Форум провозглашает век духовного просвещения

ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАСЕДАНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА


Перешагнув рубеж третьего тысячелетия, человечество вошло в Новую Эпоху, о чём говорят и пишут сегодня очень много. И даже почти единодушно называют её основные признаки: справедливость, сотрудничество, разумность, гармония, природосообразность, духовность. Но чтобы эти качества проявились в реальности, чтобы наш мир утвердился на  достойных основах, необходимо перерождение сознания всего человечества. Процесс этот не сиюминутный:  «существующая в старом мире система мировоззренческих позиций… обретёт в Новом Мире более высокую форму как «мыследеятельность всеобщего сознания». Для этого нужна новая парадигма развития, в основание которой будут положены ценности Духовной Культуры, накопленные человечеством на пути эволюционного восхождения.

Понятие Духовной Культуры известно  давно. Чаще всего им пользовались представители религий для обозначения сферы внутренних устремлений, направленных к познанию Божественного Духа. В условиях Нового Мира, диктующего необходимость духовного единения, синтеза всех  параллельных течений и направлений духа, как религиозных, так и светских, Духовная Культура становится  «тем ключевым звеном,  той решающей точкой опоры, той нетленной сердцевиной, которая, в конечном счете, определяет развитие человеческой цивилизации». Систематизированная в синтезе религии, философии и науки, Духовная Культура,  этот наивысший коллективный опыт, устремляет сознание людей к вечным ценностям, следовательно,  приближает утверждение Новой Эпохи «как мировой целостности», все действия которой  «направлены на благо всеобщее».  
«Невозможно удержать стремительную мысль, как и невозможно остановить приближение Мира Нового». Однако следует признать, что молодое поколение, которому предстоит принимать непосредственное участие в построении будущего, не приспособлено к этому, не знает, ради каких идеалов, идей и прочих ценностей оно должно напрягаться в устремлении. «Сложность построения общества Нового типа заключается в некомпетентности и даже в незнании критериев и подходов к общественному сознанию…» Многие беды происходят по причине невежества, которое насеет отрицательный заряд всему, с чем сталкивается и  порождает  «такие ядовитые сорняки духовного невежества на ниве человеческого общения как эгоизм, жестокость, корысть, алчность, нетерпимость, фанатизм. Эти негативные качества в свою очередь плодят, подпитывают такие разрушительные для мира, для его устойчивости и равновесия явления и процессы, как экстремизм, терроризм, расизм, агрессивный национализм, преступность, коррупция, сепаратизм, социальное расслоение на богатых и бедных, и прочие губительные язвы человечества».
 В этой связи совершенно очевидна необходимость и важность просветления человеческого мышления - Духовного Просвещения, способного вывести планету «из тьмы духовного невежества».
I
«Основной смысл Духовного Просвещения – всё более глубокое постижение всеми и повсеместно Духовной Культуры, её места и роли в преображении человеческой цивилизации», в утверждении Нового Духовного Мира. «Просветить  - значит наставить на путь истинный», исключив насилие, формализм, навязывание  и легкомысленную  отвлечённость.
«Недалёкое будущее уже сейчас формируется в сознании человеческом, и если раньше требовалось только представлять его  во всевозможных аспектах, то на пороге Нового Мира все аспекты, складываясь воедино, создают субъективную модель». Таким образом, чистое, ясное, свободное мышление становится ключевым моментом Духовной Культуры. Необходима высокая просветительская деятельность, способная породить  новое  мышление, основанное на синтезе.
«Человеку всё доступно, если дух его растёт». Только просветительская деятельность, основанная на объективных знаниях, сохраняет мировое равновесие, координирует нормальное развитие общества. Однако, Духовное Просвещение не должно допускать формального применения знаний. Механическое, сухое, «казённое  знание приходит к человеку извне. Такое обучение является поверхностным, так как не выявляет опытного знания внутренней памяти, а нагружает  память текущей жизни, заботясь о скором постижении предмета». Подобное образование неестественно и ведёт к некомпетентности, а то и вовсе к безграмотности.
 Хотим мы этого или нет, Новый Мир, который строится самопреображением, основанном на совершенном знании, на истинных жизненных ценностях и объективном мышлении, уже ступает по планете, пока мимо нашего непросвещенного сознания. Тем насущнее  становится потребность в просвещении, иначе отставание развития сознания от эволюции может поставить человечество на край пропасти».
«Просветительская деятельность, основанная на объективных знаниях, рождает осознание действительности существования, несёт человечеству для его совершенствования энергию нового пространства и живого опыта. Тот, кто применяет свой опыт на практике освоения Нового знания, должен соотнести его с опытом неопровержимых истин. Если для прежнего мира была характерна приемлемость знаний, то для Нового Мира – преемственность Опыта.
Нынешнее время потому время действия, что человек начинает физически ощущать, что «промедление смерти подобно», что только просвещение, срочно применённое, способно не только создать условия для роста и деятельности общественного сознания, но и, объединив всё единосущное, сформировать само общество».
II
«Состояние мира требует единения всех позитивных сил. Испокон веков негативные силы разрушения объединены в интернационал тьмы. Следовательно, просвещение, сама организованность, тем более нуждается в сплочении светлых созидательных сил   в интернационал Света».
«Трудно понять высшие ценности сознанием, ограниченным знанием, «которое выработало человечество». Потому и живёт в людях стремление выйти за пределы планеты для вмещения знания, которое «выработано» Космосом. Осознание беспредельности мироздания разгонит туман знания, и отвлечённость станет реальностью».
 В этом свою решающую роль должна сыграть философия. «Платон считал философию величайшим из искусств и предварял ею науки. Речь идёт не о материально-мировоззренческой философии, несостоятельность которой уже видна невооружённым глазом, а о философии духовной, способной через поэтапное преображение сознания человека изменить его мировоззрение и преобразить мыслеоснову общества в мыследеятельность всеобщего сознания, то есть действительно осуществить переход от старого мира к Новому».
Одним из способов познания мыслеобразов является искусство. Оно призвано не только украшать, но и улучшать жизнь. «Жизненность искусства хранит божественный огонь, который  насыщает человека и может мгновенно преобразить дух». По словам В.В.Кандинского «Искусство вообще не есть бесцельное создание вещей, но есть сила и власть, полная целей, и должно служить развитию и утончению человеческой души…» «Только красота делает  человечество счастливым. Поэтому искусство призвано стать высшим стимулом для  возрождения и роста духа человека», для его духовного просвещения.
«Религия – путь к Богу. Без Бога нет пути. Бог есть Высший Иерархический Принцип, высшая цель устремления воли кверху, окружающая  планету как бы защитною сетью. Можно говорить о религии как о вероисповедании, ибо вера способствует росту самосознания и развивает человечество», а религиозное просвещение позволяет внутренне увидеть «целостность макро - и микрокосма в их нерушимой связи и взаимодействии».
К сожалению, системный кризис всех отраслей социума коснулся и религий мира в целом. В общественной жизни кое-где проявляются тенденции к религиозной конфронтации, претензии одних на своё исключительное положение без учёта сложностей  существующей социально-политической обстановки. Определённые проблемы возникают как между религиозными организациями, так и внутри. Искреннее  почитание иногда  заменяется внешним служением, которое сводится к исполнению ритуалов. И тогда в межрелигиозных отношениях проявляется «механический умственный плюрализм  с  поверхностной веротерпимостью» вместо «сердечной благожелательной вероуважительности». А ведь религии в первую очередь должны учить единению, а не проповедовать, действовать личным примером, а не назидать, чтобы просвещать и этим развивать человечество.
«Внутреннее преображение, прежде всего очищение, может произойти и через веру и молитву, и через искусство, и через медитацию – лишь бы результаты были благими. Но сегодня мало быть чистыми, необходимо ещё и быть разумными, и заботясь о чистоте духа (души), надо позаботиться о ясности разума». «Религию можно рассматривать и  как науку излучать внутренний Свет, чтобы соединить его с разумом, ибо малое сознание, омываясь Светом, ограничивается набожностью внешнего служения, а не одухотворяется высокими энергиями почитания». Потому духовное просвещение призывает  и верить, и действовать в духе и разуме!
Несмотря на различие религий, человечество  может стать единым «при возвращении единого (духовного) языка и осознания единой сути всех вещей и явлений – действия. Почитая действие основой всего, совершается взаимодействие. Так религиозное сознание человека связует землю и небо».  Так утверждается истинное Духовное Просвещение.
«Человеческий разум – посредник между началом и бесконечностью  и его можно рассматривать  как катализатор процесса синтеза.  Вселенная нравственна. Нравственный закон соединяет макрокосм с микрокосмом. Энергии пространства тождественны энергиям человеческого организма. Так созвучия Космоса не только отражаются в человеке, но и подпитывают его, делая чувствительнее и утончённее. Необходимость подвигнет науку вместить в себя как свои предметы, так и  всё, что ответит принципам построения Нового общества на основе религиозного знания».
«Нравственность освещает путь науке. Научение действиям, составляющим основу всего, задача религии. Без научения всё благое в человеке не будет иметь основание. Биология и нравственность неразрывны. Духовная Культура делает учёных  носителями синтеза. Развитие тонких восприятий представителями науки сблизит понятия науки и религии и приведёт их к гармонии. Утончение сознания позволит проникнуть в тонкую материю атома и заключить, что жизненная энергия – это божественный огонь, а не электричество, что материя является огненной (духовной ) субстанцией».
Сегодня, считаясь с требованиями нового времени, человечество может созидать Новый Мир своего духовного существования на синтезе науки, искусства и религии. «Наиглавнейшим  целебным средством от хаотичности следует признать просвещение, которое упорядочивает деятельность и нормирует развитие общества.
Духовное Просвещение – единственное, что выведет человечество из рутины беспросветного существования».
III
«Как огонь превращает дрова в пепел, так и огонь Духовной Культуры в перспективе способен спалить, превратить в пепел негативные качества человеческой личности. На всех континентах растет осознание, что Духовная Культура – ключ к преображению мира». Но в тоже время надо ясно понимать, что это, « хоть и достижимая, но весьма далекая цель. И двигаться к ней нам предстоит по  очень, очень трудной дороге, через Духовное Просвещение. В этой связи, в полной мере осознавая неотложность и важность духовного просвещения, способного раскрыть человечеству место и роль Духовной Культуры», Всемирный Форум объявляет двадцать первый век Веком Духовного Просвещения.
«Предстоит осмыслить, а затем  создать качественно новую всеохватывающую систему Духовного Просвещения, способную вывести человечество из тьмы духовного невежества».
Одним из важнейших направлений работы  Форума могла бы стать  Программа Духовного  Просвещения, в рамках задач которой будет необходимо:  
• развенчать образ жизни потребительского общества как антиэволюционный;
• понять и принять единые нравственные законы мироздания;
• повернуть общественное сознание от беспечности существования к необходимости ответственного действия по утверждению Духовного Мира.   
«Провозглашение нового преобразовательного вектора цивилизационного развития – лишь первый шаг к формированию идеологии новой цивилизации, основу которой составит Духовная Культура.
Задача Духовного Просвещения  как раз и заключается в том, чтобы  раскрыть, развить эту емкую формулу, воплотить ее в конкретные механизмы, институты, технологии, инструментарий социально-культурной инжинирии, способные в совокупности реально преобразовывать мир», тем более, что  сегодня уже можно сформулировать некоторые последовательные шаги практического воплощения идеи. Речь идет о сотнях, тысячах элементов, способных трансформировать систему изнутри», чтобы приблизить достижение основной цели – построение Нового Мира.  
В Концепции Форума вкратце  изложен основной механизм реализации: речь идёт о формировании передового отряда воинов Духовной Культуры - «духовно-творческой элиты человечества» и о сплочении всех «мыслящих людях доброй воли, понимающих абсолютную неотложность всемирных согласованных действий» вокруг этого центрального звена.
Метод, с помощью которого удастся изменить «конструкцию» общественного сознания также предложен: это синтез параллельных  течений и направлений, имеющих общую конечную цель. Предстоит  также обозначить и систематизировать тактические шаги, технологии, ресурсы проекта,  «которые смогут создать условия для образования новой общности людей, формирующей нового человека на всём пространстве  Духовной Культуры. Это поистине гигантская многоуровневая работа, которой человечество еще не знало, но к решению которой оно подводится всем ходом общественного развития».
«В новую эпоху перед человечеством действительно открываются  прекрасные перспективы. Но реализуются они или нет – это всецело зависит от самого человечества. Великие  возможности стучатся в наши двери, но выбор всегда свободен. И выбор этот – всецело в наших руках. Свет или тьма, строительство или разрушение – это решение самих людей.
Сегодняшняя действительность свидетельствует: далеко не факт, что открывающиеся перед человечеством возможности будут реализованы. К сожалению, нельзя исключать, что свободная воля в эгоистическом безумии своем может отринуть сужденный вариант счастливого развития эволюции. Только Духовное Просвещение способно мобилизовать человечество на продолжение эволюционного восхождения».
Член оргкомитета Полякова Ирина