» дали студенты и преподаватели Университета Шакарима. Она прошла 30 сентября на острове Полковничий у монумента «Сильнее смерти», установленного в память жертв  испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне. После Семея акция перешла в Астану и прошла  далее по всей стране. Из Казахстана «Цепная реакция» распространилась по всему миру. Гуманитарные общественные организации из Европы, Азии, Африки и Америки провели её в своих странах.

         Интересные инициативы выдвигают коллеги и единомышленники из России, Соединённых Штатов Америки, Украины и других стран.

         Сегодня в первой половине дня в Астане состоялось заседание президиума Генерального совета Ассамблеи народов Евразии. Это международное общественное движение, учреждённое в мае текущего года в Москве как инструмент народной дипломатии в развитии идей евразийской интеграции.    И первым вопросом в повестке дня сегодняшнего заседания его президиум рассмотрел вопрос о праздновании Дня Духовного Согласия всеми народами Евразии. И это лучшее из доказательств, что движение, начатое нами 25 лет назад, живёт, набирает силу и авторитет, привлекает всё новых союзников и сторонников!