Астана, Казахстан
27-29 августа 2012г.
Jonathan Granoff
President Global Security Institute
Email address: jgg786@aol.com
Please respond in English
Relevant web site:
www.gsinstitute.org
В настоящее время в мире существуют пять зон, свободных от ядерного оружия, в которых участвуют более 112 стран Латинской Америки и Карибских островов (Договор Тлателолко от 1969г.), южно-тихоокеанского региона (Договор Раротонга от 1985г.), Юго-Восточной Азии (Бангкокский договор от 1995г.), Африки (Договор Пелиндабы от 1996г.) и Центральной Азии (Семипалатинский договор от 2006г.).
Вклад Казахстана по превращению регион, свободный от ядерного оружия, сначала отказавшись от его арсенала, а затем, встав во главу усилий по подписанию действующего договора о зоне, свободной от ядерного оружия, является своего рода историей успеха за его вклад в глобальное ядерное разоружение. Соответствующим выражением благодарности Казахстану и, в частности, Президенту Нурсултану Назарбаеву, Министерству иностранных дел и Мажилису Парламента РК, которые любезно организовали данную конференцию, должны стать наши обязательства и действия.
30 апреля 2010г. Генеральный секретарь Пан Ги-Мун выступил с обращением к участникам Второй конференции государств-членов и подписантов договоров по установлению зон, свободных от ядерного оружия, и совершенно точно описал вклад этих зон в мировую безопасность: «Зоны, свободные от ядерного оружия, являются историями успеха движения разоружения. Вы ведете своим примером». Южное полушарие нашей планеты практически является зоной, свободной от ядерного оружия. «Моей целью, нашей целью должно стать превращение всего мира в зону, свободную от ядерного оружия».
Угрозы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, глобальны по своему характеру. Экономическая, политическая и экологическая реальность требует от нас международного сотрудничества. Подобные усилия должны основываться на равенстве, справедливости, законности и заботе во благо всех. Необходимо новое определение безопасности, согласно которому она превратилась бы из чисто национальных усилий в глобальное общественное благо.
Сегодня, говоря о ядерном оружии, инцидент в любом месте скажется на всех и везде. Ядерный обмен в Южной Азии может стать международной катастрофой, а локальный инцидент в любом месте земного шара из-за своего влияния на глобальный климат может обернуться катастрофическими последствия, как, например, ядерная зима, масштабный голод и нарушение хрупкого баланса социальных отношений, которые мы зовем цивилизацией. Может ли Южная Азия стать зоной, свободной от ядерного оружия? Пакистан не уничтожит свое ядерное оружие из-за Инлии; Индия – из-за Китая; Китай ¬– из-за России; Россия – из-за Соединенных Штатов. Единственным решением данной угрозы нашей общей безопасности является глобальное, полное, необратимое и достоверное ядерное разоружение.
Это «целенаправленное обязательство» по уничтожению ядерного оружия, взятое на себя ядерными державами на Обзорной конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия 2000г., было вновь подтверждено на Обзорной конференции ДНЯО 2010г. в качестве конкретной задачи, поставленной перед собой всеми государствами-подписантами Договора, о том, что «все государства должны предпринимать специальные усилия по установлению необходимых рамок по достижению и поддержанию мира, свободного от ядерного оружия», при этом отмечая план действий из пяти пунктов Генерального секретаря ООН по ядерному разоружению, включающий предложение о принятии конвенции о ядерном оружии. Далее они признали, что данная работа является «безотлагательной» и должна быть конкретной.
Вместе с тем, Договор СТАРТ достоин нашей похвалы и высокой оценки, и даже Обзор ядерного потенциала США призывает к «обязательствам к построению мира, свободного от ядерного оружия» и инициацию «комплексной национальной исследовательской программы развития и поддержки движения по направлению к миру, свободному от ядерного оружия». Мы, однако, были бы неосторожны, если бы мы проигнорировали тот факт, что почти каждая страна, обладающая ядерным оружием, наращивает, расширяет или модернизирует свой ядерный арсенал. Мы также можем ожидать, что без движущей силы и прогресса по направлению к всеобщему, юридически проверяемому и осуществимому уничтожению ядерного оружия мы снова и снова будем возвращаться к проблеме о том, нужно ли отказываться от ядерного оружия. Эти дебаты, как и в прошлом, будут проходить в контексте сегодняшнего кризиса распространения.
Действительность такова, что мы имеем непоследовательный, нестабильный режим нераспространения, который неминуемо приведет к другому кризису распространения. Сегодня эта нестабильность проявляется на Ближнем Востоке с фокусом в Иране и Израиле. Завтра, если мы не станем действовать, возникнет еще один кризис. Это облако страха, возникающее в результате каждого кризиса, возвращает нас к обсуждению о том, разоружаться ли и как. Единственным решением по остановке этого цикла является нахождение четкого фокуса рамочных инструментов или принятие конвенции, запрещающей ядерное оружие. Сейчас самое время начать подготовительную работу по конвенции или рамочному соглашению.
Сегодня толчок вряд ли приходится ожидать из Москвы или Вашингтона. Эти столицы не начнут эту работу и не присоединяться до тех пор, пока политическая валюта разоружения не станет более ценной, чем валюта ядерного оружия. Кроме этого, наращивание разоружения укрепит важную работу по нераспространению.
Наращивание активности на высших уровнях государств является необходимостью, и в наших силах добиться его осуществления. Посредничество на высшем уровне является сегодня императивом. Рациональный анализ показывает, что ядерное нераспространение и режим разоружения сегодня находятся в тупике и страдает от кризиса недостаточной продуктивности.
Когда в 1980-х в результате Холодной войны возник кризис, Инициатива шести стран помогла разрубить мертвую спираль, ведомую Советским Союзом и США. Главы государств Греции, Индии, Швеции, Танзании, Мексики и Аргентины на высшем уровне и на благо всех выступили дипломатическими посредниками. Начиная с 1984г. вплоть до 1989г., они продолжали это дело. Затем процесс был инициирован Парламентариями Глобального действия, а после был подхвачен главами государств. Практические предложения помогли подвинуть две супердержавы к четкому прогрессу.
Сегодня четко назрела необходимость принятия подобных усилий. Вопрос уничтожения ядерного оружия должен быть заново поднят на высшем политическом уровне. Месседж должен быть сформулирован четко и ясно. Необходимо воспользоваться данной возможностью, признать серьезность момента, а страсть и способность продвижения всеобщего, юридически проверяемого и осуществимого недискриминационного уничтожения ядерного оружия должна быть поднята вверх по политической лестнице.
Каждый парламентарий, будучи осведомленным гражданином, должен продвигать обязательства и действия на высшем уровне. На каждой частной встрече в рамках дебатов Генеральной Ассамблеи ООН каждый выступающий должен требовать: «Пришло время уничтожить угрозу ядерного уничтожения, отказавшись от ядерного оружия». Каждый из нас должен сделать это.