I. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Вопросы будущего мира и человечества продолжают оставаться актуальными проблемами современного периода. На повестке дня как никогда остро стоит вопрос о необходимости обеспечения будущим поколениям условий жизнедеятельности и возможности дальнейшего эволюционного развития, которое заключается в действии Духовной Культуры - общей основы жизни для всех народов.
Духовная Культура – это многообразная и непрерывная связь высшего с низшим, духа и материи, это связь Человека и Бога. А меры сознания, способные обеспечить такую связь – это, прежде всего, искусство, наука и религия. Но, учитывая современные условия жизни, важным звеном в этой связи становятся средства массовой информации, так как оказывают огромное влияние на сознание человека, и, как следствие, на его мысли, дела и поступки.
Во многих странах мира, имеющих богатейшие культурные традиции, ежедневно распространяется информация, наносящая вред духовному и эстетическому развитию людей, в первую очередь, детей и молодежи. Просвети¬тельская, воспитывающая, объединяющая сила СМИ сегодня, к сожалению, утрачивается настолько, что усиливается угроза деградации общества, вместо содействия его эволюционному восхождению.
С каждым годом возрастает проблема информационной безопасности человечества. Большинство СМИ просто зациклены на стихийных бедствиях, происшествиях, скандалах. Насилия, ужасы и катастрофы в массовом сознании превращаются в обыденную норму. Идет уничтожение моральных ценностей и насаждение порочных стереотипов поведения.
Особенно преуспели в этом телевидение и интернет, которые оказывают огромное давление на сознание людей и находятся в настоящее время вне конкуренции по своим возможностям. Именно здесь наиболее активно проявляется одно из самых слабых звеньев современности – большая информационная свобода при недостаточном чувстве ответственности. А свобода без ответственности, без внутреннего стержня - Духовной Культуры приводит к вседозволенности и, как результат, ко многим бедам современности.
Современные СМИ должны в полной мере понять и принять Духовную Культуру как высшую ценность. В средствах массовой информации должно сформироваться осознание, что только Культура представляет собой вечную ценность и служит базисом для построения будущего. Полагая Культуру в основание своей деятельности, СМИ тоже могут стать действенной эволюционной силой, справедливой и целесообразной. Пока же реалии современной жизни показывают, что СМИ вне Культуры имеют деструктивный характер и часто оказывают разрушительное воздействие на сознание людей.
Современному миру нужна новая информационная культурная политика, не засоряющая, а проясняющая сознание людей. Никаким приказом нельзя запретить эгоизм, ложь, злость, корысть или ненависть. Лишь постоянным, терпеливым напоминанием о высших культурных основах можно сделать подобные проявления недопустимыми. В этом постоянном напоминании о добре, СМИ и должны видеть свою основную задачу.
Становление качественной журналистики идет очень медленно. Хорошая журналистика сегодня, к сожалению, вынуждена конкурировать с журналистикой, строящейся на рекламных и заказных материалах, которая приносит прибыль и выгодна экономически, но часто негативно влияет на морально-нравственное состояние общества.
В информационной среде разных стран мира существует заметное отличие. Где-то средства массовой информации создают психологический климат, способствующий раскрытию творческого и трудового потенциала граждан и экономическому развитию страны, а где-то главной задачей является погоня за прибылью и рейтингом. Но ни прибыль, ни рейтинг не являются показателями качества.
К сожалению, международная политика в информационной сфере не оказывает сегодня должного влияния ни на производство и распространение информационной продукции, ни на формирование правовой основы регулирования отношений в данной области. Современная информационная политика препятствует созданию здорового духовно-культурного общества, и, что особенно опасно, она дезориентирует молодежь.
Во все периоды истории, во всех странах мира самым насущным всегда было и остается формирование самосознания молодого поколения. Основное поприще приложения преобразующих сил культуры – это, несомненно, молодежь. Именно здесь развертывается основная битва за будущее мира. Поэтому срочно и неотложно необходимо выправлять ситуацию, концентрировать усилия СМИ на формировании позитивных ценностей. И главной задачей СМИ, в первую очередь, должна стать забота о воспитании молодежи.
Особый вопрос - чувство меры и ответственности в развитии рекламы. Во многих случаях реклама сегодня повинна в том, что отдельные проявления безнравственности попали в разряд общепринятых, и люди эти отклонения от Культуры начинают считать нормой. Необходимо заменить большую часть современной рекламы позитивной информацией. Гуманнее было бы рекламировать общечеловеческие ценности: межэтническое и политическое взаимопонимание, уважение к религиозным и культурным ценностям народов, здоровый образ жизни, стремление человека к активной и успешной деятельности.
Мы живем в период информационного общества, которое на наших глазах приобретает все более очевидный глобальный характер. И поэтому, для разрешения многих возникших противоречий международная общественность все чаще обращается к возможностям информационной культуры. В силу своей интернациональности информационная культура воспринимается как одно из универсальных средств решения многих проблем.
Но её нередко сводят к совокупности знаний об основных методах накопления, обработки и распространения информации, то есть к культуре обращения со знаниями, количественными данными и событийной информацией. На практике возникают еще более узкие трактовки информационной культуры, такие как овладение компьютерной техникой и методами программирования.
В цивилизационном контексте информационная культура:
- это совокупность систем общества, позволяющих получать человеку, общественным и государственным органам нужную информацию в нужное время и в нужном месте;
- это совокупность образов, создаваемых средствами массовой информации и определяющих все многообразие форм социального и личного поведения людей в соответствии с принятыми обществом ценностями;
- это формирование адекватной идентичности личности, способности делать правильный выбор стратегии жизни.
В таком понимании информационная культура действительно становится фундаментальным фактором массового цивилизованного поведения. Но ее нужно целенаправленно и осмысленно формировать, так как информация, ее качество и эффективное практическое использование постепенно становятся ключом, открывающим новые возможности общественного прогресса, что многократно повышает ответственность и самих деятелей СМИ.
Единая международная информационная политика в области СМИ должна быть направлена на укрепление единства народов мира, распространение культурных ценностей, формирование нравственных идеалов. Наряду с формированием уважения к подлинным духовным ценностям, общепринятым нормам поведения, необходимо защищать общественное самосознание от негативного воздействия информационной продукции, выработать меры противодействия деструктивной информации, распространяемой посредством спутникового, эфирного и кабельного телерадиовещания, периодических печатных изданий и иными способами.
Новая информационная политика должна обеспечить производство конкурентоспособной духовно-культурной продукции.
Подходить к этой задаче необходимо целостно на основе системного метода, сердцевину которого должна занять Духовная Культура во всем многообразии своих преобразующих возможностей.
II. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В РАМКАХ РАБОТЫ СЕКЦИИ
• Одной из приоритетных проблем международного значения является выработка стратегии, нацеленной на формирование единой международной информационной культуры общества.
• В соответствии с основами и принципами единой информационной культуры должны быть выработаны предложения и практические программы информационной деятельности применительно к различным средствам массовой информации.
• Острый вопрос современности - информационная безопасность.
• Как известно, духовная жизнь человечества складывается из двух основных частей: религиозной и светской. В совокупности эти сферы формируют Духовную Культуру человечества. Поэтому необходимо, активно используя многообразные возможности СМИ, искать пути и формы синтеза религиозной и светской духовности, укрепляя объединительные тенденции человеческого общества.
• Воспитание молодого поколения – приоритетная задача представителей средств массовой информации.
• Необходимость активного информирования мировой общественности через СМИ о принятых или намечаемых мерах содействия планетарному процессу гуманизации человеческого сообщества.
• Этические кодексы как инструмент профессиональной самодисциплины и нравственный ориентир в деятельности СМИ. Добровольное следование этическим кодексам без всякого насилия позволит избежать распространения недостоверной информации, использования прессы в чьих- либо корыстных интересах.
• В мире существуют многочисленные различные ассоциации журналистов. В потенциале это целая армия миротворцев, активных деятелей и творцов культуры кем должны быть и в своей основе являются журналисты. Важно только, чтобы работники СМИ чувствовали себя не просто посредниками в передаче информации, но и участниками всех общественных событий, частью большого единого человеческого общества.
III. ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПРИНЯТЫ В КАЧЕСТВЕ ИТОГОВЫХ НА СЕКЦИИ «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И СМИ»
Учитывая широкий круг проблем, связанных с распространением культурных ценностей и формированием нравственных идеалов в средствах массовой информации, представители общественности все чаще подчеркивают необходимость:
- разработки и реализации единой международной информационной политики;
- последовательного совершенствования действующего в разных странах законодательства, касающегося сферы СМИ;
- постоянных и согласованных действий журналистов и международной общественности.
Координация такой международной деятельности может быть реализована в рамках одной из инициатив Всемирного Форума Духовной Культуры – учреждения Ассамблеи Единства Народов, где одним из направлений совместной деятельности может стать Комитет по международной информационной культуре и политике.
Одним из итоговых документов секции предполагается разработка и утверждение Обращения к деятелям СМИ «Зов о Культуре», в котором планируется сформулировать главные духовно-нравственные основы деятельности представителей всех средств массовой информации.
Вторым важным итоговым документом секции может стать Проект Международного Этического кодекса журналистов, инструмента профессиональной самодисциплины и нравственного ориентира в деятельности СМИ.
В процессе дальнейшей подготовки Форума основные положения настоящей Концепции могут изменяться и дополняться.
С основными докладами:
- Фрей-Бургардт Дороти (Германия) - РТС Европа: Второй заместитель Президента, тема доклада: «Влияние средств массовой информации на формирование характера».