Размещаем доклад нашего постоянного участника, профессора Камрана Мофида "Духовное наследие образования".
Предлагаем читателям ознакомиться с ним.
Духовное наследие образования
Предоставлено:
Профессором Камраном Мофидом
«Жизнь наших духовных ценностей:
Духовные учебные заведения и университеты, преобразующие мир».
Это предложение, а также предложение организовать комиссию Второго Всемирного Форума Духовной Культуры в Астане в 2013 году, представляет собой попытку подчеркнуть важность и разработать сильное духовное образование и вузы в целом, а также бизнес-образование и бизнес-школы, в частности, для преобразования нашего мира.
Образование является основой для хорошей и полноценной жизни, направляющее личность на путь самореализации, экономической безопасности и общественного вклада. Сегодня мир знаний и компетентности находятся в состоянии постоянного изменения. То же самое можно сказать о вселенском видении, стремлениях и мечтах. На протяжении многих веков считалось, что образование в целом и университеты, в частности, были ответственны за нравственное и социальное развитие студентов и за объединение различных групп для общего блага. Так ли это сейчас?
Для меня, приверженца духовной культуры, духовности и духовного образования, ключом, который открывает дверь к созданию лучшего мира, является образование. Но, не любое образование, и, конечно, не образование, которое в основном предлагается в настоящее время, а по-настоящему отличная форма обучения, - образование, основанное на ценностях и предоставляемое теми, кто осознает великую честь и привилегию быть учителем, кто понимает, что преподавание, прежде всего, – призвание.
Образование является очень важной сферой, чтобы оставлять его враждебной политике конкурирующих разработчиков моделей: все такие модели ограничены, не благотворны, и, следовательно, не способны предложить истинные решения. Правильная система образования должна быть основана на метафизике, производной от всеобъемлющего и единого подхода, уходящего корнями в философию, этику и духовность.
Существует фундаментальное единство всех ветвей образования во всех областях обучения, и это единство должно быть отражено в комплексной, целостной и междисциплинарной программе, которая не рисует искусственные границы между различными дисциплинами. Большая часть современного образования по-прежнему базируется на модели «века машин» - отдельных предметных областей, которая поощряет фрагментированное обучение. В отсутствии объединяющей духовной перспективы, очень мало внимания уделяется необходимости междисциплинарной связи.
Следует отметить, что во времена духовного голода, образованию необходимо сделать больше, чем просто двигаться на ощупь в темноте. Необходимо указать студентам на свет мира.
Если есть общие национальные цели в области образования, должно ли оно быть ориентировано только на охват узкого видения экономического успеха страны? Должно ли образование нести ответственность только перед определенным ключевым экономическим аспектом, или нам нужно найти что-то всеобъемлющее, включающее ключевой аспект, учесть катастрофические кризисы, которые мы наблюдаем сегодня? Подавляют ли интересы отдельных лиц и селективных групп общее благо, которое система образования должна поддерживать? Должны ли наши заветные образовательные ценности выставляться на продажу для тех, кто больше заплатит? Должно ли частное управление стать моделью для нашей основной системы образования, финансируемой государством? Должны ли такие выражения и термины бизнес моделей, нацеленных на получение прибыли, как "сокращение", "аутсорсинг", "переструктурирование", "рыночные отношения", "приватизация" и "дерегулирование", иметь право стать ценностями образования, когда преподавание и обучение является не чем иным, как призванием и священным даром?
Это предложение показывает, что рынок - это не только часть экономической сферы, «это - область человеческого духа». Многие экономические и бизнес-решения, оказывают влияние на окружающую среду, что в настоящее время более широко осознается в мире, но они также поднимают важные моральные вопросы, которые выливаются в один вопрос - что такое быть человеком.
В предложении утверждается, что лицам, принимающим решения (вопреки тому, что практикуется сегодня) необходимо также заботиться о мире в сердце и духе.
Личный интерес является важным источником человеческой мотивации, движущей решения, которые мы принимаем на рынке каждый день. Тем не менее, эти решения имеют моральное, этическое и духовное измерение, потому что каждое решение, которое мы принимаем, влияет не только на нас самих, но и на других тоже.
Я твердо верю, что эти ценности должны быть в центре нашей системы образования, наших университетов и бизнес-школ.
Я искренне надеюсь, что с этим предложением, мы можем начать открытый диалог со всеми заинтересованными коллегами, друзьями, студентами и другими, чтобы вместе мы смогли принять действенное решение. Как ясно показал нынешний глобальный кризис, весь мир начинает осознавать ценность совместного создания и освоения знаний из различных источников, дисциплин, опыта. Пришло время обдумать и принять меры для социальной справедливости, где устойчивое духовное образование для общего блага является неотъемлемой частью.
В случае, если это предложение будет принято, профессор Мофид организует комиссию по Духовному Наследию образования на Втором Всемирном Форуме Духовной Культуры. Приглашенные местные, региональные и международные эксперты в первую очередь сосредоточатся на сбалансированной оценке роли и вклада духовности в образование, университеты и бизнес-школы.
Другие тематические области также будут рассмотрены. Они включают в себя (но не ограничиваются):
• Что такое образование? * Что такое знание? * Что такое мудрость? * Что такое Университет? * Что является источником подлинного счастья и благополучия? * Что такое хорошая жизнь? * Что является целью экономической жизни? * Что значит быть человеком, живущим на космическом корабле с ограниченными ресурсами? * Каким образом мировая финансовая система может стать более гибкой и справедливой? * Какие пути могут быть рекомендованы для перехода от текущего разрушительного глобального политико-экономического порядка, с безудержным экономическим ростом, максимизацией прибыли и минимизацией затрат, целей и бонусов к порядку, включающему в себя создание материальных благ, но сохраняющему и усиливающему социальное и экологическое благополучие и увеличивает человеческое счастье и удовлетворение? * Как должны мы справляться с индивидуальной и институциональной жадностью? * Каковы требования к эффективной экономике? * Какую роль должны играть университеты в строительстве модели бизнес-образования, основанной на целостности? * Роль университетов и образования в содействии диалогу цивилизаций? * Какой должна быть роль молодежи? * Как должна быть направлена подготовка молодых руководителей с целью понимания характера глобализации с ее экономической, технологической и духовной точками зрения, для поддержания отношений между участниками, которые приведут к действию для общего блага в выбранной ими карьере?