Глава государства побеседовал с первостроителями и поздравил их с 20-летним юбилеем столицы.

06.07.2018

Друзья!

Размещаем на сайте доклады участников Конференции 2012 года.

Просим всех ознакомиться с ними для формирования конкретных  вопросов, замечаний, практических предложений.
После завершения работы Форума/Конференции, докладчик должен будет учесть все вопросы, замечания, предложения для улучшения содержания и усиления практической значимости своего текста.


Сухейль Фарах
Действительный член Российской Академии Образования

Аксиологический аспект образования - наука сегодня и завтра?

В условиях поиска новой методологии и философии образования, а также закостенелости существующих систем обучения в ряде стран Запада и Востока, передовая научная мысль в области точных и гуманитарных дисциплин приходит к активному пересмотру практической социологии, ее наследия и достижений в разных направлениях. Прежде всего, необходимо стратегическое обновление в сфере методологии познания, определение новых целей и задач образования ХХI века, что требует актуального понимания его значения, функций и роли в жизнедеятельности мирового сообщества, вступившего в эпоху преобразований.
Данная проблема требует выявления адекватных научных и культурных приоритетов в гуманитарном знании и самой природе взаимоотношений между людьми, а также, что важнее всего, аксиологического аспекта образования сегодняшнего и завтрашнего дня. Во многокультурном и поликонфессиональном мире различных цивилизаций и гносеологических традиций такой аспект приобретает особую важность, становится координирующей и организующей силой рационального постижения мира, просвещения и духовно-творческого совершенствования личности. Для формирования нового мышления необходимо выработать стратегию образования Цивилизации знания будущего, представить, персонифицировать и понять центральный, несущий элемент этого феномена - Человека.
Человек - онтологическая и антропологическая ценность.
Размышляя о смысле человеческой жизни в эпоху модернизации или в последующие времена, мы сталкиваемся со множеством вопросов онтологии бытия и самой сущности человеческой жизни. Сейчас важнейший вопрос, стоящий перед нашей цивилизацией, заключается в том, как человеку достичь искомой человечности, чтобы аксиологическое измерение в нем было превалирующим? За ним следует другой вопрос, не менее насущный: может ли классическая система образования, сконцентрированная на устоявшихся гносеологических ценностях и системах, методологии и логике, ответить на запросы времени? И неужели наследие культурно-исторической памяти народов, питаемое внутренними и внешними источниками, сделало человека тем искомым смыслом, идеалом и предназначением, призванным озарить собой человечество?
На первый взгляд, кажется, что человек как онтологическая и антропологическая значимость до нынешнего исторического момента даже не начал движение в сторону пределов высших гуманистических ценностей. Множество господствующих сегодня культур в значительной степени сосредоточили свой потенциал на насыщении инстинктов человеческого существа. Это проявляется в обожествлении богатства, силы и власти, поэтому будет правильным называть эту цивилизацию "цивилизацией чувственных страстей".
В то же время духовный аспект человеческой личности в различных сообществах и социальных группах, которые живут в рамках эпохи "веры", сводится лишь к литургической, религиозной стороне отношений человеческого "я" и божественного света. В этом аспекте духовная энергия человека находится в неуравновешенном состоянии, поскольку она лишена других составляющих своего бытия, его культурного и высшего аксиологического аспектов.
В общем результате мы замечаем, что четыре основных составляющих онтологической теории понимания человека, а именно его материальных инстинктов, души, разума и духа, отдалены друг от друга. Они пребывают в темных сферах борьбы и противоречий, в то время как искомой целью является надежда на обеспечение полноценной философии образования, которая способствовала бы гармонизации и единению этих четырех аспектов. К этому добавляется фактор наследия в сфере образования, несущий в себе факторы созидания и разрушения в отношении к тем или иным ценностям, присутствующим в человеческой личности.
Виды образовательной и исторической памяти.
Известно высказывание о том, что народ, культура или человек, лишенный исторического наследия не имеет настоящего места в мире. Однако человеческая память хранит в себе как светлые, так темные образы, открытые и закрытые, умиротворяющие и враждебные, творческие и консервативные, стабильные и стремящиеся к переменам. Важно, чтобы имела место воспитательная или образовательная система, начиная с культуры семейного воспитания вплоть до школы и университета. Все общественные институты должны активно взаимодействовать для воспитания новых поколений, для совершенствования позитивной исторической памяти человечества и постоянного освобождения от негативного наследия.
Как утверждал известный американский психолог Даниэль Лаб, для упрочения позитивного наследия в человеческой памяти не достаточно накачать ее определенным объемом информации, которая разрушается, не выдержав испытания жизненной практикой. Но следует обеспечить достаточные условия для частной психологической инициативы, для того, чтобы эта память выполняла свою функцию наиболее успешным позитивным образом, вновь и вновь формируя все предметы, подлежащие изучению. Необходимо создать наилучший климат для самого широкого разнообразия форм, ценностей, озарений для улучшения роли и функции исторической памяти [1].
В этой связи образование, которое зачастую основывается на накачивании памяти сведениями без того, чтобы задействовать критический, аналитический и творческий разум для его обновления, превращает комплекс сведений, хранящихся в образовательной исторической памяти, в простую догму. В её глубинах произрастают "врожденные свойства" интровертной замкнутости в себе и, вследствие этого, фанатичного неприятия другого, нового, стремления к творческому поиску новых ценностей [2].
Другая сложная проблема системы обучения состоит в излишнем доверии как религиозных, так и светских образовательных учреждений к памяти идеологических убеждений, вызывающих разделение и постоянную борьбу различных догматических систем рода человеческого. После того, как стали очевидны старческие болезни, поразившие их мыслительные клетки и практическую сферу, внутренние силы, поддерживаемые властными "теневыми" финансовыми, политическими и просветительскими структурами, все еще продолжают поддерживать их миссию и цели во всех странах мира. На секуляризованном Западе стратегия в сфере образования направлена, в основном, на экономическую сферу обеспечения материальных запросов общества потребления. В аксиологической же сфере продолжается господство ценностей глобализации, вестернизации и эгоцентризма при полном игнорировании настоящего и будущего гуманистических ценностей разных народов.
В так называемых странах "метафизического Востока", которые не вошли достаточно глубоко в эпоху модернизации и постмодернизации, сознание большинства населения погружено в ностальгическую тоску по древним системам убеждений. Здесь человек возводит причины всех кризисов своей жизни к Западу, не прилагая достаточных усилий к тому, чтобы победить диктатуру умственной и жизненной отсталости, кроющуюся внутри него самого. Вопиющим противоречием между современными системами образования является борьба между секуляризированными либеральными ценностями, которые представляют собой философскую и воспитательную сторону сообществ  глубоко проникают в дух эпохи модернизации и постмодернизации, с системой иных ценностей, представленных религиозными реакционерами, властью обычаев и традиций, в лоне которых кроются традиционные социальные структуры, ограниченные по своим устремлениям, призванию и жизненным целям.
В контексте сближения секуляризма и религиозности в понимании онтологической триады Человек - Природа – Бог, а также двух способов построения материальной и культурной основы жизни на этой планете, человеческое сознание колеблется между разумным и бессознательным, между двумя типами крайностей: жестким религиозным взглядом на мир и светским боевым духом. Это колебание и взаимоисключающие позиции приводят к усугублению травм культурной, психологической и духовной памяти человеческой личности. Наибольшая проблема в этой связи кроется в попытке монополизации земной и божественной истины каждой из этих сторон.
Процессы монополизации обычно сопровождаются войнами убеждений и идеологических ценностей в разуме и сердце человека. Подобные войны создали в исторической образовательной системе человека горы наваждений и стереотипов, неверных по отношению к себе и другим. Эти стереотипы проникли вглубь системы образования, которая изучается не только по учебникам истории, но проявляется в каждом предмете, в каждой ветви дерева гуманитарных знаний.
Таким образом, перед нами гносеологическая образовательная система, отягощенная отрицательными влияниями исторической памяти в сфере образования. Она предполагает, что все интеллектуалы, связанные с процессом образования, будут следовать ее стратегиям. Иначе говоря, идеологическое противостояние убеждений, исходящих из узости самосознания или от претендентов на монополию земной и небесной истины, продолжает воспроизводиться, поднимаясь на высоты догматических кафедр, возводя стены неприятия и отвержения других.
Научная догма.
Современная догма во всех университетских системах не ограничивается изобильной агрессивной догматикой религиозных, политических и идеологических выступлений. Она присутствует во всей системе науки и образования. Правильная философия науки опирается на два основных принципа: все относительно и все подвержено развитию. Поэтому научное познание в свою очередь постоянно нуждается в обновлении форм и духа науки, ее методологии, философии, логики и практики. Научное познание, которое не обновляется, становится жертвой "псевдонаучного догматизма", следовательно, представляет собой величайшее препятствие развитию творческого научного разума.
Отсюда следует, что теория научной философии, до сих пор господствующая в познании, утверждает, что составные элементы научного предмета представляют собой два фактора: первый - это абстрактная образная сторона, а второй – опыт и реализм, необходимые для исследования всякого научного предмета. Это совершенно справедливо, но не достаточно. Научный разум не должен игнорировать фактор сверхчувственного познания, духовного мета-научного постижения вселенной и составных элементов бытия. И если современный научный разум не может его представить в чувственных и ощутимых формах, не может поместить в строгие рамки рациональной и логической систем, то это не отменяет этот третий фактор, который игнорируется большинством классических и современных позитивистов, адептов классической и даже современной логики.
Словно бы иррациональное в их понимании стоит ближе к миру мифологии или основам антинаучного мышления. Эта односторонняя позиция в корне ошибочна, потому что она не признает наличия логики "иррациональных" компонентов в человеческой личности. Подчас подобная логика, отвергаемая в её "наукообразном" понимании, несет в себе творческие просветительские стороны, определяющие ее высшие сферы, положения и выгоды в духе любви, счастья, творчества, божественного и космического света.
С другой стороны, научное знание должно всегда способствовать самоосвобождению от всего ненаучного, называемого эпистомологами "распространенным мнением" или "коллективным ощущением". Для того, чтобы научная образовательная система сохраняла свою эффективность, она должна всегда утверждать свою познавательную специфику, отсутствие опоры на традиционные гносеологические системы, в которых понимание бытия костенеет, становясь догматичным и заштукатуренным.
Достижения Эвклида в геометрии для своей эпохи были величайшими достижениями своего времени. Однако они превратились в научную догму, господствовавшую долее двух тысячелетий, пока не появился русский ученый Лобачевский, изменивший геометрическое уравнение. То же касается категорий времени и пространства, разработанных Ньютоном, пока их не перевернул Эйнштейн в двадцатом столетии, введя теорию относительности.
В этой связи нам представляется важным указать на то, что научная догма в познании, в свою очередь, влияет на систему просвещения и образования, которая применяется в школах, средних учебных заведениях и университетах. В периоды, когда множатся "врожденные свойства" догматов в науке и образовании, во главе их появляются старые образовательные системы, всегда побуждаемые мечтой о том, чтобы занять место научного познания в человеческом разуме. Необходимо, чтобы наука оставалась величайшим гуманистическим достоянием, способствующим движению жизни вперед. Однако без постоянного творческого обновления наука теряет свою созидательную ценность, превращаясь в застойную или разрушительную силу.
Прав ученый и мыслитель Давид Резник, преподаватель гуманитарных медицинских наук в Университете Восточной Каролины, руководитель Центра нравственности биологических наук, когда утверждал: "Ученые должны нести социальную ответственность за соблюдение нравственных обязательств и отсутствие поддержки науки обществом, ... в основе критериев нравственности в мире лежат два представления - общественный нрав и наука" [3]. Поэтому для того, чтобы наука сохранила свою гуманистическую ценность, ей следует постоянно брать на вооружение вопросы научной этики. Тем самым ее присутствие в жизни человека будет положительным и нравственным. С другой стороны учитель, преподаватель и исследователь, работающий в сфере просвещения, образования и науки, осужден постоянно обновлять методологические и познавательные принципы, для того, чтобы сделать путь образования непрерывным.
Непрерывное образование, обучение и самообразование.
Когда речь заходит о проблеме воспитания и образования, в том числе самообразования, многим кажется, что эта проблема касается только детей и юношества, в то время она предполагает процесс постоянного обновления знаний, совершенствования работы над улучшением человеческого потенциала в сфере научных, образовательных и аксиологических ценностей для того, чтобы сделать жизнь лучше.
Несомненно, дети представляют основное ядро воспитания. Известно положение о том, что все, усваиваемое ребенком в течение первых трех лет его жизни, определяет основные черты его личности и устремления. Поэтому воспитательные методы в сфере воспитания детей, а затем учащихся школ приобретают решающее значение. Они воздействуют посредством постоянной опоры на логические связи между причиной и следствием, работой над обсуждением просветительской стороны и структуры в сфере чувств, воображения и разума. Однако важно также раскрыть сознание наших детей, дочерей и сыновей, а также взрослых и даже стариков, к постоянному научному поиску в глубинах земли, просторах космоса и человеческом сознании.
В рамках нашей воспитательной системы мы должны постоянно заниматься обновлением самих себя для того, чтобы следовать за величайшими открытиями, которые переворачивают существующие идейные установки образованных слоев старых устоев, стремящихся сохранить косные убеждения. Переворот в системе этих установок вносит качественные изменения в исторический процесс, несмотря на сильное противодействие, оказываемое тем, кто их продвигает, со стороны слоев, живущих идеями прошлого. Очень важно, чтобы дети могли воспитываться в духе равноправия мужчины и женщины для того, чтобы не воспроизводилось безумие патриархальной культуры. Наши дети должны воспитываться в равноправии, доступном для всех мужчин и женщин, народов, наций и культур.
Необходимо пробуждать в каждом студенте с самых первых лет учебы понимание органического единства жизни на нашей планете и единства бытия. Следовательно, мы должны искоренять ту ущербную геоцентрическую систему представлений, ставящих человека в центр мироздания, согласно которой жизнь и цивилизация существуют только на нашей планете. В действительности планета Земля и жизнь на ней всего лишь очередная пересадочная станция безграничного движения. Органичная связь существует между ближайшими друг к другу планетами. Достаточно спросить себя, возможно ли наше существование без ближайшего нашего светила солнца. То же касается и других тел нашей солнечной системы и других космических солнечных систем. Поэтому мы должны учить наших детей и самих себя вместе с ними тому, что жизнь в космическом пространстве проходит в постоянной взаимозависимости. Все взаимосвязано в себе подобном в мире микро и макрокосмоса. Мы должны хорошо осознавать, что живем на хрупкой земной поверхности в пространстве огромной космической лаборатории.
Наше планетарное и космическое сознание зависит от выработки философии воспитания, открытой все проблемам бытия и образовательного процесса. Он состоит из длинной взаимосвязанной цепи знаний, методов и целей. Стратегическим приоритетом образования в мире должны стать полное искоренение неграмотности, поскольку в неграмотности кроется невежество. А невежество, как говорил немецкий философ Гольбах, это "отец ошибок". Поэтому необходима наука и культура, доступная всем. Также должна осуществляться действительная поддержка со стороны государства и отдельных лиц широкому и активному внедрению новых коммуникативных технологий.
В этой связи не существует успешного обучения без стремления к "качественному и серьезному" самообразованию. Серьезно следует выдвигать новые мысли и давать практические предложения. Серьезность как понятие и цель предполагает не ограничиваться разработкой методологии и активностью в сфере просвещения. Она относится и к нашим усилиям по поиску способов мышления, путей нашего взаимодействия с социальной средой, в которой мы живем. Надо расширять наши понятия качества и совершенства, выводя их на уровень мировых стандартов преподавателей и исследователей.
Также следует искренне и вдумчиво руководствоваться основополагающими творческими принципами, касающимися культуры уважения и культуры взаимопонимания, сотрудничества. В этом смысле современной системе образования следует опираться на значение обучения взаимодействию с целью качественного совершенствования образования на всех этапах жизни человека, начиная с детства и до последних дней. Любое уклонение и отступление от восприятия всего нового в мире знаний оставляет их приверженцев в лоне так называемой музеифицированной культуры и науки. Отсюда важность непрерывного образования и самообразования.
Школа и университет не должны ограничиваться сферой одного лишь академического образования, имеющего огромное значение. Их задачей должно быть воспроизводство общественного достояния и человеческой мысли, готовой к созидательному эффективному сотрудничеству в обществе и продолжению самообразования на протяжении всей жизни. Отсюда следует, что все те, кого волнуют вопросы образования, должны постоянно бескорыстно содействовать оснащению подрастающего поколения, учащихся средних учебных заведений и студентов университетов всеми техническими средствами, дающими возможность участия во всех новых познавательных сетях. Тем самым они способствуют активному построению образованного общества, которое представляет собой образец передовой цивилизации в городах и селах современного мира. Всякое отстранение и уход от активного проникновения в общество и экономику современного знания погружает в идейную и методологическую пустоту отживших традиций.
В процессе образования важно опираться на четыре базисные положения, выдвинутые ЮНЕСКО [4]. Вот они: обучение знанию, обучение бытию, обучение работе, обучение сосуществованию. В рамках этих основных положений или четырех задач образования школы, университеты, религиозные центры и все иные образовательные учреждения светского общества должны усердно стремиться стать центром обучения ценностям, способам жизни и мирного взаимодействия с теми или другими.
Для того, чтобы знание было полным и полезным, необходимо, чтобы человек начинал с познания самого себя, своих сил, областей тьмы и света внутри себя. Он должен работать над возвышением света, мудрости, покоя и любви и пытаться распространить их в окружающем мире, чтобы они зазвучали в общей симфонии гармоничного и прекрасного человеческого бытия. Как говорил предыдущий генеральный секретарь организации ЮНЕСКО Коиширо Манисура, "чтобы знание было полным, оно должно исходить из знания местного и особенного, так же как свет, наполняющий мир, исходит всеми цветами радуги" [5].
Образовательная система человека будущего.
Можно отметить периодичность происходящих системных кризисов, охватывающих не только государства, считающиеся районами бедного Юга, но также и государства, входящие в сферу Севера. Многие страны признают глубину кризиса и пытаются искать выходы из него. Эти "косметические" решения в длительной перспективе способны стать реальным выходом из системных кризисов. Напротив, все свидетельствует о том, что их острота со временем усугубляется. То, что некоторые консервативные движения прибегают к крайним экстремистским способам поведения в стремлении избрать для себя отвержение другого, или достичь своих целей другими фанатичными способами применения силы, заговорами и убийствами, не разрешает ни одного кризиса. Напротив, это становится неотъемлемой частью их продолжения, что, по нашему мнению, является, прежде всего, кризисом ценностей.
Отсюда мы видим, что выбор правильной аксиологической системы образования освобождает от негативных последствий исторической памяти в стремлении к разумному критическому диалогу с самим собой и с другими. Следует работать над правильным представлением всех социальных, культурных, политических причин, которые привели к катастрофическим последствиям во всех областях. Серьезное стремление создать правильную систему воспитания, прежде всего, должно опираться на принципы уважения и любви. Постоянное обучение разумному владению собой в духе нравственности и творческого взаимодействия с другими является главным ядром воспитания. Воспитание - это основа человеческой личности, благодаря которому происходит направление внутреннего компаса человека на уровне сознания и поведения.
Нравственные ценности в системе образования должны занимать главенствующее место в общей шкале ценностей. Без ценностей бытия у этого бытия нет смысла, иначе оно низвергается в пучину ошибок, эгоизма и зла. В нравственных ценностях нет места представлениям о том, что одна сторона - хорошая, а другая - плохая. Существуют лишь сами эти нравственные ценности, которые представляют собой сияющее ядро внутренней человеческой совести и всего бытия. В них кроется светлый смысл жизни, мироздания и его единство. Это понятия внутреннего покоя, мудрости, любви, сострадания, сотрудничества, справедливости и красоты. Они были источником вдохновения великих мыслителей, философов, писателей и ученых. Здесь скрывается высшее значение нравственного воспитания, которое должно сопровождать всю жизнь человека от колыбели до могилы.
Таким образом, система образования, которая опирается на нравственные ценности, является правильной аксиологической образовательной системой. Подобным образом в нашей жизни гражданин должен представлять собой основу заботы о будущем во всякой образовательной системе. Без определения действенной стратегии пробуждения философского понимания будущего, оно будет подвержено негативным воздействиям. Как гласит народная мудрость, "человек, который не владеет будущим, мертв". Так давайте обострим наши творческие позитивные усилия в области научной фантастики и нашем сознании для того, чтобы быть готовыми к построению лучшего мира. Он может быть лучше, если мы будем опираться на оптимистическую познавательную стратегию образования, основывающуюся на всех положительных достижениях человеческого опыта, дающего широкий простор взаимодействию нравственных ценностей и ценностей культуры, науки, духовности, красоты человеческого бытия, природы и мироздания.
Такая система образования способна мощно воздействовать на души людей, их сознание будет освобождаться от непомерных эгоистических побуждений, убийственного прагматизма и несправедливого позитивизма, от губительных убеждений удушающего социал-дарвинизма, поклоняющегося насилию, войне, презирающему нравственный долг человечества.
Нравственные ценности создают возвышенную духовную культуру. Творческие усилия начинаются с отдельных людей и продолжаются человеческими сообществами, государствами и цивилизациями. Только путем диалога и сотрудничества, плодотворного созидательного взаимодействия народов и отдельных людей возможен переход находящегося в кризисе человечества от эпохи разобщенности к эпохе единения, от эпохи нравственного падения к эпохе приверженности нравственности, от эпохи тирании к эпохе справедливости, от мрака к свету. Началом этого процесса должно стать интенсивное проникновение нравственности во все нормы жизни, в политику, экономику, средства массовой информации и культуру, искусство и науку и, разумеется, в образование на всех его этапах.
Все это может осуществиться, если будут отданы приоритеты аксиологической стороне воспитания подрастающего поколения, обновлению роли творческого духа и эстетики в душах людей. Этот дух составляет главнейшую и вечную сторону жизни. То, что мы заложим в сознание наших детей и молодежи, то мы и пожнем, когда они повзрослеют.
В заключении можно сформулировать следующие выводы: построения образовательного здания гуманистических ценностей на фундаменте культуры уважения, любви, доверия, справедливости, достоинства, свободы, добра, красоты, творческого согласия между человеческим, природным, божественным и космическим началами, достаточно для того, чтобы направить человеческую личность на созидание заветной гуманистической культуры.

Литература
1. Даниэль Ляб. Искусство мысли и человек. Москва, 2003, с.18 (на рус. яз)
2. Ценности, куда? Ред. Джером Банди, изд. ЮНЕСКО, 2005, с.28 (на араб. яз.)
3. David B. Resnik. The Ethics of science. An Introduction. Routlege, London and New Yirk, 1998, p.83.
4. Коэтширо Мацура. ЮНЕСКО и угрозы двадцатого века. Изд. ЮНЕСКО, март 2006, с.26-27 (изд. на ар. яз)
5. там же, с.17.